Инсульт

Инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения, причинами которого чаще являются атеросклероз, гипертоническая болезнь, тромбоз — закупорка сгустком свернувшейся крови сосудов мозга или их эмболия (закупорка оторвавшимся сгустком крови). Тяжесть инсульта зависит от обширности кровоизлияний. Симптомы болезни: потеря сознания  нарушения сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, двигательной функции, поражения конечностей. 

После инсульта отмечаются специфические расстройства движений. Чаще всего при спастическом парезе или параличе бывают нарушены или полностью отсутствуют движения в плечевом суставе, от этого плечо прижато к туловищу и повернуто внутрь; рука согнута в локтевом суставе или (в редких случаях) свисает; невозможно повернуть руку ладонью вверх, выпрямить (если рука не свисает) пальцы — они обычно согнуты в кулак; повышен тонус разгибателей бедра, голени и сгибателей стопы — нога не сгибается, носок оттянут или свисает, поэтому человек при ходьбе выносит ногу вперед круговым
движением через сторону. При этих поражениях нередко наблюдаются психические отклонения (больной плачет или смеется, малоконтактен), у многих — явления синкинезии (непроизвольные движения), возникающие одновременно с произвольными движениями конечностей.

Инсульты сопровождаются парезом мышц лица: оно перекошено, как при парезе лицевого нерва, угол рта опущен, активные движения на всей пораженной половине лица отсутствуют: бровь не передвигается, глаз или не всегда закрывается или не открывается, губы не смыкаются, нередко нарушается речь, усиливается слюнотечение.

Больного укладывают на спину, под колено вытянутой ноги подкладывают валик диаметром 10 см, а под стопу — какую-либо опору (стопа должна быть согнута под прямым углом). По длине бедра, а иногда и голени кладут мешочки с песком, чтобы нога не поворачивалась кнаружи. Чтобы избежать чрезмерного напряжения мышц руки, ее укладывают на подушку, набитую ватой со стружкой или опилками (рука согнута в плечевом суставе под прямым углом, ладонь повернута вверх, пальцы выпрямлены). Для сохранения этого положения от пальцев до локтевого сустава накладывают лонгету, а на предплечье — мешочек с песком. Через 2—3 ч следует менять положение руки — выпрямленную руку положить вдоль туловища. На время занятий лечебной физкультурой все фиксаторы снимают.

Несмотря на тяжелое состояние больного, на 2— 3-й день назначают лечебную физкультуру. Пассивные движения выполняют по направлению от центра к периферии и от периферии к центру во всех суставах: движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и пальцах кисти; в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах и пальцах стопы. Каждое движение повторяют 2—4 раза. Движения для плечевого сустава: руку отводят немного в сторону, сгибают, выпрямляют, делают круговые движения, поворот ладони наружу (рука согнута в локте под прямым углом). Упражнения для пальцев, если они согнуты в кулак, делают в положении максимального сгибания в лучезапястном суставе. Движения для тазобедренного сустава, а также для стопы и пальцев ног выполняют во всех направлениях согнутой в колене ногой. По мере улучшения общего состояния дозировка каждого упражнения увеличивается до 8—10 раз.

При вялых параличах руку подвешивают на косынке (во избежание растягивания связок и капсулы плечевого сустава, а также последующего подвывиха головки плечевой кости), при спастических параличах — укладывают в специальную лонгету (рука разогнута в локте, большой палец отведен, остальные пальцы выпрямлены и зафиксированы специальным креплением).

Садиться можно только в сторону парализованной конечности, в противном случае можно упасть. Стоять разрешается лишь при наличии ортопедической обуви или лонгеты на парализованной ноге, с надетой сверху любой обувью.

Ходить надо с палкой или другой опорой, которую держат в здоровой руке. С лестницы сначала спускают больную ногу, к ней приставляют здоровую; при поднимании по лестнице сначала переставляют здоровую ногу и к ней подтягивают больную. Поворот на месте или во время ходьбы делают только в сторону парализованной ноги.

Гимнастикой в воде начинают заниматься после того, как больной сможет стоять. По мере появления активных движений включают упражнения с предметами, для разработки пальцев учатся удерживать сначала крупные предметы, затем мелкие. Физические упражнения те же, что и при травматических повреждениях пальцев.

При асимметрии лица с первых дней назначают мимическую гимнастику с произнесением звуков, как при парезе лицевого нерва, а также массаж: поглаживание, разминание, растирание, вибрацию. После массажа спины делают массаж лица.

Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и проявлениям сходен с тяжелым сотрясением мозга. Наиболее частые осложнения ушиба головного мозга — парезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки начала занятий лечебной физкультурой сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначают после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику — за несколько дней до того, как пострадавшему будет разрешено сесть.

При парезах и параличах пассивная лечебная гимнастика показана, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

В первом периоде упражнения выполняют из исходного положения лежа на спине. При всех видах повреждений головного мозга  исключают упражнения для  головы, так как они могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и т. д. Большое внимание уделяют дыхательным упражнениям (преимущественно статического типа и без движений руками) и упражнениям для мелких и средних мышечных групп рук и ног. В комплексы упражнений вначале включают 5—10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по 2—3 раза, остальные по 2—4 раза). Темп выполнения медленный. В первые 3—4 дня занятия проводят раз в день, а по мере улучшения общего состояния — 3—4 раза; их продолжительность увеличивается за счет новых упражнений и к концу первого периода может быть доведена до 15—20 мин.

Во втором периоде в минимальной дозировке выполняют дыхательные упражнения динамического типа с движениями рук и ног (1—2 раза) и упражнения головой и одновременно туловищем — наклоны, повороты, круговые движения (1 раз) из исходных положений лежа на спине и сидя. По мере адаптации число повторений увеличивается. После освоения движений головой и одновременно туловищем рекомендуются движения только головой. Эти упражнения делают между общеразвивающими и дыхательными в медленном темпе, по 1—2 раза, с паузами отдыха. При появлении неприятных ощущений паузы увеличивают.

Большое внимание уделяют ходьбе (после травматического повреждения головного мозга нередко нарушается походка), разнообразным упражнениям на удержание равновесия и на координацию движений, на внимание, точность, ловкость, постепенно увеличивая их число и сложность, тренируют память. При парезах и параличах упражнения выполняют с помощью здоровой руки или специальных приспособлений. При спастических параличах учатся самостоятельно расслаблять мышцы.
Занятия по втором периоде проводят 3—4 раза в день, продолжительность их 30—50 мин.

В третьем периоде, если здоровье полностью восстановилось, развивают все моторно-двигательные навыки. Упражнения выполняют из различных исходных положений, чередуют 1 дыхательное и 3 общеразвивающих или специальных. В занятия включаются сложные упражнения на координацию, удержание равновесия, с предметами, на снарядах, в положении вниз головой (в висе на кольцах), на гимнастической стенке, подвижные игры. Прыжки, подскоки и бег разрешает врач, в каждом случае индивидуально. При неполном восстановлении утраченных функций развивают и компенсаторно-заместительные двигательные навыки.

После удаления опухолей головного возможны сильные головные боли с тошнотой и ухудшение зрения, двигательные расстройства с координации движений,     иногда походки (в зависимости от локализации опухоли), потеря чувствительности. Если опухоль доброкачественная, то лечебную физкультуру назначают после снятия швов и той же методике, что и при вялых и спастических параличах (в зависимости от процесса поражения). При злокачественной опухоли лечебная физкультура противопоказана.

Из воспалительных заболеваний головного мозга чаще всего встречается арахноидит — воспаление паутинной оболочки мозга. Причинами могут стать травма, инфекция, осложнение после операции. Заболевание характеризуется головной болью, нарушением координации, вестибулярными расстройствами и другими симптомами. Лечебной физкультурой начинают заниматься при ослаблении головных болей. Выполняют общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения на восстановление утраченных функций: на координацию, удержание равновесия, быстроту реакции и др. Вначале в занятия включают простые и легкие упражнения, а по мере улучшения состояния усложняют их.

 
« Дистрофия миокарда   Инфаркт миокарда »