Начало >> Статьи >> Архивы >> Акушерство

Послеродовая гимнастика - Акушерство

Оглавление
Акушерство
Анатомия женских половых органов
Внутренние половые органы
Связочный аппарат матки и яичников
Тазовая клетчатка
Кровоснабжение половых органов
Лимфатическая система половых органов
Иннервация половых органов
Развитие половых органов женщины
Физиология женских половых органов
Овуляция
Менструация
Изменения в половых органах в связи с овариально-менструальным циклом
Гигиена менструального периода
Физиология беременности
Передвижение и дробление оплодотворенного яйца
Образование зародышевых листков
Имплантация
Плацента
Пуповина, оболочки плодного яйца
Околоплодные воды
Плод в различные сроки беременности
Особенности физиологии внутриутробного плода
Изменения в организме женщин
Изменения в отдельных органах при беременности
Диагностика беременности
Положение и членорасположение плода в матке
Пальпация плода в матке
Определение срока беременности и родов
Определение срока дородового отпуска
Гигиена беременности
Женский таз
Мышцы и фасции таза
Размеры нормального таза
Внутренние размеры таза
Наклонение таза
Развитие таза
Асептика и антисептика в акушерстве
Лечебно-охранительный режим в акушерстве
Роды
Периоды родов
Механизм родов при затылочных предлежаниях
Последовый период
Подготовка роженицы к родам
Ведение периода раскрытия
Ведение периода изгнания
Ведение последового периода
Профилактика внутриутробной асфиксии
Методы оживления родившегося в асфиксии новорожденного
Обезболивание родов
Послеродовой период
Уход за родильницей
Уход за молочными железами
Послеродовая гимнастика
Уход за доношенным ребенком
Уход за недоношенным ребенком
Уход за новорожденным с внутричерепным кровоизлиянием
Патология беременности
Токсикозы второй половины беременности
Аномалии развития и заболевания
Аномалии пуповины
Пузырный занос
Многоводие
Маловодие
Преждевременный и запоздалый разрыв плодного пузыря
Аномалии развития плода
Внутриутробная смерть плода
Несостоявшийся выкидыш и несостоявшиеся роды
Влияние заболеваний женщин на течение беременности и родов
Беременность и заболевания сердечно-сосудистой системы
Беременность и аппендицит, заболевания кроветворных органов, нервной системы
Беременность и инфекционные, эндокринные заболевания
Беременность и неправильные положения, недоразвитие матки
Выкидыш и преждевременные роды
Внематочная беременность
Патология родов
Аномалии таза
Течение беременности и роды при узком тазе
Ведение родов при узком тазе
Неправильные положения и предлежания
Лобное предлежание
Лицевое предлежание
Высокое прямое стояние головки
Тазовые предлежания плода
Ведение родов при ягодичных и ножных предлежаниях
Поперечные и косые положения плода
Ведение родов при поперечном положении плода
Выпадение мелких частей
Многоплодная беременность и роды
Многоплодная беременность- течение беременности
Кровотечения во второй половине беременности и при родах
Преждевременная отслойка детского места
Патология последового периода
Гипотоническое и атоническое кровотечение
Поздние послеродовые кровотечения
Повреждения родовых путей при родах
Разрывы шейки матки, влагалища, промежности
Гематома, послеродовые свищи
Выворот матки, расхождение лонных костей, ранения половых органов
Патология послеродового периода
Послеродовые заболевания инфекционного происхождения
Отдельные формы заболеваний послеродового периода
Уход за больными родильницами
Акушерские операции
Метрейриз
Зашивание разрывов
Тампонация
Извлечение плода
Поворот плода
Кесарево сечение
Краниотомия, клейдотомия, эмбриотомия
Получение плацентарной крови для целей переливания
Родовспоможение
Борьба с абортами
Система родильной помощи
Приложения

Занятия гимнастикой проводятся со всеми здоровыми родильницами, начиная с первого дня после родов. Освобождаются от занятий гимнастикой родильницы с повышенной температурой и страдающие общими заболеваниями, при которых занятия гимнастикой противопоказаны. С родильницами, у которых имеются швы на промежности, а также с теми, которые подверглись oперативному вмешательству, следует проводить только комплекс дыхательных упражнений.
Занятия проводятся ежедневно утром, через час после завтрака, летом при открытых окнах, зимой после предварительного хорошего проветривания палаты. Занятия можно проводить индивидуально с каждой женщиной, но так как это требует долгого времени и совсем не обязательно, то лучше проводить их коллективно со всеми родильницами, находящимися в данной палате; это делает занятия более оживленными и интересными. Гимнастические упражнения преследуют следующие цели: научить родильниц правильно и глубоко дышать, укрепить мышцы брюшной стенки и тазового дна, укрепить всю нервно-мышечную систему, улучшить кровообращение и создать хорошее, бодрое настроение у родильницы. Гимнастику проводит подготовленная к этому акушерка или сестра под контролем и наблюдением врача.
Упражнения проводятся в медленном темпе, в ритм глубокому дыханию, от 4 до 8 раз каждое, в зависимости от общего физического состояния женщины, ее реакции на эти упражнения и дня занятий.
Общая продолжительность каждого занятия гимнастикой 5 — 10—15 минут.
Надо стремиться к тому, чтобы каждая выписывающаяся родильница продолжала и дома систематические занятия гимнастикой.
Описание упражнений
Первый день занятий
Упражнение № 1. Исходное положение лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Поднятие рук в стороны и вверх (вдох). Соединение ладоней вверху; соединенные руки, сгибая v локтях, опустить вдоль туловища (выдох).
Упражнение №2. Исходное положение то же. Подтянуть ноги, сгибая их в коленях, ступнями к ягодицам (вдох), ноги вытянуть (выдох) (рис. 173).
Упражнение №3. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни приближены к ягодицам, руки лежат вдоль туловища. Приподнять таз над постелью, опираясь на ступни и плечевой пояс (вдох). Опустить таз на постель (выдох). При вдохе втянуть в себя задний проход, при выдохе выпятить. Все упражнение называется «полумост» (рис. 174).
Упражнение №4. Повторение первого упражнения.


Рис. 173. Упражнение второе. Первый день занятий.

Рис. 174. Упражнение третье. Первый день занятий.

Рис. 175. Упражнение второе. Второй день занятий.

Рис. 176. Упражнение четвертое. Третий день занятий.

Рис. 177. Упражнение четвертое. Четвертый день занятий.

Рис. 178. Упражнение шестое. Четвертый день занятий.

Рис. 179. Упражнение четвертое. Пятый день занятий.

Рис. 180. Упражнение пятое. Пятый день занятий.

Второй день занятий
Упражнение № 1. То же, что и в первый день занятий
Упражнение №2. Исходное положение лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Сгибая ноги в коленях, подтянуть колени к груди (выдох), вытянуть ноги обратно (вдох) (рис. 175).
Упражнение №3. «Полумост».
Упражнение №4. Исходное положение лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Повернуться на правый бок, левую ногу согнуть в колене, стараясь прижать колено к груди (выдох), ногу вытянуть, не кладя ее на постель (вдох). Повернуться на другой бок и проделать то же с другой ногой.
Упражнение № 5. Повторение первого упражнения.
Третий день занятий
Упражнение № 1. То же, что и в первый день занятий.
Упражнение №2. Исходное положение лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Ноги согнуть в коленях, подтянуть колени к груди (выдох), вытянуть ноги вверх под углом 45° и вытянутые опустить (вдох).
Упражнение № 3. «Полумост» (рис. 174).
Упражнение №4. Исходное положение лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища. Опираясь на локти (рис. 176), сесть (выдох); движение начинается с поднимания головы с последующим сгибанием спины; опираясь на локти, лечь обратно (вдох).
Упражнение №5. Исходное положение лежа на животе, руки лежат под головой. Медленно согнуть ноги в коленях (вдох). Вытянуть ноги (выдох).
Упражнение № 6. Повторение первого упражнения.
Четвертый день занятий
Упражнение №1. То же, что и в первый день занятий.
Упражнение № 2. Исходное положение лежа на спине, руки лежат под головой. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их коленями к груди (выдох). Вытянуть ноги вверх перпендикулярно постели и вытянутыми положить на постель (вдох).
Упражнение №3. «Полумост».
Упражнение №4 (рис. 177). Исходное положение лежа на спине, руками держаться за бедра. Не опираясь на локти, сесть, наклониться вперед и руками коснуться носков ног (выдох), медленно лечь (вдох).
Упражнения №5 и 6. Исходное положение лежа на спине, повернуться на правый бок, согнуть левую ногу, прижимая колено к груди. Не опуская на постель, вытянуть ногу. Повторить 6 раз. Дальше повернуться на живот, согнуть ноги в коленях и медленно вытянуть (рис. 178). Повторить 4 — 6 раз. Повернуться на левый бок, согнуть правую ногу, прижимая колено к груди, не опуская на постель ногу, вытянуть; повторить 4 — 6 раз и повернуться на спину.

Упражнение № 7. Повторение первого упражнения.
Пятый день занятий
Упражнение № 1. То же, что и в первый день занятий.
Упражнение №2. Исходное положение лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Вытянутые ноги поднять вверх перпендикулярно постели (выдох), медленно опустить их на постель (вдох).
Упражнение №3. «Полумост».

Рис. 181. Общий вид палаты во время занятий гимнастикой.
Родильницы проделывают упражнение «полумост».
Упражнение №4. Исходное положение лежа на спине. Исходное положение для рук каждой женщины индивидуальное, в зависимости от ее физического состояния: руки могут быть приведены к плечам, заложены за голову (рис. 179) и т. д. Медленно сесть, наклониться вперед, коснуться руками пальцев ног (выдох). Медленно лечь обратно (вдох) (рис. 177).
Упражнение №5 (рис. 180). Исходное положение лежа на спине, руки лежат вдоль туловища, обе ноги, согнутые в коленях, подняты кверху. Ноги делают кругообразные движения, подобные движению ног велосипедиста, вращающего ногами педали. Дозировка индивидуальная. Упражнение это называется «велосипед».
Упражнение № 6 и 7. То же, что и в четвертый день занятий.
Шестой и седьмой день занятий
Упражнения те же, что и на пятый день занятий, только увеличивается нагрузка путем увеличения числа повторений. Так как в некоторых упражнениях, связанных с напряжением брюшного пресса, иногда трудно добиться правильного и глубокого дыхания и наблюдается задержка его, между такими упражнениями дается некоторый отдых, во время которого объясняют ошибки; женщина же в таких случаях после задержки дыхания всегда инстинктивно делает несколько глубоких вдохов. Периодическим отдыхом добиваются того, что пульс после занятий гимнастикой остается таким же, как и до занятий.
На основе указанных упражнений составляется комплекс, который выдается в печатном или от руки написанном виде женщине в день ее выписки домой. Предварительно с выписывающимися проводится беседа, разъясняющая роль гимнастики для женщины вообще и особенно для родильницы.
Примерная схема режима дня в нормальном послеродовом отделении родильного дома 6 час 00 мин. — 6 час. 30 мин. Измерение температуры тела, сосчитывание пульса, умывание родильниц; проветривание палат


6

-

30

»

 7

»

00

»

Кормление новорожденных

7

»

00

»

 8

-

00

»

Утренняя уборка родильниц

8

»

00

»

 8

»

30

»

Завтрак

8

-

30

»

9

»

00

-

Уборка палат

9

-

00

»

 10

»

00

»

Обход врача и одновременно в других палатах гимнастика

10

»

00

»

 10

»

30

»

Кормление новорожденных

10

»

30

»

 12

»

00

»

Отдых

12

»

00

»

13

»

00

»

Беседы врачей в палатах и с родильницами выписывающимися домой

13

»

00

»

 13

»

30

»

Обед

13

»

30

»

 14

»

00

-

Кормление новорожденных

14

-

00

»

16

»

00

»

Отдых и дневные назначения

16

-

00

»

 16

»

30

»

Чай

16

-

30

»

17

»

00

-

Кормление новорожденных

17

-

00

-

18

»

00

-

Измерение температуры тела, сосчитывание пульса; вечерняя уборка родильниц

18

-

00

»

 19

»

00

»

Отдых

19

»

00

»

19

»

30

-

Ужин

19

»

30

-

20

»

00

-

Вечерние назначения

20

-

00

»

20

»

30

-

Кормление новорожденных

20

-

30

»

21

»

00

»

Чай

21

-

00

»

21

»

30

»

Вечерний обход (врача, акушерки)

21

-

30

»

23

-

30

-

Отдых

23

-

30

»

— 24

-

00

-

Кормление новорожденных

24

»

00

»

— 6

-

00

»

Ночной сон

При таком распорядке дня родильница имеет достаточна времени для отдыха.
Санитарная обработка палаты для новых родильниц производится с 22 до 24 часов. В ночное время санитарки проводят уборку подсобных помещений, моют и кипятят судна.
Акушерка, помимо многократных обходов палат, в течение ночи просматривает записи назначений в историях родов, заготовляет в барабаны материал для стерилизации и следит за работой санитарок.



 
« Актуальные проблемы низкорослости у детей   Анализ многокомпонентных лекарственных форм »