Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Психиатрия развития - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Глава 3
Психиатрия развития

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

Точно так же, как термин «психология развития» применим к нормальному развитию, так и термин «психиатрия развития» описывает развитие психопатологических нарушений. Автору хотелось бы предложить вниманию читателей четкую и стойкую концепцию, но к сожалению... в мировой литературе единого мнения нет. Во-первых, нет согласия по вопросам классификации и разграничения синдромов, и сейчас в Нидерландах приняты две международные классификационные системы, которые можно перевести одна в другую, лишь преодолев некоторые трудности, хотя обе используют одни и те же коды. Одна система — это международная классификация болезней девятого пересмотра (МКБ-9), другая — это переработанный вариант «Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам» третьего пересмотра (DSM-III-R). Rutter, специально для классификации психических расстройств у детей и подростков, разработал пяти-осевой вариант МКБ-9. Его пять осей не соотносятся с пятью осями DSM-III.
Еще меньше согласия существует по вопросам этиологии психиатрических синдромов. Siegler & Osmond (1974) выделяли не менее 8 моделей, каждая из которых предлагает свои суждения относительно сути и этиопатогенезе психических заболеваний:

  1. медицинская модель
  2. моральная модель
  3. инвалидная модель

Каждая из вышеупомянутых моделей проясняет одну сторону психического заболевания.

  1. психоаналитическая модель
  2. социальная модель
  3. психоделическая модель
  4. конспиративная модель
  5. модель семейных отношений

Каждая из перечисленных моделей дает тотальное объяснение.
Вместо того, чтобы обсуждать эти модели, мы последуем схеме психиатрического развития, которая объясняет распространенность психических нарушений и проблемы адаптации, исходя из взаимного влияния четырех групп этиологических факторов: генетических, органических, социальных и психогенных. В конечном итоге введение дополнительных определенных факторов ничего не проясняет, так как почти идентичные факторы могут в одних случаях вести к легким, преходящим реакциям, а в других — к тяжелым и длительным расстройствам. Если мы хотим понять лучше, то мы должны рассмотреть явление более детально.

  1. СХЕМА ПСИХИАТРИИ РАЗВИТИЯ

В верхней части схемы 3—1 читатель видит четыре группы факторов, которые традиционно считаются причиной психических нарушений. Это факторы, которые взаимодействуют между собой в каждом человеке, в каждой фазе его жизни. Они ставят в каждой фазе жизни типичные проблемы (так называемые «проблемы фазы»), успешное решение которых ведет к дальнейшему развитию здорового, адаптированного индивидуума. В определенных случаях проблема фазы (которая может рассматриваться как нормальный вариант) приобретает патологические размеры, что часто называется «заострением проблемы фазы». Это, например, проявляется в форме антисоциального поведения или трудностей с учебой и успеваемостью. Возможно также, что материал конфликта, не найдя прямого разрешения, находится внутри личности, что мы в этом случае называем невротическим конфликтом. Это — более узкий термин, чем невроз (сравн. Nagera, 1966).
Невротический конфликт обычно приходит к своему разрешению более или менее спонтанно или он дезактуализируется, но в этом случае при определенных условиях он может опять актуализироваться. Такие процессы развития просматриваются на центральной части схемы 3—1.
Читатель найдет на схеме слева психические расстройства, которые, в принципе, временные, а справа от центра представлены различные хронические нарушения. В крайней правой колонке представлены различные проблемы адаптации, которые отражают социальные аспекты рассматриваемых проблем. Две наиболее распространенные классификационные системы (МКБ-9 и DSM-III-R) имеют 5 осей, но, к сожалению, эти оси различные. В четвертой главе предложена таблица 4—1, сравнивающая оси двух классификационных систем. Каждая из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Если мы попытаемся найти оси на схеме 3—1, то осью 1 будет левая колонка — преходящие психиатрические синдромы; осью 2 — устойчивые личностные характеристики; осью 3 — социально-обусловленные аспекты проблем. Эта последняя ось классифицируется в DSM-III-R как V-коды, со следующим примечанием: V-коды для состояний, не являющихся психическим заболеванием, но представляющих собой объект внимания или лечения.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что те же самые проблемы адаптации могут возникнуть и в результате вышеупомянутых психических нарушений, и в этом случае их можно рассматривать в качестве симптомов.
«Gallia divisa est in partes tres»’, — писал Цезарь, то же можно сказать и о рабочей территории психиатра. Эти три территории по Е. J. Anthony (см. Noshpitz, 1979): органическое, психодинамическое и группа между ними. Более точное разделение на три части представляется следующим образом: клинико-психопатологические, психодинамические и социальные аспекты. Идеальная схема показала бы совершенно отчетливо все три части, но схема 3—1 представляет лишь клинико-психопатологический аспект. Это может быть оправдано тем, что клинико-психопатологическая схема не только разумна в плане описания различных нарушений, но она предлагает также первичные критерии решения программы лечения. Этот вопрос будет обсуждаться и иллюстрироваться в гл. 4. Следующий вопрос в том, как проблемы и нарушения развиваются (патогенез) и каковы их причинные факторы (этиология). В истории психиатрии до конца 50-х годов господствовали моноэтиологические модели, да и сейчас это скорее дань моде — выдвинуть на первый план одну модель и рассматривать другие факторы как второстепенные.
’ лат. «Галлия делится на три части».

Схема 3-1
Психиатрия развития
Психиатрия развития
Диагностические категории приводятся в соответствии с DSM-III-R.

Автор данной книги, в отличие от этой точки зрения, считает, что четыре вышеупомянутых комплекса этиологических факторов действуют не независимо друг от друга, а всегда выступают в комбинации. Любой организм, включая человеческий, стремится развиваться по заложенному генетическому плану, а в это развитие вмешиваются все другие факторы, и степень их участия приводит к различным результатам у разных индивидуумов. Этот процесс мы видим в треугольнике верхней части схемы 3—1, а также на схеме 3—2 (модель Slater, см. Rutter, 1980).

Сама 3-2
Интерференция развития
Интерференция развития
Развитие индивидуума (в рамках его системы) длится на протяжении всей жизни при активном участии всех вышеупомянутых групп факторов. Латентные факторы могут проявиться на более поздних этапах жизни и могут вмешаться в действие других факторов, так что каждое состояние индивидуума — это описание очень сложного и подвижного равновесия на настоящий момент. Латентные факторы могут быть генетическими (например, хорея Гентингтона, эндогенная депрессия) или органическими, или могут представлять собой комбинацию психологического и психосоциального опыта на более ранних стадиях, которые оказывают влияние в последующей жизни («спящая почка»). Мы рассмотрим эти факторы в следующих разделах данной главы.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »