Начало >> Статьи >> Архивы >> Акушерство

Обезболивание родов - Акушерство

Оглавление
Акушерство
Анатомия женских половых органов
Внутренние половые органы
Связочный аппарат матки и яичников
Тазовая клетчатка
Кровоснабжение половых органов
Лимфатическая система половых органов
Иннервация половых органов
Развитие половых органов женщины
Физиология женских половых органов
Овуляция
Менструация
Изменения в половых органах в связи с овариально-менструальным циклом
Гигиена менструального периода
Физиология беременности
Передвижение и дробление оплодотворенного яйца
Образование зародышевых листков
Имплантация
Плацента
Пуповина, оболочки плодного яйца
Околоплодные воды
Плод в различные сроки беременности
Особенности физиологии внутриутробного плода
Изменения в организме женщин
Изменения в отдельных органах при беременности
Диагностика беременности
Положение и членорасположение плода в матке
Пальпация плода в матке
Определение срока беременности и родов
Определение срока дородового отпуска
Гигиена беременности
Женский таз
Мышцы и фасции таза
Размеры нормального таза
Внутренние размеры таза
Наклонение таза
Развитие таза
Асептика и антисептика в акушерстве
Лечебно-охранительный режим в акушерстве
Роды
Периоды родов
Механизм родов при затылочных предлежаниях
Последовый период
Подготовка роженицы к родам
Ведение периода раскрытия
Ведение периода изгнания
Ведение последового периода
Профилактика внутриутробной асфиксии
Методы оживления родившегося в асфиксии новорожденного
Обезболивание родов
Послеродовой период
Уход за родильницей
Уход за молочными железами
Послеродовая гимнастика
Уход за доношенным ребенком
Уход за недоношенным ребенком
Уход за новорожденным с внутричерепным кровоизлиянием
Патология беременности
Токсикозы второй половины беременности
Аномалии развития и заболевания
Аномалии пуповины
Пузырный занос
Многоводие
Маловодие
Преждевременный и запоздалый разрыв плодного пузыря
Аномалии развития плода
Внутриутробная смерть плода
Несостоявшийся выкидыш и несостоявшиеся роды
Влияние заболеваний женщин на течение беременности и родов
Беременность и заболевания сердечно-сосудистой системы
Беременность и аппендицит, заболевания кроветворных органов, нервной системы
Беременность и инфекционные, эндокринные заболевания
Беременность и неправильные положения, недоразвитие матки
Выкидыш и преждевременные роды
Внематочная беременность
Патология родов
Аномалии таза
Течение беременности и роды при узком тазе
Ведение родов при узком тазе
Неправильные положения и предлежания
Лобное предлежание
Лицевое предлежание
Высокое прямое стояние головки
Тазовые предлежания плода
Ведение родов при ягодичных и ножных предлежаниях
Поперечные и косые положения плода
Ведение родов при поперечном положении плода
Выпадение мелких частей
Многоплодная беременность и роды
Многоплодная беременность- течение беременности
Кровотечения во второй половине беременности и при родах
Преждевременная отслойка детского места
Патология последового периода
Гипотоническое и атоническое кровотечение
Поздние послеродовые кровотечения
Повреждения родовых путей при родах
Разрывы шейки матки, влагалища, промежности
Гематома, послеродовые свищи
Выворот матки, расхождение лонных костей, ранения половых органов
Патология послеродового периода
Послеродовые заболевания инфекционного происхождения
Отдельные формы заболеваний послеродового периода
Уход за больными родильницами
Акушерские операции
Метрейриз
Зашивание разрывов
Тампонация
Извлечение плода
Поворот плода
Кесарево сечение
Краниотомия, клейдотомия, эмбриотомия
Получение плацентарной крови для целей переливания
Родовспоможение
Борьба с абортами
Система родильной помощи
Приложения

Боль вызывает разнообразные реакции организма, в основе которых лежит стремление уничтожить источник болевого раздражения; таким образом, реакции на болевое ощущение носят защитный характер. Обычно в ответ на болевое раздражение возникает активная двигательная реакция.
Болевое раздражение оказывает угнетающее действие на центральную нервную систему, на деятельность внутренних органов.
Акушерская практика показывает, что боль сама по себе, а особенно в сочетании с эмоцией страха, нередко сопровождается нарушением физиологического течения родового акта: родовые схватки приобретают беспорядочный характер, их сила, ритм нарушаются.

Родовая боль не является необходимой при родовом акте.
В зависимости от локализации боли, различают два вида болевой чувствительности: болевую чувствительность кожных покровов и болевую чувствительность внутренних (висцеральных) органов.
Работами великого русского ученого акад. И. П. Павлова доказано, что внутренние органы имеют чувствительные нервные окончания. Их роль и значение изучены учениками И. П. Павлова— академиками К. М. Быковым и А. Д. Сперанским.
В обычных условиях жизнедеятельности организма раздражения, исходящие из внутренних органов, находятся под порогом ощущения и не осознаются.
Если же при раздражении внутреннего органа вовлекается значительное количество рецепторов и эти раздражения следуют одно за другим в течение длительного времени, то подпороговые раздражения при повторении суммируются, превышается порог чувствительности и ощущается боль. Это может быть и при надпороговой силе интероцептивных импульсов; тогда «прорыв» импульсов в кору может произойти и при однократном воздействии.
При интенсивных, повторяющихся сокращениях мускулатуры матки (схватки) или сильном растяжении гладкой мускулатуры внутренних органов получается ощущение боли.
Болевые ощущения, исходящие из внутренних органов, в том числе и из матки, равно как и исходящие из кожных покровов человеческого тела, по проводникам спинного мозга доходят до коры головного мозга через подкорковые отделы. В коре головного мозга происходит оформление болевого ощущения.
Когда наступает ослабление, истощение коры, что неразрывно связано с повышением активности нижележащих отделов, прорыв импульсов в кору облегчается.
Таким образом, чем «сильнее», активнее кора, чем меньше нарушены ее взаимоотношения с подкоркой, тем родовые боли будут менее выражены.
Раздражение, возникающее во внутренних органах, может доходить до центральной нервной системы и вызывать отраженные боли в соответствующем участке кожи. Например, болевые раздражения, исходящие из печени, воспринимаются в виде боли на коже правого подреберья, исходящие из матки — на коже нижнего отдела брюшной стенки, поясничной области, верхних отделов бедер; это — зоны отраженной болевой чувствительности.
Такие отраженные боли зависят от того, что каждый сегмент спинного мозга связан с определенным участком кожной поверхности; в этот же сегмент спинного мозга вступают и нервные волокна, идущие из внутреннего органа.
Чувствительность воспринимающих (рецепторных) приборов матки особенно повышается к концу беременности и непосредственно перед родами.
Под влиянием родовых болей повышается возбудимость в соответствующих сегментах спинного мозга, образуются зоны повышенной кожной чувствительности в соответствующих участках кожных покровов (нижний отдел брюшной стенки и поясничной области); роженица ощущает боль не в том месте, где она возникает, а в участке кожи, имеющем нервную связь непосредственно с тем же сегментом спинного мозга, куда вступают нервные волокна от матки и других органов малого таза.
Возникновение родовой боли связано с сокращениями маточной мускулатуры, с натяжением сосудистых стенок, с раскрытием шейки матки.
Указанные причины родовых болей имеют место у всех рожающих женщин. Однако степень их выявления в виде чувства боли у разных женщин весьма различна, что во многом зависит от состояния нервной системы, от типа нервной деятельности данной беременной.
При обезболивании родов важно не столько устранить причины, вызывающие боли, сколько всеми мерами бороться с самим ощущением боли, уменьшая или вовсе устраняя его.
На медицинских работниках лежит большая и ответственная задача — всемерно облегчать наступление материнства. Родовые боли, как и всякие другие боли, истощают нервную систему, и поэтому мы обязаны по мере возможности устранять их.
Обезболивание родов в буржуазных странах является привилегией богатых, — о работнице и крестьянке там заботиться некому. В Советском Союзе женщины окружены заботой и вниманием. Нигде обезболивание родов не имеет такого широкого применения, как в Советском Союзе.
В 1936 г. по инициативе проф. А. Ю. Лурье было начато массовое обезболивание при родах; с этого времени оно широко проводится в Советском Союзе.
Большое значение в развитии методов обезболивания имели работы проф. К. К. Скробанского.
Существующие обезболивающие средства при умелом применении их в части случаев делают роды безболезненными, а в большинстве случаев значительно уменьшают боли. Одни обезболивающие средства вначале преимущественно воздействуют на кору головного мозга, другие — на подкорковые центры, третьи — на периферическую часть чувствительных нервов.
Обезболивание родов может быть достигнуто путем словесного воздействия, путем применения ингаляционного наркоза, наркотических средств, вводимых внутрь, под кожу или в виде клизм, и путем местной анестезии зон отраженной болевой чувствительности или анестезией сакральных, пресакральных и пудендальных нервов путем введения в соответствующие отделы 0,25% раствора новокаина.
Ввиду продолжительности родового акта, для устранения или уменьшения сопровождающих его болей, требуется продолжительное обезболивание. Однако действие большинства наркотических средств в допустимой дозировке не превышает 2 — 2,5 часов.
Отсюда понятно стремление пользоваться для обезболивания родов комбинацией наркотических средств с таким расчетом, чтобы действие их было продолжительнее, чтобы после прекращения действия одного средства можно было применить второе, чтобы все это вместе взятое было совершенно безопасно для матери и для плода, а равно и не нарушало нормального течения родов.
Одновременно с применением обезболивающих средств по соответствующим показаниям применяют и средства, ускоряющие родовой акт, как, например, разрыв плодного пузыря, прием внутрь хинина, подкожное введение питуитрина, тимофизина.
Обезболиванию подлежат все женщины с нормальными родами.
Обезболивание методом внушения (К. И. Платонов) является весьма эффективным. Внушением в период беременности удается так подготовить женщину, что она во время родов легче поддается повторному внушению, а также действию различных обезболивающих средств.

Психопрофилактический метод обезболивания

Система и методика психопрофилактики болей в родах построены на основе применения принципов и закономерностей учения И. П. Павлова о ведущей роли коры головного мозга в родах, о взаимодействии процессов возбуждения и торможения, а также законов индукции.
Исходным положением при построении этой системы является признание необязательности родовой боли и ненужности ее для правильного течения родов. В построении системы психопрофилактики болей в родах учитывается роль отрицательных эмоций страха, отражается учение о второй сигнальной системе, учитывается влияние факторов социальной среды. В причинах развития родовых болей как массового явления при нормальных родах учитывается роль реакционных общественных идей (религия, предрассудки и т. п.).
В формировании родовых болей при нормальных, неосложненных в своем течении родах большое значение имеют отрицательные эмоции (неизбежность болей), внедрявшиеся окружающей средой в сознание женщины на всем протяжении ее жизни. Отсюда и происходит столь часто наблюдаемое состояние тревоги и страха предстоящих болей.
При этом методе обезболивания родовой акт проводится при активном участии коры, при мобилизации корковых функций, при активном участии роженицы в его осуществлении.
И. М. Сеченов писал: «...воля может подавить ...крик и всякое другое движение, вытекающее из боли, испуга и пр.»

Родовые боли могут не сопровождаться двигательными реакциями. В других случаях родовая боль сопровождается испугом, «волнением, криком и излишними движениями. Различная реакция женщин зависит от функционального состояния головного мозга, его высшего отдела — коры.
Метод психопрофилактической подготовки к родам имеет в виду, что кора головного мозга является ведущим органом в формировании болевых реакций.
Основой психопрофилактического метода, предложенного советским врачом И. З. Вельвовским, является дородовая подготовка женщины и правильное ведение родов. Важнейшим моментом дородовой подготовки являются мероприятия по борьбе со страхом и отрицательными эмоциями и ознакомление женщины с течением нормальных родов как с физиологическим естественным актом, при котором опасности и боли не являются неизбежными.
Подготовка женщины к предстоящим родам, ознакомление с течением родового акта исключают для нее возможность испуга, благоприятствуют эмоциональному покою, делают ее поведение сознательным и уравновешенным. Женщина узнает, что таксе родовые схватки, как нужно вести себя в различные периоды родового акта, как нужно правильно тужиться, знакомится с ощущениями, имеющими место в родах. Женщину обучают приемам обезболивания, основанным на активном участии роженицы при схватках.
Важнейшей и решающей частью всей подготовки является обучение беременной женщины системе последовательно применяемых во время родов приемов, целесообразных с акушерской точки зрения и мобилизующих кору головного мозга. Эти приемы сводятся к сочетанию правильного дыхания с поглаживанием зон отраженной чувствительности на коже. Пользуясь словом, удается добиться того, что для подготовленной женщины все происходящее в родах не является неожиданностью.
Психопрофилактическая подготовка начинается в консультации, где проводятся занятия с беременной женщиной. В работе женской консультации особое значение приобретают формы активной профилактики: наблюдение за беременной, патронаж, социально-правовая помощь, развернутая санитарно-просветительная работа.
Санитарно-просветительная работа проводится в двух направлениях: а) привлечение беременных к психопрофилактической подготовке; б) популяризация среди населения нового отношения к родам и к психопрофилактике болей в родах, проводимой на основе учения И. П. Павлова.
Для указанной подготовки желательно иметь в консультации отдельный кабинет. Если это осуществить невозможно, подготовку проводят в обычном кабинете.

В кабинете надо иметь мягкую кушетку и комплект наглядных пособий для занятий с беременными; в кабинете должно быть тихо.
Психопрофилактическая подготовка беременной в консультации начинается в сущности с первого ее посещения. С 34-й недели беременности проводят 5 — 6 специальных занятий через каждые 3 — 4 дня. Каждое занятие состоит из трех частей.
Первая часть включает общий и акушерский осмотр беременной, во время которого она получает ряд соответствующих назначений и наставлений.
Вторая часть состоит из объяснения процесса родов и ознакомления с приемами обезболивания по периодам родов; эта часть подготовки осуществляется с помощью педагогических приемов при учете доступности формы изложения материала для слушающих женщин; при этом используются наглядные пособия и проводятся практические занятия с тем, чтобы беременная усвоила преподаваемый ей материал.
Третья часть состоит из многократных повторений, рассчитанных на закрепление приемов обезболивания.
Занятия в консультации проводятся вначале в виде индивидуальной, а затем групповой подготовки и состоят из шести бесед-занятий (в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР № 142 от 13/11 1951 г.).
Первое занятие проводится индивидуально и посвящается клиническому обследованию беременной и собиранию анамнестических данных. Обращается внимание на возраст, образование, профессию, жизненный опыт беременной; устанавливается наличие психических травм, если таковые имели место; вскрывается содержание опасений, а возможно, и страхов, которые могут иметь «место в связи с ожидаемыми родами, причем выясняется не только содержание этих опасений, но и их источник, и интенсивность.
Издавна, из века в век, в сознании женщины; укреплялась мысль, что родовой акт — мука. Такое представление укреплялось в сознании женщины с юных лет.
В процессе психопрофилактической подготовки в сознание беременной внедряется представление о родах как о физиологическом явлении
Снятие страха перед родами необходимо для устранения возможности возникновения отрицательных эмоций и влияния их на силу болевых реакций. Устранение отрицательных эмоций и создание положительных эмоций — существенная задача всей системы психопрофилактики болей в родах.
Второе занятие, как и все последующие, можно проводить с группами беременных по 5 — 6 человек, в зависимости от помещения. Ни в коем случае группы не должны создаваться механически. Надо избегать больших различий в восприятии, а для этого надо руководствоваться интеллектуальным развитием, а не формальными признаками (образование, служебное положение).
Это занятие посвящается изложению в соответствующей научно-популярной форме родового акта как нормального физиологического явления. Беременная узнает, что роды являются функцией, в которой принимает участие весь организм, что в период беременности в организме женщины происходят значительные изменения: в ее нейрогормональной системе, в обмене веществ и др. Все это подготовляет женщину к предстоящим родам; разрушаются необоснованные представления об обязательной болезненности родового акта.
Излагаются анатомические данные о половых органах и о родовом канале, описываются изменения, происходящие в них во время беременности;
затем следует ознакомление с зрелым плодом (вес, рост, положение, члено- расположение).
Далее беременной излагают с клиническом точки зрения, родовой акт в целом, представляя роды как сложную нервно-мышечную работу, в которой принимает участие головной мозг, как сложный комплексный процесс, которым женщина должна руководить сама, активно в нем участвовать. Беременной указывают, что с появлением регулярных схваток она должна немедленно отправиться в родильный дом. При этом подчеркивают, что схватки она будет ощущать в виде сжатия, сдавления. Дается понятие о трех периодах родов; излагается механизм раскрытия шейки матки, значение и роль плодного пузыря.
Обобщая это занятие, следует подчеркнуть еще раз, что в первом периоде родов организм женщины выполняет большую работу, которой роженица сама управляет, этим еще раз подчеркивается, что роженица отнюдь не является пассивной «страдалицей», а активной управительницей родового акта.
В результате такой подготовки женщина не подходит к родовому акту, как к чему-то таинственному, а участвует в родах и правильно реагирует на связанные с ними ощущения.
Третье и четвертое занятие посвящается первому периоду родов, а именно — субъективным ощущениям рожающей женщины; дается представление о схватках и их регулярности, об отраженных зонах чувствительности на коже; излагается механизм раскрытия как механизм бережный и не вызывающий болей и объясняются «приемы обезболивания» схваток. Эти приемы заключаются в следующем:

  1. Глубокие, ритмичные вдохи и выдохи на протяжении каждой схватки.
  2. Легкое поглаживание (почти прикосновение) нижней половины живота в сочетании с вдохом и выдохом. Поглаживание производится концами пальцев обеих рук в направлении от средней линии живота кнаружи, в стороны в виде физкультурного комплекса:    движения рук сочетаются с ритмичным дыханием.
  3. Прижатие следующих точек: а) спереди — у передне-верхних подвздошных остей; б) сзади — у наружных углов поясничного ромба. При прижатии точек у передних остей ладони располагаются вдоль бедер, само же прижатие производится концами отставленных слегка вибрирующих больших пальцев.

Прижатие точек у наружных углов поясничного ромба достигается подкладыванием либо сжатых в кулаки кистей роженицы, либо подкладыванием валика. Все приемы должны выполняться со всей тщательностью.
Пятое занятие проводится по второму периоду родов. В начале занятия обычно справляются о самочувствии женщины, о том, как она выполняет предписанный ей режим, интересуются ее сном, функцией мочевого пузыря и кишечника.
Как всегда, изложение последующего должно исходить из предыдущего.
Примером могут служить нижеприведенные фразы.
«Итак, вы поняли, что роды представляют физиологический акт, требующий вашего активного поведения, требующий напряженной работы Вы не должны забывать, что этот акт потребует работы, потребует от вас большого нервно-мышечного напряжения, организованности и активности, но это обеспечит правильное течение родового акта и снимет тягостные ощущения».
Еще раз освещают явления, характеризующие конец первого периода родов, знакомят женщину с манипуляциями, к которым, возможно, придется прибегнуть (влагалищное исследование, разрыв плодного пузыря, катетеризация мочевого пузыря и др.) для того, чтобы женщина заранее была подготовлена к ним и не боялась их.
Объясняют, что с опущением головки на тазовое дно происходит давление на мышцы последнего и на прямую кишку, следствием чего являются позывы «на низ», желание тужиться. Объясняют значение правильных потуг для успешного проведения второго периода родов.
В качестве приемов обезболивания в этом периоде используется рациональная поза роженицы и правильное выполнение ею потужного напряжения. Для обезболивания предлагается правильная поза с приподнятым плечевым поясом, твердо и правильно поставленными нижними конечностями и фиксированными руками; опосредствуется само потужное напряжение, которое рекомендуется совершать в три приема. Беременная тренируется на задержку дыхания на протяжении примерно 20 секунд и на смыкание голосовой щели при развитии потуги.
Беременная обучается правильному дыханию, необходимому к моменту выведения головки:                        свободное дыхание со счетом при выдохе и расслаблением мышц верхних конечностей.
Не следует представлять женщине роды как очень легкий процесс, который позволил бы ей оставаться пассивной. Наоборот, в соответствующей форме следует фиксировать внимание на том, что беременной предстоит большая, серьезная и сложная работа, требующая напряжения всего нервно-мышечного аппарата.
Надо указать, что во втором периоде родов безусловно бывают неприятные, тягостные ощущения — распирание, давление на прямую кишку, но тут же надо и успокоить беременную, уверив ее, что эти неприятные ощущения — последние.
Шестое занятие является заключительным. Беременная женщина, готовящаяся к родам, получает положительную эмоциональную установку, содержанием которой является радость материнства. Материнство освещается как высокий и почетный гражданский долг женщины. Установленные правительственные награды за материнство и другие меры государственной заботы о женщине-матери неопровержимо свидетельствуют об этом. Материнство освещается как большое событие в личной жизни, обогащающейся новым, радостным и прекрасным содержанием.
В этом занятии дается положительная установка на родильный дом с изложением порядка приема. Беременная получает сведения об ожидающих ее манипуляциях, проводимых при поступлении. Указывается на необходимость доброжелательного контакта ее со всем медицинским персоналом, необходимость нормального питания, опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Беременная узнает о возможных дополнительных лечебно-диагностических мероприятиях (влагалищное исследование, вдыхание кислорода, вливание глюкозы, инъекции и т. д.).
При длительном промежутке между последней беседой и родами рекомендуется провести дополнительно 1 — 2 занятия, чтобы напомнить беременной все, что было ей уже сказано.
С беременными, не охваченными почему-либо предварительной подготовкой в консультации, проводится подготовка в родильном доме с момента их поступления. Понятно, для этого необходимо, чтобы в родильном доме, равно и в колхозном родильном доме, была на должной высоте общемедицинская и психогигиеническая культура и чтобы обстановка соответствовала требованиям, изложенным в главе VIII. Желательно выделять для подготовки отдельную комнату, чтобы весь персонал родильного дома от врачей до няни был обучен проведению психопрофилактической подготовки беременных и рожениц при их поступлении.
Для этого требуется: а) установить контакт с роженицей в процессе ее обследования; б) вскрыть опасения и страхи и устранить их рациональной беседой; в) обучить роженицу поведению в родах, использовав для этого все возможности — демонстрация поведения в родах женщин, прошедших подготовку, общение с успешно родившими, «передача опыта» подготовленной роженицей вновь поступившей, неподготовленной. Акушерка обучает роженицу применению установленных приемов в соответствии с периодом родов; наблюдает за правильным применением всех приемов, периодически ободряя роженицу, следит за точностью выполнения приемов, а в случае надобности дает указания. Конечно, такая спешная подготовка менее эффективна, и надо стремиться к тому, чтобы все беременные были своевременно охвачены систематической подготовкой в консультации.
Встречающиеся иногда неудачи в смысле незначительного эффекта проведенной подготовки или отсутствия такового в большинстве случаев объясняются недостаточно подробным изучением анамнеза, которое проводится без учета особенностей нервной системы беременной, при наличии неправильных общих установок на характер ощущений в родах, при недостаточной подготовке персонала, при низком уровне его психогигиенической культуры.
Следует отметить, что наилучшие результаты обезболивания отмечаются у беременных с чертами сильного, уравновешенного типа нервной системы.
Комплексная оценка результатов применения метода психопрофилактики болей в родах указана в приложении 7 (стр. 570).
В тех сравнительно редких случаях, когда психопрофилактика в целях обезболивания не дает должного эффекта, применяют медикаментозные средства.
Обезболивание родов медикаментозными средствами начинают в периоде раскрытия, но обязательно при наличии выраженных схваток и хорошо развившейся ритмичной родовой деятельности. Обычно к обезболиванию медикаментами приступают, когда наружный зев открыт не меньше чем на 2 пальца и головка низко стоит во входе таза (у первородящих женщин).
Для определения степени открытия зева, состояния плодного пузыря и положения предлежащей части плода перед началом обезболивания обязательно производят влагалищное исследование.
При обезболивании врач, а в отсутствие врача акушерка должны тщательно наблюдать за общим состоянием роженицы (пульс, дыхание), за характером родовой деятельности, за сердцебиением плода, выслушивая его примерно через каждые 10—15 минут, а после отхождения вод даже чаще — через 5 минут.
Если в процессе обезболивания обнаруживаются какие-либо патологические отклонения в течении родов (изменение в сердцебиении плода, ослабление родовой деятельности), — дальнейшее обезболивание прекращают.
Средства, применяемые для обезболивания родов при круглосуточном дежурстве врача-акушера
Начало периода раскрытия. Применяется одно из следующих средств:

  1. Свеча следующего состава:

Extr. Belladonnae 0,03 (три сантиграмма)
Pantoponi 0,02 (два сантиграмма)
Antipyrini 0,5 (пять дециграммов)
Butyri Cacao 1,5 (полтора грамма)
Примечание. Антипирин может быть заменен в той же дозировке аспирином, фенацетином, пирамидоном.
Техника применения. Пальцем в перчатке вводят свечу в прямую кишку поглубже, обязательно за сфинктер; повторное введение свечи не рекомендуется.
2 Раствор пантопона и сернокислой магнезии по прописи:
Sol. Pantoponi 2%          1,0 (двухпроцентного раствора
один грамм)
Sal. Magnesiae sulfuricae 20% 5,0 (двадцатипроцентного раствора пять граммов)
Техника применения. Смесь набирают в один шприц и вводят внутримышечно в верхне-наружный квадрант ягодичной области.
Конец периода раскрытия (открытие зева больше трех пальцев) и период изгнания.

  1. Пудендальная анестезия (применяется в начале периода изгнания).

В положении роженицы на спине с разведенными бедрами (желательно с применением ногодержателя) после предварительного обмывания кожи в области ягодиц и промежности смазывают ее иодом и вкалывают иглу со стороны промежности на 2 см медиальнее седалищного бугра и проводят на глубину 7 см с одновременным введением по пути анестезирующего вещества. Вначале игла вводится по направлению к ости седалищной кости, затем она перемещается в сторону половых губ и анестезирующее вещество веерообразно вводится соответственно направлению нервных волокон и кпереди по основанию большой губы (включая и ее переднюю треть). Добавочно анестезируется подвздошно-паховый нерв — делается укол в область лобкового бугорка. При пудендальной анестезии в каждую сторону вводят по 50 мл 0,25% раствора новокаина.

  1. Ликер следующего состава (на один прием):

Papaverini 0,02 (два сантиграмма)
Extr. Belladonnae 0,02 (два сантиграмма)
Spiritus Vini 15,0 (пятнадцать граммов)
Sirupus simplex 20,0 (двадцать граммов)
3. Ингаляционный эфирный наркоз. Обычно применяется при врезывании и прорезывании головки. Роженице через соответствующую маску дают капельный наркоз — дробные дозы эфира (всего до 20 мл) — до тех пор, пока она не успокоится, т. е. пока не будет достигнута поверхностная аналгезия. Как только это состояние наступит, наркоз прекращают и в дальнейшем наркотическое средство дают только в начале каждой новой схватки и потуги, чем и поддерживается дремотное состояние роженицы. По окончании схватки и потуги наркоз прекращают на все время паузы.

  1. Закись азота, иначе называемая веселящим газом, применяется в виде ингаляционного наркоза в смеси с кислородом в пропорции 85 : 15 при помощи специального аппарата и особой маски. Вдыхание закиси азота производится только во время схватки.

Выдающийся русский ученый С. П. Боткин в 1879 г. поручил одному из своих учеников доктору С. К. Кликовичу заняться изучением свойств закиси азота. Исследования С. К. Кликовича и послужили началом дальнейшего распространения этого средства. Идея применения смеси закиси азота с кислородом во время родов, так же как и первые опыты применения ее с указанной целью, принадлежат доктору Кликовичу.
Прежде чем приступить к обезболиванию, нужно обучить роженицу вдыханию газа; это делается в самом начале родов. Для лучшего эффекта необходимо делать глубокие вдохи и как можно дольше задерживать газ в легких.
Обученная этому роженица в дальнейшем сама пользуется маской — накладывает ее при появлении схваток и снимает при прекращении их. В этом состоит одно из больших преимуществ применения закиси азота.
Смесь закиси азота с кислородом не оказывает влияния на продолжительность и силу правильных маточных сокращений, что допускает длительное применение ее при полном сознании роженицы и не сказывается отрицательно на состоянии внутриутробного плода.
Смесь закиси азота с кислородом является наиболее эффективным средством из всех медикаментозных обезболивающих препаратов.
Противопоказания к применению ингаляционного наркоза
Ингаляционный наркоз нельзя применять при заболеваниях дыхательных путей.
Средства для обезболивания родов при проведении их акушеркой,
работающей самостоятельно (колхозные родильные дома), без врача
Период раскрытия.
Применяется одно из следующих средств:

  1. Свеча следующего состава:

Extr. Belladonnae 0,015 (пятнадцать миллиграммов)
Pantoponi 0,02 (два сантиграмма)
Antipyrini 0,5 (пять дециграммов)
Butyri Cacao 1,5 (полтора грамма)
Антипирин может быть заменен в той же дозировке аспирином, фенацетином, пирамидоном.
Техника применения. Пальцем в перчатке вводят свечу обычным путем, поглубже в прямую кишку, обязательно за сфинктер. Повторное введение свечи можно применить только один раз, но не ранее чем через 2 часа после введения первой свечи.

  1. Антипирин. Применяется per os по 0,5 г с повторением в случае надобности через 2 часа (но не более одного раза) или в свечах в сочетании с пантопоном по следующей прописи:

Antipyrini 0,5 (пять дециграммов)
Pantoponi 0,02 (два сантиграмма)
Butyri Cacao 1,5 (полтора грамма)
Свеча может быть введена повторно, но не более одного раза и не ранее чем через 2 часа. Техника введения та же, что и для свечи 1.
Период изгнания.
Применяется одно из следующих средств:
1. Ликер. Применяется per os с повторением в случае надобности, но не ранее чем через 2 часа и не более одного раза.
а)     Состав ликера:
Antipyrini 0,5 (пять дециграммов)
Spirit us Vini 15,0 (пятнадцать граммов)
Sirupus simplex 15,0 (пятнадцать граммов)
На один прием
б)     Состав ликера:
Papaverini hydrochloric! 0,02 (два сантиграмма)
Extr. Belladonnae 0,02 (два сантиграмма)
Spiritus Vini 15,0 (пятнадцать граммов)
Sirupus simplex 20,0 (двадцать граммов)
На один прием

  1. Ментоловый карандаш в составе:

Ментол 30 %
Парафин 70%

  1. Карболовый карандаш в составе:

Acidi carbolici liquetacti 1,0 (один грамм)
Paraffini solidi 20,0 (двадцать граммов)

Техника применения. Карандашом смазывают поверхности крестцово-поясничиой области, соответственно поясничному ромбу (ромбу Михаэлиса), и нижнего отдела передней брюшной стенки.
После назначения роженице какого-либо обезболивающего средства повторять его или назначать новое средство можно лишь в том случае, если, врач даст акушерке соответствующее указание или самостоятельно работающая акушерка убедилась в том, что данное раньше средство не оказало обезболивающего эффекта или что эффект его исчез.
Учет обезболивающего эффекта. Врач или акушерка вносят в историю родов краткое заключение о результате обезболивания, который определяется наличием той или иной степени потери болевого чувства (аналгезии) в течение всего родового акта с момента родообезболивания.
Окончательный эффект обезболивания устанавливается сопоставлением данных записей в истории родов (врача или акушерки) и сведений, получаемых от родильницы.
В соответствии с этим обезболенными считаются те роды, когда с момента применения обезболивающего средства (начало его действия) и до конца родов женщина не испытывала никаких страданий. Такой эффект обезболивания обозначают тремя крестами (+++) или цифрой 5.
Частично обезболенными считают роды, когда с момента применения обезболивающего средства (начала его действия) до конца родов роженица отмечала пониженное чувство боли или боль полностью отсутствовала в течение известного периода времени. Такой эффект обезболивания обозначают двумя крестами (++) или цифрой 4.
Слабый эффект болеутоления обозначают одним крестом (+) или цифрой 3
Отрицательным результатом обезболивания, обозначаемым знаком минус (—) или цифрой 2, считается тот случай, когда роды с момента применения обезболивающего средства до конца прошли без понижения болевого чувства.
Хранение и учет расходования обезболивающих средств. Все необходимые обезболивающие средства хранятся в особом шкафу под замком в родильной или предродильной комнате, причем хранение в этом шкафу других, не относящихся к обезболиванию средств или предметов строго воспрещается.
В шкафу хранят опись средств, применяющихся для обезболивания, и тетрадь, в которой учитывается поступление и расход обезболивающих средств.
Все медикаменты должны быть снабжены четко написанными этикетками и периодически проверяться.
Тут же в шкафу, на другой полке, должны храниться средства, применяемые в случае передозировки обезболивающих препаратов.
Ключ от шкафа находится у дежурной акушерки.



 
« Актуальные проблемы низкорослости у детей   Анализ многокомпонентных лекарственных форм »