Начало >> Статьи >> Архивы >> Болезни лор-органов: профилактика

Как распознать раннюю глухонемоту - Болезни лор-органов: профилактика

Оглавление
Болезни лор-органов: профилактика
О профилактике заболеваний носа и околоносовых пазух
Что надо знать об ангине
Что надо знать об аденоидах
Что надо знать об аденоидите
Тонзиллит
Что надо знать о хроническом фарингите
О профилактике заболеваний гортани
Что надо знать о воспалении среднего уха
Как предупредить появление боли в ухе
Экзема уха и фурункул в слуховом проходе
О профилактике нарушений слуха
Как предупредить глухоту и тугоухость
Как распознать раннюю глухонемоту
Как овладеть носовым дыханием
О профилактике нарушений голоса
Как избежать осложнений при лечебно-профилактических манипуляциях
Как предупредить осложнения при ожогах глотки и пищевода
О вредных привычках, ведущих к лор-заболеваниям

Вследствие нарушения слуха в раннем детстве или с момента рождения, если ребенок оглох, еще не научившись говорить, развивается глухонемота. Глухонемота врожденная может носить наследственный характер, являясь признаком недоразвития, разрушения или отсутствия слухового нерва. Гортань и другие лор-органы у таких детей обычно не изменены. Глухота приобретенная является следствием заболевания уха, инфекционных заболеваний, эпидемического цереброспинального менингита и менингогенного лабиринта, сифилиса, травмы, интоксикации. Эти причины могут лишить возможности овладеть речью из-за потери слуха.
Глухонемота сравнительно редко бывает полной: чаще находят остатки слуха как при врожденной, так и приобретенной глухонемоте. Каких-либо изменений барабанной перепонки обычно не наблюдается. У новорожденных и детей раннего возраста распознавание глухонемоты затруднительно, однако возможно. Обычно никто из окружающих не подозревает о глухонемоте у ребенка до тех пор, пока тот не пытается «разговаривать». Нередко реакция ребенка на шум от падения предмета дезориентирует тех, кто не представляет себе, что внимание его привлечено не звуковым раздражением, а сотрясением, которое бывает при этом.
Если до развития глухоты ребенок уже говорил, то речь таких детей обычно становится монотонной, беззвучной, неясной. Из-за отсутствия слухового контроля впоследствии развиваются патологические изменения в артикуляционном аппарате, нарушаются дыхательная, фонаторная функции.
При необратимых изменениях в ухе глухота не поддается лечению. Однако восстановление или улучшение речи вполне возможны, и многие глухонемые дети впоследствии могут заканчивать не только средние, но и высшие учебные заведения; они становятся вполне полноценными членами общества. Если же остатки слуха не использовать как можно раньше, то в конечном счете они полностью угасают, что ведет к инвалидности. Однако это можно предупредить.
Сущность упражнений по восстановлению речи сводится к развитию словесного мышления, а также к развитию фонации, артикуляции и правильного дыхания, к расстановке правильного ударения. Определенное значение имеет улавливание ритмов, высоты звука и др.
Особенно важно предупреждение прогрессирования нарушений слуха и речи у маленьких детей. И вот почему. Если ребенок перестал слышать в возрасте одного-двух лет, то становится немым, а в два—четыре года — несформированная речь может сохраняться до года, в пять-шесть лет — разговорная речь становится монотонной, неразборчивой, невыразительной. Меняется психика ребенка, нарушается так необходимый ему контакт с окружающими людьми. Задача родителей — вовремя заняться обследованием и лечением такого ребенка. А возможности расширяются.
Создаются и новые компьютеры разного назначения. Уже разработан портативный аппарат искусственной речи, предназначенный для использования немыми и людьми со значительными дефектами речи. Сконструирован дешифратор, воспроизводящий субтитры в телевизионных передачах для глухих.
При нарушениях речи, заикании, при которых всегда в той или иной степени нарушается акт дыхания, большое значение придается дыхательной гимнастике. Главное в ней — ритмичность в сочетании с самовнушением.

Рекомендуем следующее упражнение:
1) принять удобную позу, чтобы грудь, шея и голова составляли прямую линию (живот втянут, грудь выпячена);
2) правой рукой нащупать пульс на левой руке, и все дальнейшие дыхательные упражнения делать, считая удары пульса;
3) вдохнуть воздух через нос, отсчитывая 5—9 ударов пульса;
4) задержать воздух в легких на столько же ударов пульса;
5) медленно выдохнуть через нос, отсчитав столько ударов пульса, на сколько было задержано дыхание;
6) прежде чем начать следующий вдох, необходимо пропустить столько ударов пульса, на сколько было задержано дыхание;
7) повторить упражнение 4—5 раз;
8) упражнение делать 4 раза в день, каждый раз заканчивая так называемым очищающим, вентилирующим и прочищающим легкие дыханием. Для этого следует:
а) вобрать воздух полным ртом;
б) удержать воздух в легких в течение 2—3 секунд;
в) сложить губы будто для свиста (не надувая при этом щек), затем с силой выдохнуть немного воздуха, остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять понемногу выдыхать его до тех пор, пока весь он не выйдет из легких.
В дальнейшем постепенно можно увеличивать время вдыхания и выдыхания до 10—12 ударов пульса. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать перед сном.



 
« Болезни крови у детей   Болезни нервной системы у детей »