Начало >> Статьи >> Архивы >> Анатомические варианты и ошибки в практике врача

Анатомические варианты и ошибки в практике врача

Оглавление
Анатомические варианты и ошибки в практике врача
Череп
Позвоночник
Ребра
Грудная клетка
Верхние и нижние конечности
Практические замечания по опорно-двигательному аппарату
Пищеварительный тракт
Варианты червеобразного отростка
Остатки зародышевого мочевого протока
Остаток кишечно-желточного или пупочно-кишечного протока
Дивертикулы сигмовидной кишки, аномалии кишечника, общая брыжейка
Удвоение пищеварительного тракта, врожденные кисты брыжейки, забрюшинные опухоли
Внутренние брюшные грыжи
Диафрагмальные грыжи
Наружные брюшные и паховые грыжи
Бедренные грыжи
Пищевод
Варианты развития кишечника
Печень, желчный пузырь, желчные протоки
Селезенка, поджелудочная железа
Почки
Мочеточник
Мочевой пузырь
Пороки развития мочеиспускательного канала у мужчин
Мужские органы размножения
Женские органы размножения
Нервные стволы
Кровеносные сосуды
Плечевая артерия
Ветви брюшной аорты и сосуды нижних конечностей
Вены
Общеупотребительные термины
Наиболее распространенные аномалии и пороки развития

Куприянов Василий Васильевич Воскресенский Николай Валерианович
Анатомические варианты и ошибки в практике врача
Издательство «МЕДИЦИНА». Москва — 1970

РЕФЕРАТ

Монографии является первой в отечественной литературе книгой, раскрывающей значение анатомических вариантов в работе практического врача. Авторы книги — высококвалифицированный анатом и хирург-клиницист — на основе богатого личного опыта и литературных данных приходят к выводу, что нередко игнорирование анатомических особенностей органов ведет к врачебным ошибкам.
Книга состоит из 5 глав, в каждой из которых убедительно показано клиническое значение аномалий развития и вариантов строения органов. Так, I глава посвящена вариантам строения костной системы, II глава — особенностям строения пищеварительного тракта.
В III главе описаны варианты выделительной и половой систем, в IV главе — варианты периферических нервных стволов и в V главе раскрыто значение анатомической вариабельности системы кровообращения.
Каждый раздел иллюстрирован соответствующими примерами из клинической практики. Книга снабжена 50 рисунками, в которых отражены наиболее распространенные аномалии и варианты развития органов.
В конце монографии приведен словарь терминов, обозначающих наиболее распространенные аномалии и пороки развития.

ВВЕДЕНИЕ

Как во всякой сложной работе, в практической работе врача случаются ошибки. Ошибка в диагнозе заболевания влечет за собой ошибку в лечении. В. Кулешов и Г. Голожинский (1966) привели довольно выразительную статистику расхождения амбулаторных и больничных диагнозов на примере лечебных учреждений Ленинского района г. Москвы. Оказалось, что при остром аппендиците расхождения диагнозов составляют 35,1%, при внематочной беременности — 69,9%, при кишечной непроходимости— 73,5%. Значительное число ошибочных диагнозов привело к неоправданной госпитализации больных и напрасной загрузке коечного фонда.
Каковы же причины ошибок и что надо сделать, чтобы их не было? На этот вопрос дают развернутые ответы авторы специальных книг — Н. И. Краковский и Ю. Я. Грицман (1959), Н. И. Блинов и Г. Л. Гомзяков (1962), Н. И. Блинов (1965), И. В. Данилов и А. Г. Караванов (1966) и др.
Анализ врачебных ошибок показывает, что не все они являются результатом невежества или небрежности; источником ошибок часто служит несовершенство специальных знаний.
В данной книге мы ставили своей целью показать только одну категорию причин врачебных ошибок, а именно причины, связанные с недостаточным знанием анатомии человека и в ряде случаев с пренебрежительным отношением к анатомической вариабельности. Н. И. Блинов (1965), возглавивший коллектив авторов, которые подготовили весьма нужную книгу — «Ошибки, опасности и осложнения в хирургии», обращает внимание на то, что для предупреждения ошибок необходимо тщательное изучение хирургической анатомии. Однако в книге не проведен анализ анатомических предпосылок врачебных ошибок.
Поэтому мы в нашей книге хотим напомнить варианты строения и расположения органов, включая и крайние формы их изменчивости.
Прошло более 100 лет с тех пор, как Н. И. Пирогов доказал необходимость безукоризненного владения суммой анатомических знаний для всех без исключения врачей. Сейчас уже не требуется отстаивать эту истину, ставшую аксиомой. Анатомия с первых дней обучения в высшей медицинской школе составляет основу специальных знаний будущего врача.
Но с течением времени накопленные сведения по анатомии человеческого организма постепенно забываются, на смену конкретным знаниям приходят общие представления. Нет ничего опаснее соблазна полагаться на эти «общие представления» при решении ответственных вопросов диагностики и лечения.
Анатомия составляет фундамент теоретической и практической медицины. Любое новое достижение хирургии есть в то же время триумф анатомии. М. П. Кончаловский утверждал, что каждый клиницист, подходя к изучению больного, должен пересмотреть свои знания по анатомии и физиологии применительно к клинической практике. В связи с этим необходимо сказать, что поколения врачей, воспитываемые в период бурного расцвета новых методов исследования и лечения, не всегда ценят и не всегда правильно используют надежные, проверенные жизнью средства обычного клинического исследования. Новая техника отнюдь не меняет содержания профессии врача.
У постели больного врач впервые появляется без рентгеновского аппарата и электрокардиографа. Он обязан обследовать больного с помощью доступных ему методик, обязан поставить диагноз и начать лечение.
Н. И. Пирогов указывал, что «без учения об индивидуальности (еще вовсе не существующего) невозможен и истинный прогресс врачебной статистики, хотя к ней и обратились именно для того, чтобы избежать трудностей индивидуализирования при постели больного».
Врач нередко представляет себе строение тела человека как некую абстрактную норму. В медицинском институте он проходит курс нормальной анатомии. С тех времен в его понятии сохраняются средние показатели размеров органов, типичные позиции их и локализация. Разумеется, жизнь убеждает в наличии вариантов, но степень отклонения от нормы в организме практически здорового человека обычно мало заботит рядового врача.
Убежденность в абсолютной непогрешимости учебников анатомии ведет к признанию незыблемости тех фактов, которые излагаются в учебнике. Ссылки на варианты и аномалии, если всякое отклонение от абстрактной нормы рассматривать как аномалию, лишь способствуют догматическому восприятию материала.
В нашей книге мы выделили выраженные индивидуальные (приобретенные и наследственные) признаки, которые имеют особое значение в практике врача.
В. Н. Шевкуненко одним из первых обратил внимание на диапазон изменчивости органов тела человека и вместе с учениками создал учение о типовой анатомии.
Средней нормы как таковой нет, потому что анатомические показатели колеблются в широких пределах. Например, вес мозга колеблется у здоровых людей от 1000 до 2000 г. У одних субъектов сердце лежит больше слева, а у других заходит на большее расстояние вправо от срединной линии. Разница в величине и растяжимости желудка очень велика (до 8 раз). Приведенные примеры различий находятся в границах нормы и не отражаются на жизнедеятельности организма.
Обширная вариабельность строения и наличие аномалий, т. е. запредельных вариантов, осложняют диагностику болезней и заставляют врача всегда творчески, а не стандартно подходить к лечению больных.
Редкость заболеваний таит в себе опасность ошибки. Но гораздо чаще ошибки встречаются при распространенных болезнях и связаны они с необычным анатомическим положением органов. Такие ошибки трудно предвидеть, и даже хорошее знание анатомии не всегда помогает их избежать.
Поводом для врачебной ошибки может служить еще и то, что первоначальные отклонения функций органов при заболевании не изменяют заметно их внешней формы и размеров, не нарушают их обычного топографического положения. Патологические изменения возникают не сразу. Вначале они существуют наряду с обычными анатомическими отношениями. Это затрудняет постановку диагноза по чисто анатомическим признакам.
Значительные трудности встречают врачи-педиатры, поскольку у детей даже обычные заболевания протекают иначе. Из-за анатомических особенностей детского возраста не всегда удается поставить правильный диагноз в самом начале заболевания.
Многие варианты развития у детей находятся еще как бы в скрытом виде. Позже на них наслаиваются приобретенные пороки. И. Г. Гусева (1948) при обследовании 1500 школьников от 7 до 16 лет выявила дефекты развития скелета в 37,6% случаев. Среди них были сутулость с резким грудным кифозом, сколиоз, плоскостопие. Профилактика этих дефектов является необходимым условием нормального функционирования органов грудной и брюшной полостей, а также опорно-двигательного аппарата.
Эту книгу мы посвящаем в первую очередь практическим врачам. Мы хотели бы помочь им предвидеть некоторые последствия неожиданных осложнений при, казалось бы, обычных, вполне мотивированных действиях.
Адресуя эту книгу практическому врачу, мы сознательно уклонялись от обсуждения вопросов развития и генеза наследственных вариантов, поскольку эти вопросы выходят за пределы непосредственной тематики книги. Из-за отсутствия соответствующих цифровых сводок нам пришлось отказаться от намерения привести числовые или процентные показатели частоты вариантов.
Материал в книге распределен по системам органов. Такой порядок изложения облегчает использование фактического материала. Предупреждение опасных ошибок в большинстве случаев иллюстрируется примерами из клинической практики, заимствованными как из литературных источников, так и из наблюдений авторов.
Анатомические термины на латинском языке соответствуют принятой в 1955 г. в Париже на VI Международном конгрессе анатомов «Nomina anatomica», получившей международное признание. В 1956 г. пленум правления Всесоюзного общества анатомов, гистологов и эмбриологов одобрил Парижскую анатомическую номенклатуру. Под названием «Международная анатомическая номенклатура» она опубликована под редакцией Д. А. Жданова в нашей стране в 1958 и 1964 гг.
Мы надеемся, что наша книга окажется полезной в практической работе врачей многих специальностей и прежде всего хирургов.

Не хочу казаться лучше, чем я есть на самом деле: все знайте, и ученики, и учителя, мои научные заблуждения, мои ошибки, а ученики пусть знают всех больше: они от этого только выиграют.
Я. И. ПИРОГОВ



 
« Анальгезирующие средства и нестероидные противовоспалительные препараты   Анемический синдром в практике участкового врача »