Начало >> Статьи >> Архивы >> Акушерство

Акушерство

Оглавление
Акушерство
Анатомия женских половых органов
Внутренние половые органы
Связочный аппарат матки и яичников
Тазовая клетчатка
Кровоснабжение половых органов
Лимфатическая система половых органов
Иннервация половых органов
Развитие половых органов женщины
Физиология женских половых органов
Овуляция
Менструация
Изменения в половых органах в связи с овариально-менструальным циклом
Гигиена менструального периода
Физиология беременности
Передвижение и дробление оплодотворенного яйца
Образование зародышевых листков
Имплантация
Плацента
Пуповина, оболочки плодного яйца
Околоплодные воды
Плод в различные сроки беременности
Особенности физиологии внутриутробного плода
Изменения в организме женщин
Изменения в отдельных органах при беременности
Диагностика беременности
Положение и членорасположение плода в матке
Пальпация плода в матке
Определение срока беременности и родов
Определение срока дородового отпуска
Гигиена беременности
Женский таз
Мышцы и фасции таза
Размеры нормального таза
Внутренние размеры таза
Наклонение таза
Развитие таза
Асептика и антисептика в акушерстве
Лечебно-охранительный режим в акушерстве
Роды
Периоды родов
Механизм родов при затылочных предлежаниях
Последовый период
Подготовка роженицы к родам
Ведение периода раскрытия
Ведение периода изгнания
Ведение последового периода
Профилактика внутриутробной асфиксии
Методы оживления родившегося в асфиксии новорожденного
Обезболивание родов
Послеродовой период
Уход за родильницей
Уход за молочными железами
Послеродовая гимнастика
Уход за доношенным ребенком
Уход за недоношенным ребенком
Уход за новорожденным с внутричерепным кровоизлиянием
Патология беременности
Токсикозы второй половины беременности
Аномалии развития и заболевания
Аномалии пуповины
Пузырный занос
Многоводие
Маловодие
Преждевременный и запоздалый разрыв плодного пузыря
Аномалии развития плода
Внутриутробная смерть плода
Несостоявшийся выкидыш и несостоявшиеся роды
Влияние заболеваний женщин на течение беременности и родов
Беременность и заболевания сердечно-сосудистой системы
Беременность и аппендицит, заболевания кроветворных органов, нервной системы
Беременность и инфекционные, эндокринные заболевания
Беременность и неправильные положения, недоразвитие матки
Выкидыш и преждевременные роды
Внематочная беременность
Патология родов
Аномалии таза
Течение беременности и роды при узком тазе
Ведение родов при узком тазе
Неправильные положения и предлежания
Лобное предлежание
Лицевое предлежание
Высокое прямое стояние головки
Тазовые предлежания плода
Ведение родов при ягодичных и ножных предлежаниях
Поперечные и косые положения плода
Ведение родов при поперечном положении плода
Выпадение мелких частей
Многоплодная беременность и роды
Многоплодная беременность- течение беременности
Кровотечения во второй половине беременности и при родах
Преждевременная отслойка детского места
Патология последового периода
Гипотоническое и атоническое кровотечение
Поздние послеродовые кровотечения
Повреждения родовых путей при родах
Разрывы шейки матки, влагалища, промежности
Гематома, послеродовые свищи
Выворот матки, расхождение лонных костей, ранения половых органов
Патология послеродового периода
Послеродовые заболевания инфекционного происхождения
Отдельные формы заболеваний послеродового периода
Уход за больными родильницами
Акушерские операции
Метрейриз
Зашивание разрывов
Тампонация
Извлечение плода
Поворот плода
Кесарево сечение
Краниотомия, клейдотомия, эмбриотомия
Получение плацентарной крови для целей переливания
Родовспоможение
Борьба с абортами
Система родильной помощи
Приложения

А.      Л. КАПЛАН
АКУШЕРСТВО
(УЧЕБНИК)
ПЯТОЕ ИСПРАВЛЕННОЕ ИЗДАНИЕ
Главным управлением медицинских учебных заведений Министерства здравоохранения СССР рекомендован в качестве учебника для средних медицинских учебных заведений
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МЕДИЦИНСКОЙ литературы МЕДГИЗ — 1953 — МОСКВА

Объем и расположение материала учебника соответствуют программам, утвержденным ГУМУЗ Министерства здравоохранения СССР для учащихся фельдшерско-акушерских и акушерских школ.
Организация работы в родильных домах и родильных отделениях изложена в соответствии с инструктивно-методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР.
В виде приложения дан наиболее важный для акушерки справочный материал. Учебник может служить и пособием для фельдшериц-акушерок и акушерок в условиях их самостоятельной работы в колхозном родильном доме и на фельдшерско-акушерском пунктe.

ВВЕДЕНИЕ

Акушерство составляет часть гинекологии в широком ее смысле. Гинекология в переводе с греческого языка означает «наука о женщине», изучает все особенности, которые отличают организм женщины от организма мужчины.
Акушерство — это наука, которая изучает изменения в организме женщины, связанные с беременностью, родами, послеродовым периодом, а также методы профилактики и рациональной помощи во время беременности, родов и в послеродовом периоде и особенности ухода за новорожденными.
Стремление оказать помощь рожающей женщине и облегчить ей эти трудные минуты является вполне естественным, поэтому зачатки акушерства могут быть отнесены к доисторическому периоду медицины, пожалуй, к моменту возникновения человеческого рода.
Слово «повивать» означало «принимать младенца», почему и наука о родовспоможении носила прежде название «повивальное искусство».
Повивальная бабка, оказывающая помощь при родах, известна с древних времен. Греки называли такую бабку «отрезывательница пуповины».
Опыт многочисленных бабок передавался из поколения в поколение.
По сведениям, дошедшим до нас от летописцев, Евпраксия, внучка Владимира Мономаха, еще в начале XIII века написала медицинский трактат, в котором обобщила разнообразные медицинские сведения и впервые осветила вопросы гигиены женщины.
В течение веков акушерскую помощь населению оказывали невежественные бабки-повитухи. Их «знания» основывались на предрассудках и суевериях. Бабка парила роженицу в бане, при затянувшихся родах применяла подвешивание, разминание живота и ряд других приемов; при тяжелых родах бессильная помочь бабка взывала о помощи к богу. Но и бабку, которая брала сравнительно большое вознаграждение за помощь, приглашали, в связи с этим, только для перевязки пуповины и «повитая» ребенка; повитуха «исправляла» головку ребенка, туго пеленала его свивальником, «чтобы у ребенка не были кривые ноги», и «ставила матку на место».
Исключительно высокая детская смертность, калечение женщин, связанные с отсутствием медицинской помощи, с невежеством бабок-знахарок, привели к тому, что в середине XVIII столетия начали раздаваться отдельные голоса русских ученых-патриотов о необходимости проведения мероприятий по увеличению и сохранению российского населения. Первым поставил вопрос о борьбе с огромной детской смертностью как важнейшей государственной задачей гениальный русский ученый М. В. Ломоносов. В письме к министру Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» Ломоносов указывал на необходимость обеспечить население медицинской помощью.
Среди мероприятий, направленных к разрешению указанных задач, Ломоносов большое значение придавал постановке родовспоможения. Он предложил «выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке...». Для создания руководства по повивальному искусству Ломоносов рекомендовал созвать съезд наиболее опытных повивальных бабок и труды этого съезда издать как «наставление».
В 1754 г. по проекту П. З. Кондоиди Правительственный се нат впервые ассигновал средства для обучения бабок искусству повивания, и в 1757 г. были впервые открыты две повивальные школы в Москве и в Петербурге. Обучение в этих школах велось по книге московского профессора Эразмуса, которая называлась «Наставление, как каждому человеку вообще в рассуждение диеты, а особливо женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Для приобретения практических навыков ученицы работали у бабок. По окончании практики ученицы держали экзамен и получали звание «присяжных бабок» и право «отправлять бабичью должность».
Но и таких повивальных бабок было очень мало. Достаточно сказать, что профессор Эразмус за 20 лет своей преподавательской деятельности подготовил всего 35 повивальных бабок, из них только 5 русских.
В 1784 г. в Петербурге, а в 1801 г. в Москве при Воспитательном доме были открыты первые повивальные институты, которые ставили целью «снабдить столицы, а особенно губернии, опытными, искусными и образованными повивальными бабками». Это дело возглавили даровитые русские ученые Александр Михайлович Шумянский и Нестор Максимович Максимович-Амбодик.

Нестор Максимович-Амбодик- отец русского акушерства.

Одной из причин огромной заболеваемости и смертности родильниц и новорожденных Амбодик считал «помощь» невежественных бабок, калечивших матерей и детей.
Вот почему свой огромный талант он отдал подготовке медицински грамотных повивальных бабок.

Как патриот ученый Амбодик не мог мириться с политикой Екатерины II, заселявшей русскую землю и, в частности, Поволжье немцами-колонистами.
Помещая на одной странице своего учебника неизбежное «всеподданнейшее» посвящение царице, Амбодик поместил на другой странице следующие слова: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа прилежным соблюдением новорожденных детей, чем населением необработанной земли неизвестными чужеземными пришельцами».
Немало пострадал Амбодик, подобно другим лучшим русским людям своего времени, от «надменных пришельцев», стремившихся превратить Россию в колонию, монополизировать молодую русскую науку.
Амбодика по праву считают отцом русского акушерства.
У истоков русского акушерства видное место занимает и другой ученый-патриот Герасим Иванович Кораблев, врачебная

деятельность которого связана с Московской медико-хирургической академией. Кораблев был видным акушером, он написал ряд статей, научно обосновавших отдельные вопросы акушерства.
Он составил солидное учебное руководство по акушерству на русском языке — «Курс акушерской науки и женских болезней, или учение о жизни женской касательно половых отправлений, изложенное в физиологическом, диететическом, патологическом, терапевтическом и оперативном отношениях» (1843).
Основной мыслью всех высказываний Кораблева является неразрывная связь теории с практикой. «Практическое занятие акушерством, — писал Кораблев, — предполагает знание науки и без нее надлежащим образом производимо быть не может, а наука без практики хотя и может быть, но не принесет обществу пользы. Практическое упражнение без предшествовавшего теоретического познания науки есть ремесло или грубая эмпирия, и как благополучный успех, в этой эмпирии зависит от одной только удачи, то она человеческому роду приносит больше вреда, чем пользы».
«Образованные бабки» по своим знаниям немногим отличались от простых бабок. Однако и эту «квалифицированную» силу царское правительство направляло только в города, по-прежнему оставляя крестьянку даже без этой помощи.
В 60-х годах XIX столетия, с ростом капитализма в России и связанного с ним «освобождения» крестьян от крепостного права, население в поисках пропитания потянулось из деревень в города на заработки.
Существовавшие в городах единичные родильные приюты для «бедных, секретно беременных и незамужних женщин» не могли удовлетворить родильной помощью численно все увеличивавшийся «бедный класс». В городах, где развивалась промышленность, городские управления вынуждены были расширять сеть родильных коек. Для работы в родильных приютах потребовалось большое количество повивальных бабок, что побудило открыть и в других городах школы повивальных бабок.
В деревню боялись посылать мало-мальски культурную повивальную бабку, которая могла бы оказать влияние на уровень развития отсталой крестьянки.
Чтобы обеспечить собственное спокойствие и не тратить больших средств, земства готовили повивальных-бабок второго разряда из лиц с низшим образованием и обучали их повивальному делу всего лишь один год.
«Каждая ученица повивального искусства должна уметь читать и писать и быть не моложе 18 лет» (ст. 170, Свод законов, т. XIII) — таков был общеобразовательный уровень повивальной  бабки второго разряда. Заботы о деревне не выходили за пределы дворянской идеологии: «бабу» в лучшем случае можно было кое-как. лечить, но ни в коем случае не просвещать и не приобщать к культуре.
Политическое и экономическое бесправие женщины и особенно крестьянки — это неизбежный спутник капитализма. Держать женщину в кабале, эксплуатировать женщину как дешевую рабочую силу легче, если она неграмотна.
В начале XIX века некоторые русские женщины стали посещать лекции в университетах. Это вызвало тревогу царского правительства, и в 1863 г. был утвержден -новый университетский устав, запрещавший доступ в университеты женщинам даже в качестве вольнослушательниц.
Передовые деятели русской общественности поднимали голос в защиту прав женщины. Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?» устами своего героя Лопухова говорил: «Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно подавляет его, оно задушает его, а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был отвергаем и убиваем, а действовал бы».
Крупнейший русский врач и ученый Н. И. Пирогов настаивал на том, что «женщина должна занять место в обществе, более отвечающее человеческому достоинству...».
Но царское правительство не давало русским женщинам возможности получить высшее образование. Грамотные женщины, а тем более образованные женщины представляли угрозу для существования царского режима. И в чем бы ни проявлялась возможность просвещения русской женщины — оно в корне подавлялось правительством.
Все же, несмотря на жестокие законы и репрессии, ряд русских женщин ценой колоссальных усилий пробил себе путь к вершинам знаний. Среди первых русских женщин-врачей можно отметить Надежду Прокофьевну Суслову — дочь крепостного, снискавшую в народе почет и уважение своей практической и научной деятельностью.
Исключительную личность в истории женского врачебного образования представляет Варвара Александровна Кашеварова- Руднева как первая русская женщина, получившая в России диплом врача, сирота, не имея средств к существованию, она ценой неимоверного труда, граничившего с самопожертвованием, окончила отличницей школу повивальных бабок и добилась разрешения продолжать учение, чтобы стать врачом. Не легко было ей в академии. Царский режим России со всей силой обрушивался на Кашеварову за каждый шаг продвижения ее вперед.

«Я была одна, — пишет Кашеварова, — среди более чем тысячи студентов, и мне нужно было соблюдать величайшую осторожность во всех отношениях. За мной ведь следило столько зорких глаз, что малейшая ошибка повлекла бы мое удаление из академии, но начальство ничего не могло найти предосудительного в моем поведении».
С неимоверной борьбой за каждый шаг вперед Кашеварова пробивалась к цели и окончила Медико-хирургическую академию в 1868 г., избрав в дальнейшем своей специальностью акушерство и гинекологию.

Варвара Александровна Кашеварова-Руднева — первая русская женщина-врач, окончившая в России Медико-хирургическую академию.
В 1876 г. В. А. Кашеварова первая из женщин защитила в России диссертацию на степень доктора медицины на тему «Материалы для патологической анатомии маточного влагалища». Ею написан также ряд других научных работ по акушерству и гинекологии. Всю свою «врачебную» жизнь В.      А. Кашеварова провела в глухих уголках царской России.
Здесь она, наряду с лечебной работой, большое внимание уделяла популяризации знаний по гигиене женщины среди населения. Ею написана книга «Гигиена женского организма во всех стадиях жизни». В предисловии к этой книге Кашеварова пишет: «Я как первая женщина, получившая полное медицинское образование в России наравне с мужчинами, считаю своей священной обязанностью принести свой посильный труд на пользу русским женщинам».
Акушерка должна была только «лечить», что она тоже не всегда умела делать, но уж никакого права не имела просвещать. Самая невинная санитарно-просветительная работа акушерки в царской России считалась делом неблагонадежным.
В работе акушерки в советском понимании теснейшим образом переплетаются специальная медицинская и широкая организационная работа. Акушерская работа не может быть оторвана от общественной, тем не менее заниматься этой последней работой в царской России акушерка не могла. Сама по себе медицинская санитарно-просветительная работа понималась царскими жандармами как пропаганда; такую акушерку увольняли или высылали.
Несмотря на репрессии, все же немало акушерок было тогда в рядах революционеров.
Земства не тратили больших сумм на родильную помощь. Земская больница больше использовала единственную акушерку в качестве фельдшерицы, помощника врача при приеме больных, для работы в аптеке. Крестьянские хозяйства с их нищенским существованием, безлошадностью, большой радиус обслуживания при разбросанности деревень и загрузка акушерки посторонней работой приводили к тому, что даже единичные родильные койки в земских больницах и те пустовали, а крестьянки по-прежнему рожали с «помощью» бабок в своих грязных избах.

Очень плохо было поставлено преподавание акушерства и в высшей школе.
Только с 1765 г. стали читать в университете курс акушерства и то весьма сокращенный. Акушерство читалось вместе с патологией, терапией, физиологией, позднее стали его «пристегивать» к хирургии, к судебной медицине.
Много труда и времени было затрачено отдельными представителями русской медицины на то, чтобы обеспечить акушерству некоторую самостоятельность.

Иван Павлович Лазаревич.
Крайне медленно появляются в царской России акушерские клиники в университетских городах — Москве (1806), ) Харькове (1829), Казани (1833), Петербурге (1842), Киеве (1844). Появление клиник сказывается преимущественно на развитии русского самобытного акушерства.
На первых порах своего существования акушерские клиники были убоги; в большинстве университетов они насчитывали по нескольку коек. Достаточно сказать, что корифею русской гинекологии проф. В. Ф. Снегиреву в начале его научно-педагогической деятельности в Московском университете было предоставлено всего лишь 4 кровати для больных женскими болезнями и то в терапевтической клинике проф. Г. А. Захарьина.
Тем не менее русское научное акушерство гигантскими шагами шло вперед и уже во второй половине XIX века стало       подлинно самостоятельной наукой, освободившейся от немецкой зависимости и занявшей не только равноправное, но по богатству мысли ведущее место.
В славной плеяде основоположников русского акушерства и гинекологии особо должны быть отмечены: в Москве — В. Ф. Снегирев (184 7 — 1916), А. М. Макеев (182 9 —1913), Н. И. Побединский (1861 — 1923), А. П. Губарев (185 5 — 1931); в Петербурге — М. И. Горвиц (183 7 — 1883), А. Я. Крассовский (1821 — 1898), К. Ф. Сла^нский (184 7 — 1898), Д. О. Oтт (185 5 — 1929). Г. Г. Гентер (1881 — 1937), К. К. Скробанский (187 4 — 1946); в Казани — Η. Н. Феноменов (185 5 — 1918), В. С. Груздев (186 6 — 1938); в Харькове — И. П. Лазаревич (182 9 —1902), Н. Ф. Толочинов (1840—1908); в Киеве — Г. И. Писемский (1862 — 1937); в Томске — И. Н. Грамматикати (185 8 —1917).
Но выдающийся талант корифеев русской акушерской мысли не мог проявить себя во всей широте при царском режиме; их отдельные голоса тонули в море косности и невежества реакционного правительства.

Кронид Федорович Славянский.
Владимир Федорович Снегирев.
В России появляются выдающиеся специалисты — профессора акушеры-гинекологи, поднявшие русское акушерство на небывалую высоту, создавшие школы, из которых вышла в дальнейшем выдающаяся смена.


Ни в городах, ни тем более в деревнях царской России не было мало-мальски достаточного количества родильных коек, не было и достаточного количества повивальных бабок, вернее, в деревне их почти совсем не было. Родильная помощь была недоступна для деревенского населения. Около 98% всех родов в то время обслуживалось невежественными бабками-знахарками.
При капитализме, где господствует эксплуатация, где частная собственность на орудия и средства производства является основой существующего строя, где процветает медицинская частная практика, для которой каждый больной является средством наживы, нет заботы об оздоровлении населения страны. Капиталистический строй является непреодолимым препятствием на пути охраны здоровья трудящихся масс.

Дмитрии Оскарович Отт.
Викторин Сергеевич Груздев.
Убогое наследие получило советское здравоохранение от царской России. И на этом буквально нищенском фоне, в обстановке гражданской войны, голода, интервенции, партия большевиков и советское правительство, руководимые Лениным и Сталиным, с первых дней своего существования поставили своей задачей полностью охватить родильной помощью как городское, так и сельское население. Для советской медицины нет принципиальной разницы между городом и деревней.
В Советском государстве в основу здравоохранения положена профилактика. В программе Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) сказано: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья ВКП полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».
Стремясь прежде всего к проведению широких оздоровительных и санитарных мер, советская власть одновременно организует и лечебную помощь больным. Эта помощь доступна населению, она бесплатная и квалифицированная.
Такая профилактическая и лечебная организация возможна только при советской власти.
В странах капиталистических этого не может быть. Капиталист классово заинтересован лишь в том, чтобы подлечить выбывшего из строя по болезни рабочего — и то, если он ему нужен, — чтобы потом вновь ввергнуть его в круговорот эксплуатации. Советская власть, власть трудящихся, заботится о коренном оздоровлении населения.
Советское законодательство предусматривает максимальную охрану труда рабочего и работницы, предупреждение вредных условий работы. В этом принимает участие вся советская общественность.

С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции пролетариат создал учреждения охраны материнства младенчества, где родовспоможение стало основным звеном. В. И. Ленин и И. В. Сталин принимали личное участие в разработке всех законодательных актов, направленных к улучшению положения женщины-матери и ее ребенка.
«Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне».1
«...начатое Советской властью дело может быть двинуто вперед только тогда, когда вместо сотен женщин по всей России в нем примут участие миллионы и миллионы женщин. Тогда дело социалистического строительства, мы уверены, будет упрочено. Тогда трудящиеся докажут, что они могут жить и могут хозяйничать и без помещиков и капиталистов. Тогда социалистическое строительство будет стоять в России так прочно, что никакие внешние враги в других странах и внутри России не будут Советской республике страшны»2. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила ярмо капиталистической эксплуатации  русской женщины, открыла светлый путь советской женщине и сделала ее труд радостным, а материнство — счастливым.

Великая Октябрьская социалистическая революция поставила по-настоящему организацию родильной помощи. Советское государство, кровно заинтересованное в организации правильного родовспоможения, с первых дней своей власти создало охрану материнства и младенчества.
То, о чем могли только мечтать лучшие представители русской интеллигенции, русские врачи-общественники, с установлением советской власти стало действительностью.

Александр Николаевич Рахманов.
Среди наиболее выдающихся врачей-общественников в первые годы организации советского родовспоможения были В. П. Лебедева, Г. Л. Грауэрман, А. Н. Рахманов, Г. Н. Сперанский и некоторые другие. Это крупные организаторы родовспоможения, убежденно и настойчиво проводившие идеи широкой охраны материнства и младенчества. Развернуть свои организаторские способности, воплотить в жизнь свои идеи им удалось только при советской власти. Все накопленные знания, всю свою любовь и энергию они отдали служению на пользу русской женщине, работнице и крестьянке, на организацию советской охраны материнства.
В. П. Лебедева была первым организатором и заведующим Отделом охраны материнства и младенчества Наркомздрава, она принимала активное участие в создании первого в Советском Союзе Института охраны материнства и младенчества в Москве.
Г. Л. Грауэрман (1861 — 1921) стоял во главе одного из самых крупных в то время родильных домов в Москве, который был организован под его руководством.
А. Н. Рахманов (1861 — 1926) возглавлял один из крупных родильных домов в Москве, ныне родильный дом имени Крупской, выстроенный по его инициативе и по его проекту. После Великой Октябрьской социалистической революции А. Н. Рахманов активно участвовал в организации первого в Советском Союзе Научно- исследовательского института охраны материнства и младенчества и, в частности, Института акушерства с акушерской школой при нем.
Из года в год родильная помощь росла количественно и качественно. Вместо единичных родильных приютов выросла огромная сеть родильных домов с постоянными круглосуточными дежурствами врачей.
Наряду с улучшением родильной помощи в городах, большое внимание партия и правительство уделяли организации родовспоможения на селе. Единоличное крестьянское хозяйство препятствовало быстрой и широкой организации родовспоможения. С организацией колхозов резко изменилась и организация родовспоможения на селе. В 1934 г. по инициативе колхозного крестьянства была выдвинута новая форма стационарной родильной помощи на селе — колхозный родильный дом. Этот «новый вид сельского стационара был оформлен в законодательном порядке в 1935 г. на XVI Всероссийском съезде советов.
Это постановление съезда отражает великую заботу партии Ленина — Сталина о колхознице, о женщине-матери.
Гигантский рост стационарной и разъездной акушерской помощи, разумеется, сопровождался и количественным, и качественным ростом кадров. Подготовка кадров имела решающее значение для развития дела охраны материнства и детства. Была развернута широкая сеть специальных акушерских школ-техникумов. Возросло количество акушерок как в городах, так и особенно на селе.
Все это стало возможным только при советской власти. Ни в одной капиталистической стране не удастся создать такой организации здравоохранения. При капиталистическом строе с его жестокой эксплуатацией разорение и обнищание трудящихся масс, бесправие женщины делают невозможным проведение действительных мероприятий по охране здоровья матери и ребенка. Только там, где у власти становится демократия нового типа, народная демократия, там организация здравоохранения в интересах трудящихся делает огромные успехи (Польша, Болгария, Румыния. Чехословакия, Албания и другие народно-демократические страны).
В Советском государстве вся власть принадлежит трудящимся. Советское государство считает охрану здоровья матери и ребенка своим кровным делом; его законодательство по этому вопросу отличается глубокой принципиальностью, широким размахом и законченностью постановки вопроса.
Лучшей иллюстрацией этого является указ Президиума Верховного Совета СССР от 8/VII 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания „Мать-героиня” и учреждении ордена „Материнская слава’’ и медали „Медаль материнства”». Указ начинается так: «Забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского I государства».
В системе сельского родовспоможения акушерка заняла ведущее место, ее работа выросла в огромную политическую и организационную деятельность (см. главу XXXI). Организация колхозных родильных домов поставила акушерку в ряды самостоятельных работников и создала условия для широкого охвата колхозниц родильной помощью.

Своим авторитетным участием в общественной жизни, санитарно-просветительной работой советская акушерка воспитывает широкие массы колхозниц, окончательно и навсегда ликвидирует следы повитушества.
Советская школа акушерок перестала быть низшим учебным заведением, как это было до революции. Изменились в корне программы акушерских школ, структура акушерского образования и система подготовки советской акушерки. Для поступления в акушерские школы нужна хорошая общеобразовательная подготовка. Советская акушерка выходит из школы высококвалифицированным специалистом, высококультурным, политически грамотным работником. На доверенном акушерке почетном и ответственном участке организации родовспоможения, оказания необходимой помощи матери и ребенку она самостоятельно ведет широкую профилактическую и лечебную работу.
Качественные показатели работы акушерок очень высоки. Там, где хорошо работают акушерки, изжиты случаи запущенной акушерской патологии, сведена до минимума материнская и детская заболеваемость, а тем более смертность.
Советская акушерка оказывает скорую и неотложную помощь при акушерской патологии.
Блестящими успехами мы обязаны только советской социалистической системе организации родовспоможения; ни одна капиталистическая страна этого сделать не в состоянии.
Условия, в которых работает советская акушерка, и те широкие возможности, которыми она располагает, позволяют ей полностью обеспечить правильную постановку родовспоможения.
Подготовить такую квалифицированную акушерку, помочь ей в ее повседневной ответственной работе и является задачей настоящего учебника.



 
« Актуальные проблемы низкорослости у детей   Анализ многокомпонентных лекарственных форм »