Начало >> Статьи >> Архивы >> Человек-оператор и алкогольный стресс

Профессиональная работоспособность - Человек-оператор и алкогольный стресс

Оглавление
Человек-оператор и алкогольный стресс
Введение
Острая алкогольная интоксикация и работоспособность
Методология исследований
Моделирование видов деятельности и методы оценки работоспособности
Клинические проявления острой алкогольной интоксикации
Неврологические нарушения в различные сроки острой алкогольной интоксикации
Изменения физиологических показателей
Изменения гематологических показателей
Связь реакции на прием алкоголя с антропоморфологическими показателями
Сравнительная информативность различных клинико-физиологических показателей
Самооценка состояния и работоспособности
Изменения психологических свойств личности и психофизиологического статуса испытуемых
Сравнительная информативность различных психофизиологических характеристик
Изменение межличностных отношений при коллективной деятельности
Профессиональная работоспособность
Обнаружение с немедленным обслуживанием преимущественно сенсорно-перцептивного типа
Коллективная реальная деятельность, связанная с простейшими механизмами
Деятельность по типу компенсаторного слежения
Возможность пилотирования самолета
Заключение
Монтень  о пьянстве

ГЛАВА 5.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПРИ ОСТРОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ
Описанный в предыдущих главах комплекс неврологических, цереброваскулярных и вегетативных расстройств приводит к выраженному. зависимому от времени после воздействия снижению качества и надежности различных видов операторской деятельности. При этом полученные закономерности в целом соответствуют выявленным и рассмотренным в предыдущих двух главах клинико-физиологическим взаимоотношениям. Рассмотрим основные изученные виды операторской деятельности.

5.1. Изменение динамических операторских свойств испытуемых при сопровождающем слежении по положению

Приведенные на рис.5.1 изменения динамических характеристик операторов у испытуемых 10-й группы свидетельствуют о наличии изменений управляющих движений при отслеживании ступенчатых сигналов в течение нескольких часов после приема алкоголя. Наибольшие изменения претерпевает скорость реакции - в 1-й час после приема алкоголя она увеличивается в среднем на 35% (0,292+0,405 с), а у лиц с наибольшими проявлениями интоксикации - на 80+90%.

Восстановление нормальных значений времени реакции происходит к 10 + 12 ч.
Изменение времени и амплитуды движения отмечается в первые 4-6 ч и качественно характеризуется как увеличение размаха движений и некоторое замедление их скорости.

В 1-й час наблюдается увеличение обоих показателей, что может характеризовать преобладание возбуждения над торможением. К 4-му часу происходит уменьшение силы как возбудительных, так и тормозных процессов, что проявляется в снижении амплитуды движений при сохранении увеличенного времени их выполнения.
Наиболее чувствительным показателем считается "шум" оператора, характеризующий нестабильность его работы. Этот показатель не восстанавливается до нормальных значений даже через 16 ч после приема алкоголя.

Информационный поиск с отсроченным обслуживанием смешанного преимущественно моторного типа

Время выполнения упражнения на тренажере землеройной машины до и после приема алкоголя, а также количество ошибок, допускаемых при работе, представлены в табл.5.1.

Таблица 5.1
Показатели работоспособности у испытуемых 1-й группы, М±т

Примечания: в числителе - показатели опытной подгруппы, в знаменателе -показатели контрольной подгруппы.
* Р < 0,05 по сравнению с фоном

Анализ полученных данных показывает закономерное увеличение времени выполнения задания после приема алкоголя. Наиболее это выражено через 0,7 ч (на 31%) и 4 ч после приема (Р < 0,05). Через 8 ч разница достигла всего 6%, через 12 ч - это время осталось на уровне фоновых (до приема) цифр, а через 16 ч время выполнения упражнения даже улучшилось по сравнению с фоновым на 24% (Р < 0.01).
Близкие результаты были получены шведскими исследователями (Tornros. Laurell, 1991). При ОАИ с содержанием алкоголя в крови 1,1+-2,5 ‰ (в среднем 1,8 %о) время вождения тренажера по сложной трассе возросло на 25%.

Похмельный синдром не приводил к таким сдвигам.
Аналогичная тенденция отмечалась по количеству ошибок: резкое увеличение через 0,7 ч после приема (Р < 0,02) и значительное уменьшение (на 50%) через 16 ч после приема алкоголя. В то же время показатели контрольной группы стабильно улучшались с увеличением количества тренировок.
Анализ результатов изменения показателей работоспособности в 2-4 группах (табл. 5.2) подтверждает выявленные по 1-й группе закономерности. Увеличилось время выполнения задания, особенно значимо через 0,7 и 4 ч (Р < 0,05) после приема алкоголя. Увеличилось количество совершаемых при вождении ошибок, особенно в 3-й группе через 0,7 ч после приема алкоголя. Вполне естественно, что в указанные промежутки времени увеличился по сравнению с фоновым показатель безошибочного выполнения задания. причем это подтверждено статистически (Р < 0,05). В то же время показатели работоспособности в контрольной группе имели тенденцию либо не изменяться (время выполнения упражнения, количество ошибок при вождении), либо статистически значимо улучшаться. Последнее характерно для 2-й группы во временные промежутки, соответствующие 4 и 8 ч после приема алкоголя, а в 3-й группе -12 ч после приема.

Таблица 5.2
Динамика показателей работоспособности у испытуемых 2-4 групп. M+-m

Примечания. В числителе - значений показателей опытной подгруппы, в знаменателе - контрольной подгруппы.
* Р < 0,05 по сравнению с фоном;
** Р < 0,05 между опытной и контрольной подгруппами.

Анализ динамики показателей работоспособности на разных этапах выполнения упражнения, обеспечиваемых различными психофизиологическими качествами, показал, что временные  показатели выполнения статических отрезков упражнения по вождению (запуск двигателя, подготовка к работе машины) под действием алкогольной интоксикации незначительно ухудшались, большей частью в пределах 20% от исходного уровня (табл. 5.3). Во 2-й группе, практически независимо от различных сроков после воздействия алкоголя, эти показатели не изменялись, а в 3-й группе через 8 ч даже улучшились. В обеих названных группах они почти не отличались от показателей контрольных подгрупп.

Таблица 5.3
Динамика показателей работоспособности у испытуемых 2-3-й групп при выполнении компонентов упражнения по вождению машины, характерных для стоянки (запуск двигателя, подготовка к работе), М±т

Примечания. В числителе - значения показателей опытной подгруппы, в знаменателе - контрольной подгруппы.
* Р < 0,05 по сравнению с фоном.

Количество совершаемых на этих этапах вождения ошибок значительно возрастало в первые 40 мин ОАИ, а затем постепенно возвращалось к исходным величинам. В контрольных подгруппах количество ошибок имело тенденцию к уменьшению с каждым выполнением упражнения.

При этом в опыте в большей степени увеличивалось число грубых и опасных (с большими весовыми коэффициентами) ошибок, что, естественно, отразилось на существенном ухудшении в первые 0,7 - 4 ч после приема алкоголя уровня выполнения задания.
На "чисто водительских" этапах выполнения упражнения при движении машины сохранялась вышеописанная тенденция (табл. 5.4): достоверное увеличение времени выполнения упражнения (времени вождения машины) во все фиксируемые отрезки времени и резкое увеличение количества ошибочных действий в первые часы после приема алкоголя, причем, в первую очередь, грубых ошибок, представляющих опасность как для техники, так и для жизни испытуемых.
Такое сочетание неблагоприятных временных показателей вождения и ошибочных действий подтверждает опасность как для водителя, так и окружающих, нахождения за рулем транспорта после приема алкоголя, особенно в первые 4 ч.

Таблица 5.4
Динамика показателей работоспособности у испытуемых 2-3-й групп при выполнении компонентов упражнения по вождению машины, связанных с ее перемещением, M+-m

Примечания: В числителе - значения показателей опытной подгруппы, в знаменателе - контрольной подгруппы.
*Р < 0,05 по сравнению с фоном.
Сравнительные данные относительных сдвигов различных показателей в изученных группах (рис.5.2) позволяют сделать ряд важных выводов.


Рис. 5.2. Изменение времени выполнения упражнений (А, Б) и количества ошибок (В, при вождении у испытуемых 2-й (А, В) и 3-й (Б, Г) групп при выполнении стояночных двигательных компонентов вождения в различные сроки ОАИ (0.7-12 ч). По оси абсцисс - сроки после приема алкоголя, ч; по оси ординат - уровень показателя, % к фону. Заштрихованы показатели контрольной подгруппы.
* Р < 0,05 по отношению к фону.

Несмотря на то, что испытуемые 2-й группы начинали работать вечером и заканчивали эксперименты рано утром, а испытуемые 3-й группы- наоборот, существенных различий по показателям работоспособности установить не удалось. В обеих группах время выполнения упражнения по вождению через 8 - 12 ч после приема алкоголя не достигло исходного уровня (фона). Количество же ошибок, одинаковое в обеих группах, резко возрастая в первое время после приема, быстрее уменьшалось к 12-му часу и даже было несколько меньше исходного в 3-й группе, т. е. в той, которая заканчивала выполнение задания поздно вечером. Это также было характерно и для лиц, работающих в контрольной подгруппе.
Таким образом, наиболее выраженные изменения работоспособности наблюдались через 0,7 и 4 ч после приема алкоголя. Более заметные по амплитуде (но не по частоте достоверных сдвигов) изменения как индивидуальных, так и усредненных по группам показателей наблюдались в количестве ошибок и менее заметные - во времени выполнения упражнения. Это следует объяснить тем, что большая часть ошибок не приводила к снижению временных показателей работы, однако создавала опасность поломки машины. Наряду с этим, меньшую чувствительность временного показателя можно объяснить некоторым несовершенством тренажера, в котором скорость движения самоходной телеустановки по макету местности не регулируется.
Более чувствительными к влиянию ОАИ оказались показатели выполнения компонентов упражнения по вождению, что представляется достаточно логичным, так как "движение" тренажера было еще одним дополнительным раздражителем.
Анализ результатов по интегральному показателю - безошибочного выполнения задания - дает более выраженную картину изменения работоспособности под действием алкоголя, что говорит о более серьезных ошибках испытуемых после приема алкоголя.
Через 8 -12 ч показатели работоспособности восстанавливались, а в некоторых случаях даже превосходили исходный уровень Это можно объяснить улучшением тренированности в ходе работы, что подтверждено результатами в контрольных подгруппах.
Сравнение показателей работоспособности "ночных" и "дневных" групп не выявило заметного их различия, хотя клинические проявления воздействия алкоголя в "ночных" группах несколько более выражены (см. главу 3).
Однако о прямом переносе полученных данных на естественные условия вождения транспорта речь вести пока преждевременно. Ведь на тренажере, независимо от реального времени суток, обстановка на трассе вождения практически не менялась.

Закономерности, полученные во 2-й и 3-й группах при работе на тренажерах, были подтверждены на реальной технике (4-я и 5-я группы испытуемых).



 
« Человек и биологически активные вещества   Шейный остеохондроз, профилактика и лечение »