Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Психиатрическая классификация, диагностика и оценка - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Глава 4
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Goffman (1963), Foudraine (1971) и Scheff (1975) положили начало «антипсихиатрическому» мышлению в 60-70 годы, причем особый акцент был сделан на психиатрической диагностике, бывшей тогда в ходу. Они считали, что подобные «этикетки» превратят, без какой-либо на то необходимости, пациентов в «меченых» или даже — в больных; вне поля зрения окажется все позитивное и уникальное для данной личности и ее потребностей; из внимания выпадет «больная» или нарушенная система (семья, ситуация в школе/на работе, общество в широком смысле слова). Эта критика имела позитивное значение для перестройки медицинской модели. В настоящее время относительность и риск диагностических суждений хорошо известны.
Каковы же преимущества диагноза? Giel (1982) указывает:

  1. использование разграничений, описаний и дефиниций позволяет исключить у одного психически больного весь остальной диапазон возможных болезней и их причин;
  2. применение психиатрической классификации позволяет исследовать группы больных с похожими проблемами и искать наиболее эффективные пути интервенции и терапии. Альтернативой этому мог бы быть уникальный подход к каждой проблеме или произвольное применение всех известных методов по очереди.

Giel обсуждает недостатки и трудности диагностики:

  1. невозможно систематизировать полностью взаимоисключающие категории;
  2. каждая психиатрическая категория характеризуется по меньшей мере одним симптомом, и ни один из них не является абсолютно облигатным;
  3. приходится учитывать не только наличие симптома, но и степень его выраженности.

В качестве четвертой трудности следует назвать:

  1. надежность (степень согласия различных исследователей) и валидность (объективные связи между диагнозом, с одной стороны, и этиологией, терапией и прогнозом — с другой) используемых в настоящее время классификационных систем невелики (Verhulst, 1983).

В настоящее время из всех используемых классификационных систем лидирующее место, несмотря на все критические замечания в ее адрес, безусловно принадлежит DSM-III-R:

  1. DSM-III-R дает четкие и операциональные критерии конкретного диагноза;
  2. DSM-III-R позволяет осуществлять оценку пациентов по более чем одному классификационному признаку,
  3. DSM-III-R позволяет описывать на оси II текущие и/или глубинные характеристики индивидуума, особенно специфические нарушения развития и личностные расстройства. К сожалению, в этом отношении DSM-III-R не совсем последовательна, так как она помещает олигофрению (по определению выраженная личностная характеристика) и общее нарушение развития (глубинное и в принципе не менее длительное, чем симптомы, фиксируемые осью II) среди других клинических синдромов оси I. В схеме развития, приведенной в главе 3, мы по этой причине поместили все четыре типа нарушений. Возможный диагноз может выглядеть следующим образом: «Энурез у умственно отсталого мальчика 11 лет с акалькулией и школьными проблемами». Мы находим здесь четыре классификационных признака: клинический синдром (энурез); две длительно присутствующие характеристики (олигофрения, акалькулия) и трудности адаптации (школьные проблемы);
  4. DSM-III-R посвящает один раздел целиком расстройствам, типичным для детского возраста;
  5. DSM-III-R применяется не только в США, но и во многих других странах, в то время как ICD-9 (МКБ-9) пользуется особой популярностью в Германии. Голландская психиатрическая и психотерапевтическая школа больше ориентирована на англо-саксонский мир. Голландская рабочая группа по классификации в детской и подростковой психиатрии пропагандировала применение ICD-9, хотя диагностические критерии очерчены в ней менее четко. ICD-9 использует иную систему осей (см. таблицу 4—1), но коды, по возможности, в обеих системах пытались сохранить. Существует специальная сопоставительная таблица, позволяющая их сравнить.

Глубоким убеждением автора является точка зрения, что любой профессионал, работающий в области детства или подросткового возраста, должен быть хорошо знаком с основными психиатрическими диагнозами. Но если ребенок или подросток направляется в медицинскую службу, бригада не должна зависеть от того, диагностирован ли у него депрессивный синдром или нет. Диагноз при направлении часто оказывается ненадежным. Возможно, например, что ребенок или младший подросток направляется с «фобическими жалобами и гипервентиляцией», по при ближайшем рассмотрении это оказывается депрессией. Как мы увидим далее, приоритет принадлежит лечению последнего синдрома.
Таблица 4—I


DSM-III-R

 

ICD-9 — Rutter

Клинические синдромы (включая олигофрению)

Ось I

Клинический психиатр, синдром (включая личностные расстройства)

Специфические нарушения развития + личностные расстройства

Ось II

Специфические нарушения развития

Соматические расстройства и состояния

Ось III

Уровень интеллектуального функционирования

Выраженность психосоциальных стрессовых факторов

Ось IV

Соматические состояния

Наивысший уровень адаптации в прошлом году

Ось V

Сопутствующие аномальные психосоциальные факторы

Состояние, которое не описывается как психическое расстройство, но требующее внимания или лечения

V-коды

»

Психиатры, возможно, знакомы с DSM-III-R (или
ICD-9), в то время как другие профессионалы не имеют о них достаточного представления. Поэтому для них целесообразно использовать следующие десять клинических вопросов и десять критериев Rutter. Сначала мы дадим десять клинических вопросов, основанных на схеме Giel из Гронингенского университета (1982), переработанной автором специально для детей и подростков.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »