Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Этиологическая проблема - смерть родителя и развод - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Г. Смерть родителя и развод
Нет простой связи между какими-либо воздействиями, испытанными в детском возрасте, и последующими проявлениями симптомов или проблем. Hinde (цит. по Rutter, 1980) суммирует причины следующим образом:

  1. изначально существуют различия в чувствительности к факторам воздействия окружающей среды и их влиянию на развитие;
  2. любой тип поведения находится под воздействием множества факторов; следовательно, эффект изменений одного параметра меняется по мере того, как независимо от этого проявляются изменения других параметров. Никакое единичное событие (как, например, смерть одного из родителей), а лишь комплекс изменений (как, например, смерть родителя, следствием которой является снижение социо-экономического статуса) должен быть признан причиной проблемного развития;
  3. влияния, которые, в принципе, играют важную роль в развитии, могут проявляться или не проявляться в зависимости от следующих моментов:
  4. данный индивидуум не пассивен и сам делает свой выбор в отношении внешних воздействий;
  5. большая часть влияний эффективна в случае превышения определенной пороговой величины;
  6. чувствительность к определенным воздействиям зависит от возраста и стадии развития ребенка или подростка;
  7. отношения обладают саморегулирующими качествами, т.е. отклонения обычно находятся в определенных границах. Лишь при выраженном неблагоприятном сочетании неблагоприятных влияний этот механизм может не сработать, и тогда могут развиться выраженные расстройства, психопатология и аномалии развития с долговременными последствиями.

Не следует торопиться с выводами, строя их на каких-то событиях. Можно ли говорить о специфичности воздействий семейных факторов на развитие ребенка?
Смерть родителя обычно вызывает мягкую и краткую реакцию ребенка. Wolfenstein (1966) подчеркивал психоаналитическую точку зрения, согласно которой процесс скорби, характерный для взрослых в данной ситуации, не проявляется таким же образом у детей. Van Eerdewegh et al. (1982) доказали в контрольном исследовании, что для детей после смерти родителя характерны мягкие депрессивные состояния, причем эти состояния проходят через некоторое время.
Выраженные депрессивные состояния отмечались примерно с той же частотой в контрольной группе и, по-видимому, они имели другую этиологию. Конечно, вполне вероятно, что смерть стала своего рода пусковым механизмом. Приводятся ссылки на ряд работ, утверждающих, что у мальчиков- подростков, потерявших отца, велик риск развития депрессивного состояния. Авторам принадлежит также интересное наблюдение: у вдов — матерей детей и подростков с серьезными депрессивными расстройствами в подавляющем большинстве отмечался депрессивный синдром, наблюдавшийся еще до смерти супруга. Реакции детей на смерть родителя могут быть самыми разнообразными. Среди этих детей, по сравнению с контрольной группой, значительно чаще проявляются легкие депрессивные синдромы, невротические реакции, иногда в соматических проявлениях (например, ночной энурез), поведенческие или школьные проблемы (снижение школьной успеваемости). I Но вместе с тем, следует принимать во внимание и возможный «спящий эффект» («sleeper effecten»), т.е. определенные следствия проявятся позднее (например, депрессивные реакции или супружеские проблемы — во взрослом I возрасте). Результаты исследований в данной области — противоречивы. С одной стороны, не следует закрывать глаза на позитивную реакцию на смерть родителя. Дети часто проявляют повышенный интерес, активность и чувство ответственности внутри семьи. Основной вывод, по мнению автора, будет следующим: дети, у которых до смерти одного из родителей уже были определенные проблемы (незначительные или серьезные), имеют повышенный риск значительного усугубления проблем или симптомов после ситуации потери родителя; причем период риска представлен длительным временным отрезком. Смерть сама по себе не является решающим фактором, но она влияет на другие факторы, которые повышают риск возникновения проблем развития.
Последствия развода были изучены в ряду других авторов Hetherington et al. (цит. по W. W. Hartup, см. Rutter, 1980). Они провели контрольное исследование детей младшего детского возраста (до 5 лет), которые после развода проживали со своими матерями. При сравнении с контрольной группой они выявили, что два месяца после развода дети чувствовали себя менее счастливыми, были менее ласковы и в меньшей степени ориентированы на выполнение задачи; с другой стороны, они были более депрессивны, тревожны, апатичны, с сознанием вины. Повторное исследование год спустя показало, что упомянутые симптомы у девочек совершенно отчетливо редуцировались, а спустя два года — полностью исчезли. Что касается мальчиков, то через два года они оставались враждебными и несчастливыми, по сравнению с мальчиками контрольной группы. Другие исследователи также указывали на большую чувствительность мальчиков к ситуации развода родителей. В более ранних исследованиях упомянутых авторов уже было известно, что после развода отношения между матерью и сыном портятся значительно быстрее, чем отношения матери и дочери. Hetherington et al. пытаются объяснить полученные результаты меньшей послушностью мальчиков, по сравнению с девочками, и тем, что они «слушают» больше отца, чем мать. Когда отец уходит из семьи, матери не хватает его материальной поддержки. Выпадение важной фигуры идентификации для мальчика также представляется одним из факторов, способствующих нарастанию проблем.
Кроме того, мать часто после развода испытывает амбивалентные чувства, которые нередко направлены против сына, в котором видится мужчина, а также ее муж. В случае ухудшения отношений между матерью и сыном последствия видны и вне семьи, особенно в школе, окружении, в контактах со сверстниками.
Jellinek & Slovik (1981) называют четыре фактора, влияющих на риск возникновения психической травмы:

  1. ранимость самого ребенка;
  2. качество жизни семьи до развода;
  3. степень возмущения после развода;
  4. эмоциональная стабильность матери, которая берет на себя ответственность за ребенка.

Ребенок может страдать от дисгармонии, озлобленности и неприязни между родителями. Если брак продолжается при подобном отношении друг к другу, или если развод не может покончить с этой дисгармонией, то данная ситуация вызывает у ребенка ощущение вины, гнев и чувство одиночества.
Предполагаемая реакция ребенка на развод зависит от его уровня развития и качества его отношений с родителем, с которым он остается (обычно это — мать). Младенцы и младшие дети (до 5 лет) обычно очень чувствительны к возможности матери поддержать нормальный уровень функционирования. Старшие дошкольники и дети, обучающиеся в начальных классах базовой школы, особенно чувствительны к разводу, тле. для них важна вся семья целиком, а не только мать. Дети более старшего возраста реагируют на развод с меньшим чувством вины и чаще не прямым, а косвенным образом. Последствия социально-экономической ситуации разбитой семьи для развития ребенка также играют свою роль.
По мнению авторов, от 50% до 25% детей, родители которых развелись или разошлись, проявляют по меньшей мере легкую дисфункцию. В Нидерландах хорошо известно, что эта группа очень широко представлена в детской медицинской службе. Вместе с тем, семейным врачам и педиатрам следует иметь в виду, что дети, направляемые на лечение с соматическими жалобами, могут таким образом реагировать на дисгармонию в семье или развод родителей.

ЛИТЕРАТУРА

Ainsworth М. et al. Patterns of Attachment. — Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1978.
Berg J. H. van den. Dubieuzc licfdc in de omgang met het kind. — Nijkerk: Callenbach, 1958.
Berger M., Passingham R. E.//Handbook of Abnormal Psychology / Ed. by H. J. Eysenck. — London: Pitman Medical, 1973.
Bergmann L. (1974). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Bowlby J. Maternal Care and Mental Health. — Geneva: WHO, 1951.
Cantwell D. P., Taijan G.//Basic Handbook of Child Psychiatry / Ed. by J. D. Noshpitz. — New York, 1979 Chess S., Thomas A.//Am. J. Orthopsychiat. - 1982. - Vol. 52. - P. 213-222.
Cohen D. J. et al.//J. Am. Acad. Child Psychiat. — 1972. — Vol. 11. — P. 625.
Dobbing J., Sands J. (1970). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Eerdewegh Μ. M. et al.//Br. J. Psychiat. - 1982. - Vol. 140. - P 23-29.
Egeland B., Vaughn B.//Am. 1. Orthopsychiat. — 1981. — Vol. 51. — P. 78—84.
Goossens F. A., Swaasn J.//Kind & Adolescent. — 1983. — Vol. 4. — P 69—79.
Green A. W. (1946; 1955). Цит. no: van den Bcrgh (1958).
Grunbcrg J., Pond D. A. (1957). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Herbert M. et al.//J. Child Psychol. Psychiat. - 1982. - Vol. 23. - P 205-221.

Hutt С (1974). Цит. по: Cantwell & Taijan (1979).
Jellinek M. S., Slovik L. S.//New Engl. J. Med. - 1981. - Vol. 305. - P. 557-560.
Klaus M., Kennell J. (1977). Цит. no: Chess & Thomas (1982).
Lorenz K. Z.//Engelse vertaiing in Instinctive Behavior / Ed. by С H. Schiller. — New York, 1957. Minde K. et al. (1968). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Moss H. A. (1967). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Noshpitz J. (Ed.) Basic Handbook of Child Psychiatry. — New York: Basic Books, 1979.
Pinneau S. R.//Psychol. Bull. - 1955. - Vol. 52. - P.“429.
Rutter M. Children of Sick Parents: An Environmental and Psychiatric Study. — Maudsley Monograph No. 16. — London: Oxford Univ. Press, 1966.
Rutter M. et al. (I) A Neuropsychiatric Study in Childhood. — Philadelphia: Lippincott, 1970.
Rutter M. et al. (П) (1970). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Rutter M. (1972). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Rutter M. (Ed.) Scientific Foundations of Developmental Psychiatry. — London: Heinemann, 1980. Rutter M. Maternal Deprivation Reassessed. — 2nd. ed. — Middlesex: Penguin, 1981.
Seidel U. P. et al. (1975). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Thomas A., Chess S., Birch H. Temperament and Behavior Disorders in Children. — New York: Univ. Press, 1968.
Tizard B. Adoption: A Second Chance. — London, 1977.
Werry J. S. (I)//Psychopathological Disorders of Childhood / Ed. by H. Quay, J. Werry. — New York, 1972. Werry J. S. (П) et al. (1972). Цит. no: Cantwell & Taijan (1979).
Wolfenstein M.//Psychoanalyt. Study of Child. — 1966. — Vol. 21. — P. 93—123.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »