Начало >> Статьи >> Архивы >> Человек-оператор и алкогольный стресс

Острая алкогольная интоксикация и работоспособность - Человек-оператор и алкогольный стресс

Оглавление
Человек-оператор и алкогольный стресс
Введение
Острая алкогольная интоксикация и работоспособность
Методология исследований
Моделирование видов деятельности и методы оценки работоспособности
Клинические проявления острой алкогольной интоксикации
Неврологические нарушения в различные сроки острой алкогольной интоксикации
Изменения физиологических показателей
Изменения гематологических показателей
Связь реакции на прием алкоголя с антропоморфологическими показателями
Сравнительная информативность различных клинико-физиологических показателей
Самооценка состояния и работоспособности
Изменения психологических свойств личности и психофизиологического статуса испытуемых
Сравнительная информативность различных психофизиологических характеристик
Изменение межличностных отношений при коллективной деятельности
Профессиональная работоспособность
Обнаружение с немедленным обслуживанием преимущественно сенсорно-перцептивного типа
Коллективная реальная деятельность, связанная с простейшими механизмами
Деятельность по типу компенсаторного слежения
Возможность пилотирования самолета
Заключение
Монтень  о пьянстве

• Необходимо упорно работать для общего блага (Цицерон).

ГЛАВА 1
ОСТРАЯ АЛКОГОЛЬНАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (анализ количественных данных литературы)
Алкогольное опьянение (острая алкогольная интоксикация) - симптомокомплекс психических, вегетативных и неврологических расстройств, обусловленный психотропным действием спиртных напитков. Глубина ОАИ и скорость развития ее симптомов обусловлены множеством факторов, в частности количеством введенного в организм абсолютного алкоголя на 1 кг массы тела и его концентрацией в крови.
Человек является наименее устойчивым к алкоголю биологическим видом. Способность метаболизма алкоголя - в мг/(кгч) - составляет у него всего 100-120, в то время как у кошки 130-150, кролика 200-220, крысы и курицы 300-400 и мыши 500-600 (Bourtiis, 1988). Быстро выводится алкоголь из организма детей (Asami el al„ 1989).
Условно выделяют три степени алкогольного опьянения: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой ОАИ концентрация алкоголя в крови составляет 0,3-1,5 %о, при средней -1,5-2,5, а при тяжелой - 3-5 %о (Стрельчук, 1973; Морозов и др., 1983; Лукачер, Махова, 1989). Диапазон летальной концентрации этанола находится в пределах 2,7-7,2 %о (Veljkovic el al„ 1989).
С целью углубленного и сопоставительного анализа результатов планируемых нами экспериментов мы провели изучение влияния алкоголя в широком, практически важном диапазоне доз на поведенческие и психофизиологические характеристики у человека-оператора. Результаты этого раздела работы представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1


Доза
алкоголя
г/кг

Характеристика реакции

Литературный
источник

1

2

3

 

0,1-0,2
0,4

Зрительные тесты через 60 и 120 мин

нет эффекта

уменьшение правильных ответов

Hrbek et al., 1987

Диализ влияния алкоголя в различных дозах на психофизиологические характеристики работоспособности человека- оператора


1

2

3

1.08

Ухудшение кратковременной памяти, отслеживания цепи, изменение удержания вертикального положения тепа

Zacchia el al. 1987

1.2

Нарушение выполнения психомоторных тестов

Heisman el al. 1988

1.23

Снижение остроты зрения и нарушение аккомодации

Miller el al.. 1986

1.28-1.5

Мороз 60 мин - получена зависимость времени простой реакции от концентрации

Young.
1970

1,5

По корректурному тесту: коэффициент точности - 48%. индекс работоспособности -52%: по психомоторным реакциям: латентные периоды -140- 174%. моторные периоды -265%; физическая работоспособность - 86%

Латенков.
Губин.
1987

1.6

Ухудшение показателей длительности по вождению автомобиля вплоть до 15 ч после приема алкоголя

Lauroll. Tomros. 1982

1.82

Физическая работоспособность: восстановление - через 45 ч. нормализация психического состояния - через 51 ч, нарушения в циркадной временно и системе - о течении двух суток

Латенков.
1985.
1989

Анализ влияния алкоголя в широком диапазоне доз на сенсомоторные характеристики человека-оператора свидетельствует о том, что эффективными дозами являются уже те, которые приближаются по величине к чувствительности методов определения уровня этанола (Lewis el al., 1969; Банщиков, 1971; Sutton, Burns, 1971; Костандов, Рещикова, 1973; Рещикова, 1975; Hrbek et al., 1985; Houmard et al., 1987; Hrbek et at., 1987).
Таким образом, обнаружение изменений сенсомоторной деятельности зависит в большей степени не от дозы алкоголя, а от чувствительности метода измерения психофизиологических показателей. Вопрос должен стоять, скорее, о значимости обнаруживаемых сдвигов для работоспособности организма. В такой постановке эффективными концентрациями следует считать уже дозы 0,5-1,5 г/кг, т.е. легкую степень ОАИ (см.табл.1.1). По этому диапазону доз имеется и большее количество работ с исследованием работоспособности человека

В указанных дозах алкоголь изменяет практически все параметры деятельности, начиная от получения, переработки и хранения информации и кончая построением двигательных актов При ОАИ страдают в той или иной мере все психофизиологические характеристики. проявляются нарушения ощущений, восприятия, памяти. мышления, эмоциональной сферы и, наконец, волевых функций. Очень характерными являются также различные межанализаторные взаимоотношения, особенно сдвиги зрительно-вестибулярных взаимодействий (Barness el al.. 1985; Katoh. 1988).
На основании использования батареи стандартных психомоторных тестов установлено, что в дозе > 0,75 г/кг алкоголь оказывает токсическое действие на поведенческом уровне, причем этот эффект выражен сильнее, чем у многих других психоактивных веществ (Hindmarch el al., 1991).
Как явствует из анализа литературы, спектр применявшихся доз у человека достаточно широк, однако количественных исследований с наличием в результате дозовременных параметров изменения поведения пока недостаточно.
В целом биологическая сторона явления подвергается в последнее время все более углубленному изучению (Буров. Ведерникова. 1985; Полевой, Стажадзе. 1987). Особый упор при этом справедливо сделан на изучение типологических особенностей психоэмоциональной реактивности в реализации нейротоксических проявлений действия этанола
К настоящему времени многочисленными исследованиями выявлены существенные структурно-функциональные изменения в ЦНС при действии алкоголя. Не вызывает сомнения и тот факт, что этанол обладает совершенно уникальным спектром действия, не оставляя безучастной ни одну функционально важную систему целого организма. Однако, несмотря на то что работы по изучению поведенческого влияния этанола ведутся на протяжении десятков лет, ответы на многие вопросы этой сложной проблемы еще не найдены, а имеющиеся фактические материалы часто противоречивы, а порой диаметрально противоположны
Анализ литературы дает общее представление о направленности исследований в решении проблемы как острой, так и хронической алкоголизации - изучение нейрофизиологических закономерностей (Попова и др., 1984), нейрохимических и фармакологических проявлений алкоголизма (Буров, Ведерникова, 1985), биохимических нарушений (Сытинский, 1980), хронобиологических закономерностей (Латенков, Губин, 1987) и неврологических проявлений (Лукачер, Махова, 1989). При этом необходимо отметить, что значительно больший акцент делается на анализ изменений при хронической алкоголизации. Гораздо менее изучено влияние этанола на поведение, операторскую деятельность и работоспособность человека при остром его воздействии.

Наиболее изученным вопросом из этой области является влияние ОАИ на способность к вождению автомобиля. Этот вопрос достаточно подробно освещен в специальной литературе (Кузьмин. Баранова. 1989: Лисицын. Сидоров. 1990). Предложены различные клинические функциональные тесты на опьянение, включающие моторные и вестибулярные пробы, а также простейшие исследования умственных способностей человека (Kuitunen el al.. 1989: Wade, 1990). Несмотря на существенную часть в глобальном социально-экономическом ущербе от пьянства за рулем, приходится констатировать, что бороться с этой ситуацией непросто вследствие многочисленных бытовых, а не профессиональных моментов. (Немецкая современная поговорка: "Машина и пиво - наш образ жизни"). Что-то еще пока можно сделать в области безопасности других видов операторской деятельности, обладающих не меньшей социальной значимостью. Рассмотрим эти проблемы применительно к одной из наиболее опасных профессий - профессии летчика. Результаты сравнительного анализа количественных данных литературы приведены в табл.1.2.
Таблица 1.2
Анализ влияния этанола в различных дозах на сложную сенсорномоторную деятельность человека-оператора летного профиля


Доза
этанола,
г/кг

Характеристика реакции

Литературный
источник

1

2

3

0,15 и выше

Данный уровень зарегистрирован в 30-36% авиакатастроф

Harper. Albert, 1964
Gibbons el al.
1966
Gibbons et. al.
1967

0,15-1,5

Возможный дозозависимый пороговый диапазон, при котором ухудшается пилотирование по приборам на потном тренажере

Billings el al..
1972a, 1972b, 1972c

0,2

Порог безопасного пилотирования для различных типов самолетов

Underwood- Ground, 1975a, 1975b

1,25-0,75

Пропорциональное дозе снижение работоспособности на компьютерном тренажере слежения

Wood el al., 1985

Продолжение табл 1.2


1

2

3

0,27

Уменьшение частоты правильных реакций при контроле за движущейся стрелкой на приборной доске

Gilson et al., 1972

0,27
0,53
0,80

Число ошибок при имитации часового полета Боинга-727 возрастало пропорционально дозе: ошибки планирования и непосредственно в действиях экипажа процессуальные ошибки координации действий экипажа (последние не связаны с дозой)

Billings et al., 1991

0,3-0,9

Дозозависимое ухудшение качества пилотирования в моделируемом полете (60 мин, 37 режимов по следующим критериям высота полета ±30 м; курс ±2,5"; воздушная скорость ±5 км/ч; вертикальная скорость ±5м/мин; указатель поворота ±5“

Henry et al., 1974

0,3
0,5
0.75

Снижение качества психомоторной деятельности через 60 мин: на 2% на 12% на 22%

Klein et al.. 1967
Васильев,
Терентьев,
1971

0,4—0,8

Ошибки управления самолетом: в 16 из 30 полетов потеря контроля за управлением

Billinas et al., 1973

0,4

Увеличение количества ошибок пилотирования

Kelly, 1978

0,4
0,8
1,2

Ухудшение отслеживания объекта ночью (кратность);
2
3
16

Green, 1983. 1984

0,4
0,8
1,2

Ошибки управления самолетом в ночных условиях: ухудшение пилотирования опасные процедурные ошибки 53% грубых ошибок при пилотировании,
12,5%- полностью утратили работоспособность вследствие головокружения, тошноты и рвоты

Billings et al.. 1972a

1,5

Непоправимые ошибки

 

0,5
и более

66% катастроф в авиации США общего назначения (от числа катастроф с положительным анализом на этанол)

Brown, Lane. 1977

0,5

Данный уровень обнаружен в 28% случаев катастроф в авиации общего назначения

Фармер.
1977

Продолжение табл. 12


1

2

3

 

Нарушение зрительно-вестибулярного рефлекса:

Barness et al.,

0,5
0,8

уменьшение скорости движения глаз резкое ухудшение отслеживания объектов

1985

 

Через 1-4 ч дозозависимые эффекты:

Guedry et al.,

0,47
0,75
0,81

появление нистагма
ухудшение отслеживания движущейся цели
нарушение саккадических движений

1975

0,6-1,0 0,9-1,5

Ухудшение навыков захвата цели в прицел и снижение точности пилотирования на центрифужном пилотажном стенде (в условиях +Gz величиной 1- Зед.)
Ухудшение показателей на 100%

Burton, Jaggara, 1974

0,8

Ухудшение качества управления в режиме одномерного слежения с одновременной вестибулярной стимуляцией, из чего следует, что в полете летчик не сможет считывать пилотажную информацию с приборов из-за нарушения способности произвольно фиксировать взор на объектах восприятия

Schroeder et al., 1972

0,8

Частота ошибок на тренажере 79% (контроль -11%)

Wise, 1979

0,82

Ухудшение выполнения полетных задач (выдерживание 5 параметров "полета" на тренажере)

Dellinger et al., 1986

0,87

Через 30 мин:
выраженное ухудшение техники пилотирования - посадка на скорости, превышающей заданную, перелет на 600 м

McClellan,
1985

1,0

Падение эффективности фотострельбы на 28%

Фролов,
1975

1,0

Через 30 мин. - 89% пилотов но могли исправить ни одной ошибки
Через 14 ч. - 68% пилотов допускали по крайней мере одну ошибку

National., 1984

1,0

Скорость восприятия зрительных сигналов замедляется в 4-7 раз, время сенсомоторной реакции увеличивается на 10-20%, а локализационная ошибка при взаимодействии зрения и слуха - на 50%

Полевой,
Стажадзе,
1987

1,1

Снижение работоспособности на тренажере в течение более чем 8 ч. более выраженное в старшей возрастной группе (42 года) по сравнению с младшей (25 лет). Субъективная оценка собственной работоспособности у старших пилотов была более адекватной

Morrow el al, 1990, 1991

1

2

3

1,1

Снижение перцептивно-моторной координации и способности к пространственным преобразованиям Рабочая память, качество внимания, степень риска при принятии решений, гибкость в обработке информации и способность к планированию своих действий изменялись в меньшей степени

Stokos et al., 1991

1,5
и более

В 82% обнаруживалась ОАИ при констатации ауто- агрессивных действий авиационных специалистов

Покровская и др. 1990

1,8

Резкое ухудшение выполнения летчиком психомоторных задач

Osborne, Rogers, 1983

2,8

Через 10 мин - неизбежны лётные происшествия

McClellan,
1985

Из анализа следует, что, во-первых, практически нет безопасной концентрации (с точки зрения риска возникновения лётного происшествия) этанола в организме пилота: дозы 0,15-0,25 г/кг, являющиеся пороговыми с точки зрения их корректной регистрации в теле погибших летчиков, уже обладают эффектом по критерию риска ПП, Данные последних лет подтверждают эти выводы (Ross, Mundt, 1986; Collins, Taylor, 1987). Во-вторых, очевидно, что для более сложного вида сенсомоторной деятельности пороговые дозы этанола, нарушающие работоспособность, ниже, чем для более простого. В-третьих, практически по всем сенсомоторным задачам установлена зависимость "доза-эффект", что дает возможность экстраполировать полученные результаты на другие условия воздействия.
Обобщенные результаты, полученные Н. L. Gibbons (1988), подтвердили факт неблагоприятного влияния даже небольших количеств выпитого алкоголя на деятельность летчика. Отмечены такие эффекты, как посталкогольная гипогликемия, посталкогольное ухудшение показателей деятельности и посталкогольный позиционный нистагм. Высказываются предположения о целесообразности воспроизведения в лабораторных условиях явлений, связанных с приемом алкоголя в предшествующие летному происшествию дни. Указывалось, что в случае подтверждения связи приема алкоголя с последующими нарушениями пространственной ориентации или другими неблагоприятными эффектами полученные данные можно взять за основу экстенсивной программы санитарно-гигиенического просвещения летного состава по вопросам безопасности полетов. Это особенно актуально, учитывая весьма скудные знания у летчиков об особенностях действия алкоголя на организм, предельных концентрациях в крови и скорости его выведения (Ross L. E., Ross S. М., 1988: Ross S. M., Ross L. E., 1990; Bunn. 1990).

При расследовании материалов 158 летных происшествий со смертельным исходом в США установлено, что 35,5% авиакатастроф обусловлено до некоторой степени алкоголем Приведенные уровни концентрации алкоголя в крови составили 0,15 ‰ и выше (Harper. Albers, 1964; Малинин и др., 1978). Другие независимые исследователи пришли к аналогичным выводам - в 30% расследованных происшествий концентрация алкоголя в крови составила 0,15‰ (Gibbons. Plechus, 1965; Gibbons el al., 1965, 1966). Процент случаев, в которых зарегистрирована величина концентрации алкоголя в крови выше 1,0 0‰ составил 88. Среди 196 случаев смертельного отравления летчиков ВВС США за 1973-1984 гг. повышенное содержание алкоголя выявлено в 4,5% случаев.
В отечественной гражданской авиации 52% аутоагрессивных действий авиационных специалистов произошли в состоянии алкогольного опьянения, причем у погибших алкогольная интоксикация в 82% случаев соответствовала средней, сильной и тяжелой степени (Покровская и др., 1990).
Учитывая хорошую дозируемость этаноловой интоксикации, алкоголь часто используется в качестве положительного контроля (1 ‰ в крови), при котором наблюдается асимметричное латеральное нарушение мозговой деятельности, напоминающее картину при депрессии (Slokes et al„ 1994).
Хотя известны результаты многочисленных, преимущественно американских, лабораторных исследований и экспериментов на тренажерах о влиянии алкоголя (зачастую в комбинации с другими факторами полета, таким, например, как гипоксия) на деятельность летчика, пока нет данных применительно к условиям реального полета.
H. L. Gibbons (1988) как руководителю проблемного отдела гражданского института авиакосмической медицины (CAMI) было поручено принять участие в натуральном исследовании Университета штата Огайо, где изучалось влияние пилотирования самолета в состоянии похмелья.
В эксперименте приняло участие 16 пилотов - обладателей сертификатов на право полетов по приборам. Восемь из них были профессиональными летчиками высшей категории. В окончательный вариант отчета вошли данные о том, что на первоначальных фазах эксперимента изучалось влияние уровней концентрации алкоголя в крови, равных 0,040‰, 0,080‰, 0,120‰ и 0,150‰. Указывалось, что величина содержания алкоголя в крови 1,5‰ вызвала такое выраженное ухудшение показателей деятельности, что пришлось прервать эксперимент (Billings el al.. 1972b). Результаты проведенных исследований показали, что даже при низких величинах концентрации алкоголя в крови наблюдались такие ухудшения показателей деятельности летчика, которые оказывались несовместимыми с безопасностью полета.

Чрезвычайно важным представляется следующее наблюдение Н. L. Gibbons и соавторы (1966) приняли участие в расследовании летного происшествия, которое произошло на малой высоте вблизи аэродрома. Свидетелю падения самолета показалось, что в этот момент пилот, по-видимому, потерял сознание. Уровень концентрации алкоголя в крови погибшего пилота, определенный непосредственно после летного происшествиях, составил 0,98 ‰, что достаточно для того, чтобы вызвать ухудшение дееспособности пилота в полете, но одновременно недостаточно для потери сознания. Уровень сахара в той же крови (через короткое время после наступления смерти этот показатель перестает быть достоверным) составил всего лишь 20 мг% (1,1 ммоль/л), что определенно указывает на серьезные нарушения дееспособности пилота. Таким образом, влияние алкоголя может косвенно проявиться в ухудшении мыслительной и психомоторной деятельности.
50% пилотов частной авиации США считают допустимым полет через 4 часа после приема алкоголя (Damkot, Osaga, 1978), хотя в действующих правилах Федерального авиационного управления США указывается на обязательный 8-часовой перерыв между приемом алкоголя и полетом. Инструкции военно-морской авиации США предусматривают 12-часовой перерыв. В ряде исследований указывается. что этого времени может быть недостаточно для предупреждений алкогольных воздействий на деятельность летчика, несмотря на отсутствие заметной концентрации алкоголя в крови.
L. M. Wise (National.... 1985) сообщил об ухудшении показателей деятельности испытуемых в условиях летного тренажера через 14 ч после приема алкоголя (при максимально зарегистрированном уровне алкоголя в крови 1‰). В эксперименте на тренажере программировались такие ошибки летчика, как торможение за пределами авиабазы, невыпуск шасси самолета, неверное использование селекторного переключателя очередности выработки топлива из дополнительных баков, отклонение закрылок на 50% и др. До приема алкоголя 10% испытуемых пропускали по меньшей мере одну из заранее заданных ошибок; уже через 30 мин после возрастания уровня алкоголя до 1‰>89% испытуемых не могли исправить ни одной ошибки; через 14 часов после приема алкоголя 68% испытуемых пропускали по крайней мере одну ошибку. В другом исследовании (Wise. 1979) частота встречаемости ошибок составила 11%, а во время его приема - 79% (уровень алкоголя 0,8%о). H. L. Gibbons (1988) делает предположение о длительном достоверном снижении показателей деятельности при уровне алкоголя 0,8‰ вследствие механизмов гистотоксической гипоксии
Пролонгированный эффект алкоголя был продемонстрирован в эксперименте на летном тренажере (Yesavage. Leirer, 1986), где
в качестве критерия безопасности полетов использовался уровень алкоголя через 14 ч после его приема. В эксперименте была получена максимальная величина уровня алкоголя 1‰. При этом оказалось. что в сравнении с показателями до приема алкоголя "деятельность летчика в состоянии похмелья была хуже практически по всем показателям и параметрам, при этом выявлены статистически достоверные различия по трем из шести показателей (средние показатели) и по одному из шести параметров деятельности". H. L. Gibbons (1988) предостерегает от перенесения полученных данных на условия эксперимента с меньшей дозой алкоголя, однако высказано предположение о возможности пролонгированного снижения показателей деятельности при уровнях этанола в крови ниже 1‰ (Wise, 1979),
H.L Gibbons (1988) полагает, что столь противоречивые результаты исследований, в которых выявлено ухудшение показателей деятельности, и экспериментов, где этого обнаружено не было (Carrol el al., 1964; Collins, 1980; Collins, Chiles, 1980), объясняются сложностью проведенных исследований или недостаточно адекватным тегированием.
Явления посталкогольного позиционного нистагма (ПАН) были впервые описаны в 1842 г. (Ryback, Dowd, 1970) и с тех пор они были предметом многочисленных исследований. Однако эта проблема изучалась, за немногими исключениями, только в лабораторных условиях
Получены лишь незначительные практические результаты, которые были использованы в целях предупреждения или расследования различного рода происшествий. Следует отметить, что в большинстве  случаев вестибулярный нистагм оказывался следствием необычного вовлечения в этот процесс лабиринта (Money el al.. 1974). Например, глазной нистагм может быть вызван угловыми движениями или калорическим вестибулярным раздражением, однако явления ПАН развиваются и при отсутствии внешней стимуляции.
Показано, что явления ПАН могут развиваться через 34 ч после приема алкоголя когда содержание алкоголя в крови практически уже неразличимо, и вызывать нарушения, которые могут оказать неблагоприятные воздействия на летчика Полученные результаты были подтверждены в 1973 г. (Hill el al., 1973). Кроме того, показано, что ускорения больших величин могут провоцировать развитие посталкогольного позиционного нистагма на протяжении 48 ч после приема алкоголя (Osterveld, 1970). Явления ПАН - скорее физический, а не токсический эффект алкоголя. Установлено, что под влиянием алкоголя и дейтерия изменения в удельном весе эндолимфы могут усиливать патологические вестибулярные проявления К. Е. Money и соавторы (1974) также отметили, что стимуляция рецепторов вестибулярного аппарата под влиянием линейных ускорений или гравитационных раздражителей приводит к развитию нистагма, но уже при воздействии угловых движений. На практике (например, в полете) нарушения в полукружных каналах (аналогичные испытываемым при действии. Кориолисовых ускорений) могут быть вызваны только движениями головой при отсутствии необходимости выполнения разворота или какого- либо другого углового движения. Отсюда возможно достоверное влияние явлений ПАН на безопасность полетов.
Высокая частота летных происшествий, обусловленных потерей пространственной ориентации или непрерывным визуальным полетом в сложных метеоусловиях, которые также в большинстве случаев классифицируются как лётные происшествия из-за пространственной дезориентации (Ryback, Dowd, 1970), могут быть связаны с нарушением в вестибулярном аппарате в результате ранее принятого алкоголя (Gibbons. 1988). В других случаях причина лётных происшествий, трактуемая обычно как "ошибка летчика", может быть также обусловлена пролонгированными эффектами алкоголя, когда практически уже нельзя определить его концентрацию в крови.
Итак, обзор посталкогольных вестибулярных нарушений показал. что алкоголь оказывает неблагоприятное влияние на функционирование вестибулярного аппарата, выражающееся в том, что сила тяжести или линейные ускорения могут провоцировать нарушение вестибулярного аппарата спустя много часов после приема. Этот эффект следует учитывать как один из возможных факторов, предрасполагающих к дорожно-транспортному и лётному происшествию.
Итак, алкогольное воздействие на ЦНС человека нарушает поведенческие и психофизиологические функции, что приводит к дополнительному риску в быту, на производстве и транспорте. Следует выделить следующие значимые для операторской деятельности психофизиологические механизмы его действия: снижение внимания и в целом динамической визуальной деятельности, ухудшение различающей способности восприятия света, продуктивности обработки информации, кратковременное выпадение памяти, успокаивающее и затормаживающее влияние со снижением критики и самоконтроля. Все указанные эффекты могут модифицироваться различиями возраста, пола, времени суток и года, дополнительными факторами среды и деятельности, а также "алкогольным" анамнезом индивида и качеством жизни.



 
« Человек и биологически активные вещества   Шейный остеохондроз, профилактика и лечение »