Начало >> Статьи >> Архивы >> Человек-оператор и алкогольный стресс

Возможность пилотирования самолета - Человек-оператор и алкогольный стресс

Оглавление
Человек-оператор и алкогольный стресс
Введение
Острая алкогольная интоксикация и работоспособность
Методология исследований
Моделирование видов деятельности и методы оценки работоспособности
Клинические проявления острой алкогольной интоксикации
Неврологические нарушения в различные сроки острой алкогольной интоксикации
Изменения физиологических показателей
Изменения гематологических показателей
Связь реакции на прием алкоголя с антропоморфологическими показателями
Сравнительная информативность различных клинико-физиологических показателей
Самооценка состояния и работоспособности
Изменения психологических свойств личности и психофизиологического статуса испытуемых
Сравнительная информативность различных психофизиологических характеристик
Изменение межличностных отношений при коллективной деятельности
Профессиональная работоспособность
Обнаружение с немедленным обслуживанием преимущественно сенсорно-перцептивного типа
Коллективная реальная деятельность, связанная с простейшими механизмами
Деятельность по типу компенсаторного слежения
Возможность пилотирования самолета
Заключение
Монтень  о пьянстве

Анализ показателей качества деятельности в режиме маловысотного горизонтального полета (14-я группа) показал наличие выраженных изменений. Обобщенные данные для всей группы операторов, отражающие выявленные сдвиги, представлены на рис.5.8.
Исходные показатели качества деятельности (фон) были достаточно высоки. Семеро операторов из 11 выдержали заданный режим в пределах установленных допусков, у 4 человек точность пилотирования была оценена как работа с умеренными отклонениями. Этот факт свидетельствует о хорошем уровне тренированности в целом по группе испытателей. Наличие некоторых отклонений у части из них может быть связано с периодом врабатываемости на первом этапе эксперимента.
Прием алкоголя вызывает значительные изменения в процессе пилотирования, величина которых связана со степенью опьянения в конкретный момент времени.
Наблюдение с пульта инструктора за процессом пилотирования показало, что управление тренажером операторами проводилось по какому-то одному произвольно выбранному параметру. 

Так, при наборе высоты для занятия исходного режима скорость уменьшалась до критических значений вплоть до сваливания, что указывало на отсутствие контроля последнего параметра в процессе работы, В процессе пилотирования постоянно возникал крен, который не компенсировался испытателем. Наблюдение за оператором показало, что его взгляд был направлен в одну точку, а не "бегал" по приборной доске, как это было в фоновых исследованиях. Таким образом, структура сбора информации претерпевала значительные изменения, связанные с ухудшением переключения внимания при восприятии инструментальной информации.

О наличии значительного ухудшения процессов восприятия под влиянием приема алкоголя свидетельствует и появление ошибок в считывании показаний приборов. Особенно четко это проявилось в использовании данных двухстрелочного высотомера. Сразу же после приема алкоголя, а также через 4 ч последействия, было зарегистрировано по 3 ошибки в восприятии показаний данного прибора на 1000 м (высота 1200 м считывалась как 200 м). Это свидетельствует о том. что операторы ориентировались лишь на одну стрелку - указывающую сотни метров, не замечая перемещения другой - проводящей отсчет тысяч метров.
Под влиянием приема алкоголя наряду с восприятием нарушается протекание и других психических процессов и функций. Так. в проведенных экспериментах были отмечены проявления, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии алкоголя на память (особенно оперативную). Это проявилось в переспрашивании задаваемого режима полета. Кроме того, в процессе пилотирования операторы забывали о выполненных манипуляциях. Так, для снижения скорости в ряде случаев использовали тормозные щитки, а в последующем при достижении заданных значений данного параметра операторы забывали об этом и пытались скомпенсировать дальнейшее уменьшение скорости увеличением оборотов двигателя. Помимо этого, после взлета в ряде случаев испытатели забывали убрать шасси и закрылки.
Под влиянием приема алкоголя значительно изменялись характеристики управляющих движений. В табл.5.10 представлены усредненные значения амплитуды перемещения ручки управления самолетом в продольном и поперечном каналах.

Таблица 5.10.
Значения амплитуды перемещения ручки (отн. ед.) управления а поперечном и продольном каналах на различных этапах эксперимента (M+-m)

Примечания: *Р < 0,05 по сравнению с фоном. ** Р < 0,01.


Представленные данные свидетельствуют о том. что амплитуда управляющих движений после приема алкоголя значимо возрастает и возвращается к исходным величинам только через 12 ч. Наиболее отчетливо эти изменения выражены в поперечном канале управления, что, по-видимому, обусловлено большей двигательной активностью в связи с необходимостью компенсации отклонений, возникающих вследствие поступления помехи в канал крена.
Анализ структурного состава управляющих движений также выявил существенные изменения. связанные с приемом алкоголя. Как и для амплитудных характеристик. в большей степени они проявились в поперечном канале (рис. 5.9).
Как видно из представленных данных, после приема алкоголя удельный вес корригирующих движений в общей структуре управляющих воздействий увеличивается. Данные различия статистически достоверно (Р < 0,05) отличаются от фоновых значений в течение 8 ч.
Зарегистрированные изменения, выявленные при анализе амплитудных характеристик и структурного состава управляющих движений, свидетельствуют о том, что перемещения ручки управления становятся размашистыми и дискоординированными.
Анализ действий летчика при выводе тренажера из СП позволил выявить наличие существенных нарушений под влиянием приема алкоголя. Полученные результаты представлены в табл.5.11.

Таблица 5.11
Основные характеристики действий операторов при выводе из СП после приема алкоголя (M+-m)

Примечание.* Р < 0,05 по сравнению с фоном
Приведенные данные указывают на наличие ряда изменений, наступающих под влиянием приема алкоголя. Анализ временны х характеристик действий операторов при выводе из СП показал, что. несмотря на выраженные изменения в состоянии испытателей, общее время вывода, а также время до первого движения ручкой управления по крену практически не изменились в сравнении с фоновыми значениями Вместе с тем вероятность ошибочных действий (вывод не по оптимальной, кратчайшей траектории) на данном этапе работы значительно возрастает. В этой связи был проведен сравнительный анализ действий операторов при выводе из СП отдельно для тех ситуаций, когда временные характеристики не возрастали относительно фона, и для тех. когда временные интервалы увеличивались. Установлено, что в тех случаях, когда длительность периода анализа ситуации возрастала, действия операторов по выводу из СП были безошибочны. Напротив, при сохранении или уменьшении времени анализа ситуации вероятность ошибочных действий достигала 0,5, т.е. в половине случаев выбор направления компенсации крена был неоптимален. Таким образом, прием алкоголя либо затрудняет процесс анализа ситуации, что приводит к возрастанию времени до начала ответных действий, либо провоцирует к импульсивным (производимым наугад) действиям.
Другой особенностью действия оператора при выводе из СП после приема алкоголя является изменение структуры управляющих движений. Как видно из данных, представленных в табл.5.11. фоновые значения времени до первого движения в поперечном и продольном каналах управления близки между собой. Прием алкоголя приводит к тому, что компенсация отклонений по крену и тангажу выполняется раздельно, последовательно. При этом сначала устраняется отклонение по крену, а затем по тангажу. Другими словами, сложное движение, выполняемое для компенсации создаваемых при СП углов крена и тангажа, как бы распадается на два относительно простых, выполняющихся поочередно сначала в поперечном. затем в продольном каналах управления. Это свидетельствует о том. что после приема алкоголя существенно нарушается регуляция построения движений
Из данных, представленных в табл.5.12, видно, что достоверность различий рассматриваемых показателей в сравнении с фоном сохраняется относительно недолго и отмечена не по всем параметрам. Данный факт, по-видимому, можно объяснить индивидуальной реакцией на прием алкоголя у разных операторов. Наименьшие значения физиологических показателей через 4 и 8 ч после начала эксперимента могут быть связаны с тем, что данные этапы приходились на ночное время и на их значения оказывали влияние суточные биоритмы.

Таблица 5.12
Изменение психофизиологических показателей операторов под влиянием приема алкоголя (M+-m)

Примечания: *Р < 0,05 по сравнению с фоном; ** Р < 0,01.
Скорость переработки дополнительной информации с помощью специального метода (Егоров и др., 1981) пересчитывалась из абсолютного числа ответных реакций оператора в биты в секунду. Несмотря на то, что достоверность различий сохранялась лишь до 4 ч после приема алкоголя, обращает на себя внимание тот факт, что на последующих этапах большее число ответных реакций сопровождало и большее число ошибок.

Кроме того, идентичные показатели скорости переработки дополнительной информации регистрировались при ухудшении показателей качества выполнения основной деятельности (пилотирования тренажера), хотя на предварительном инструктаже особо обращали внимание на приоритетную значимость последней. Этому соответствовала неадекватная субъективная оценка точности пилотирования (оценка, даваемая операторами, была выше объективных оценок точности выдерживания параметров полета). Эти два факта свидетельствуют о том. что критичность операторов под влиянием приема алкоголя снижается, а это, в свою очередь, неизбежно приводит к снижению оценки текущей полётной ситуации.
На основании представленных экспериментальных данных можно констатировать, что прием алкоголя вызывает значительные нарушения в процессе пилотирования. При этом выявляются значительные нарушения в протекании психических процессов и функций, обеспечивающих все элементы в структуре деятельности от этапа приема и переработки информации до принятия решения и построения управляющих воздействий. В итоге качество деятельности значительно ухудшается у всех операторов.
Анализ действий операторов при выводе из СП показал, что выполнение данного элемента более устойчиво к влиянию приема алкоголя. Этот факт, по-видимому, связан с тем, что информация о пространственном положении самолета представлена на одном приборе (авиагоризонте) и в наглядно-образной форме (соответственно ориентированный силуэт самолета). При этом психическая регуляция действий, направленных на вывод из СП, может осуществляться на уровне представлений. Кроме того, кратковременность задания на вывод из СП (со слов операторов) позволяла мобилизоваться на решении поставленной задачи на фоне значительного изменения состояния испытателей.
В отличие от этого, решение задачи пилотирования тренажера в условиях моделирования условий турбулентности атмосферы требует формирования целостного образа ситуации на основании интеграции показаний дискретных источников информации (минимум четырех приборов - авиагоризонта, указателей высоты и скорости, вариометра), что достигается посредством психических процессов. регуляция которых осуществляется на более высокоорганизованном уровне - речемыслительном. На основании этого можно заключить, что наиболее подверженными влиянию алкоголя являются высшие психические функции.
Наряду с этим отмечен ряд признаков (сужение оперативного поля внимания, ошибки восприятия, затруднения в оценке пространственного положения), указывающих на наличие нарушений в протекании различных психических процессов.

Важным моментом, определяющим снижение эффективности деятельности, является деструкция навыков управления, о чем свидетельствуют изменения в структуре управляющих воздействий. При этом изменение структуры распределения внимания ("залипание" его на отдельных приборах) позволяет предположить, что в основе указанного явления лежит механизм, связанный с переходом на более высокий уровень регуляции при построении управляющих движений. Суть его состоит в том. что эти действия выполняются не на базе проприоцептивной афферентации, а под непосредственным зрительным контролем. К числу основных фактов, выявленных в экспериментах необходимо отнести и отсутствие однозначной зависимости между приемом алкоголя и совершением ошибок при пилотировании. Это может привести (особенно в сочетании со снижением критичности в оценке качественных показателей) к формированию у летчика ложной установки на то, что прием алкоголя на него не действует. Такая позиция чрезвычайно опасна.
Соотнести все зарегистрированные психофизиологические эффекты с той или иной дозой алкоголя в крови (и соответственно в организме) можно, пользуясь графиком, представленном на рис.5.10. Например. 12-ти ч после приема соответствует средняя концентрация в крови - 0.2%о или 0,22 г/кг массы, что эквивалентно пику всасывания 15,4 г чистого алкоголя (47 мл водки) у человека массой 70 кг.

Рис. 5.10. Динамика элиминации принятой дозы алкоголя при “алкогольном ударе" в дозе 1,9 r/кг. Расчеты проведены по общепринятым формулам (Организация..., 1975; Морозов и др., 1983; Латенкон, Губин, 1987). Точками показаны экспериментальные значения по модифицированному методу Видмарка (см. Рис.3.1)

Авторы выражают надежду, что приведенные в данной главе экспериментальные данные помогут врачам медицины труда в проведении антиалкогольной пропаганды и формировании установки на ведение трезвого образа жизни. Это, в свою очередь, окажет положительное влияние на безопасность в производстве и здоровье профессионалов.
Не надо забывать, что употребляя вино или водку для временного поддержания сил, мы собственно делаем заем и живем в долг... Но алкоголь, кроме того, есть непосредственный яд для центральных органов нашей нервной системы, который после непродолжительной стадии раздражения, производит в них параличные явления и таким образом притупляет, и даже вообще прекращает, некоторые из наиболее сложных функций...
Ф. Ф. Эрисман (1897)



 
« Человек и биологически активные вещества   Шейный остеохондроз, профилактика и лечение »