Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Структура книги - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Книга состоит из 3 частей: вступительной, освещающей общие положения (гл. 2—5), клинической части (гл. 6—16) и заключительной части, в которой рассматривается терапевтическая стратегия (гл. 17—19).
Вторая глава рассматривает ряд теорий психологического развития, так как они служат основой клинической части монографии. Особое внимание уделяется теориям объектных отношений Kеrnberg, а также развития с позиций теории обучения, разработанной Sears. Когнитивная теория Пиаже рассматривается менее подробно, т.к. она применима в психиатрии в меньшей степени. Взгляды Erikson излагаются в качестве вступления к многостороннему обсуждению вопросов психологии развития подростков. В заключительной части гл.2 предлагается топографическая модель, которая в дальнейшем будет использована в книге, например, при рассмотрении личностных расстройств, пограничных расстройств, а также психотических диссоциативных симптомов.
Глава 3 обязана своим названием Michael Rutter, который предложил данный термин для описания развития психических нарушений у детей и подростков. В данной главе обсуждается достаточно сложная схема развития психических нарушений. Читатели, которых интересуют конкретные типы психических нарушений, могут обратиться сразу к 3-му параграфу главы, в котором рассматривается роль факторов темперамента, органического фона, эмоциональной привязанности ребенка и матери и травмирующая роль фактора разлуки.
В гл. 4 предлагается краткое, но выразительное описание использования психиатрической диагностики. Предлагаемые 10 позиций недостаточны для детских и подростковых психиатров, но они в основном предназначены для других специалистов, не имеющих опыта психиатрической диагностики. Желательно, чтобы врачи других специальностей, а также психологи, педагоги, социальные работники имели достаточно психиатрических знаний, основу которых и предлагает данная глава и которые в дальнейшем развиты в клинических главах. Помимо приведенных 10 категориальных позиций, имеется практический перечень вопросов, предложенный впервые Rutter.

* объекты в психоанализе означают людей или животных, с которыми контактирует ребенок.

Они помогают определить, относится ли данный симптом или поведение подростка к области психопатологии или нет. Кроме того, в главе обсуждаются вопросы диагностики и таксации (всесторонней оценки положительных и отрицательных моментов у конкретного больного).
Подробное описание обследования ребенка приводится в гл. 8; обследование подростка — в гл. 9; обследование семьи — в гл. 8.
Глава 5 является основой всей книги. В сжатой форме она излагает большое количество информации, детальное знание которой не обязательно для понимания клинических глав. Возможен также вариант краткого ознакомления с гл. 5, последующим чтением клинических глав и повторным обращением к 5 главе. Читатель обнаружит, что некоторые детали, казавшиеся сначала утомительными и теоретическими, окажутся впоследствии полезными. Основной является стратегическая рабочая модель автора. Хотя общеизвестно существование пропасти между диагностикой и терапией, над которой не может перекинуть мост даже тщательное всестороннее исследование, существует удивительно мало публикаций, в которых приводятся аргументы в пользу системной гипотезы. Такое предложение имеет две цели: оно как бы дает ключ к более специальным исследованиям (даже когда лечение уже начато), с другой стороны, оно показывает специфические точки терапевтического воздействия, гипотеза о которых либо подтверждается, либо отвергается в ходе лечения. Это, по нашему мнению, обоснованный научный метод.
Принцип достаточно прост, но он осложняется тем, что гипотезы формируются на различных уровнях абстрагирования и/или намерений и таким образом в дальнейшем подразделяются. Профессионалы, имеющие опыт работы в комплексной бригаде, где показания к лечению обсуждаются совместно, привыкли к тому, что семейные терапевты слушают отчеты вместе с родителями пациента, и они слышат разное и приходят к различным заключениям, в отличие от поведенчески ориентированных психологов или специалистов в области психодинамической терапии, а также традиционных психиатров. Любой психиатр в большей или меньшей степени приходит к выводу, что на данной стадии нельзя предложить ничего иного как собственную разумную гипотезу; любая гипотеза может быть абсолютно правильной, частично правильной или совершенно неверной. В прошлом имела место борьба школ, но сейчас можно создать определенную схему, которая, используя методологическую мультимодальную структуру, объединяет различные данные и различные точки зрения.
Для того, чтобы построить такую схему, избрана, по понятной причине, общая системная теория (метатеория, так как ее отличает более высокий уровень абстракции, чем, допустим, биологическую теорию или теорию обучения). В общей системной теории von U. Bertalanffy (1966) человек рассматривается как сложная саморегулируемая система, имеющая много уровней, начиная с молекулярного, биологического, переходя затем к психологическому, к социальному и даже метафизическому уровню. Вместе с тем, эту теорию трудно применять в повседневной практике. Практическая упорядоченность (имеющая аналогичные черты с общей теорией систем) нами обнаружена у Normand, который применил свою собственную модель в психиатрической поликлинике для пациента с низким социо-экономическим статусом в пригороде Ныо-Йорка. По мнению Normand ситуационные аспекты по значимости не уступают индивидуальным аспектам, которые в свою очередь автор разделил на три группы. Его модель положила начало различным программам лечения. Используя в качестве модели общую теорию систем и исходя из практических соображений, мы пришли к мысли о необходимости выделения шести системных уровней. Иными словами, континуум от биологического до социального делится на различные уровни, каждый из которых имеет свою концепцию, свою собственную стратегию и методы вмешательства.

Системной основой данной структуры является аксиома взаимозависимости и взаимного влияния на всех 6-ти уровнях. Bateson (1973) отмечает наличие различных петель обратной связи, колец, как внутри уровней, так и между ними, которые переносят информацию; причем минимальная информация соответствует минимальным изменениям, которые могут контролироваться. Таким образом, любое нарушение одного уровня может оказать влияние на другие уровни, и любая коррекция или нейтрализация нарушения на одном уровне также оказывает воздействие на другие уровни.
Кроме того, в пятой главе обсуждается 3-я часть стратегической модели автора, включающая план лечения, который имеет семь параметров. С помощью этих параметров можно определить все аспекты программы терапии, используя не только психоанализ продолжительностью в 7 лет, но также краткосрочную структурированную семейную терапию. Поэтому в конечном счете возможным оказывается систематическое сравнение различных видов терапии. Для удобства читателей наиболее важные моменты главы 5 изложены в резюме.
Глава 6 — первая из клинических глав книги. Первый раздел посвящен семье. После обсуждения места семьи в системной модели рассматриваются вопросы влияния супружеских проблем и разводов, а также психопатологии родителей на детей. Излагаемый материал иллюстрируется историями болезни.
В седьмой главе рассматривается основная подростковая проблема — индивидуализация (разлука). Обсуждаются вопросы семейной таксации.
В главах 8—9 систематизирована и обсуждается вся группа психических проблем и нарушений, занимающих место между нормой и психозами. Обсуждаются также первостепенные вопросы психиатрического обследования ребенка, младшего и старшего подростка. Главу завершает история болезни подростка с мутизмом, которая является иллюстрацией стратегической модели.
Главы 10 и 11 показывают, как практически применить модель шести уровней к функциональным соматическим жалобам и так называемым психосоматическим болезням. Сами термины свидетельствуют о центральной роли стресса и возбуждения. В главе 10 проблема обсуждается на примерах ночного энуреза и бронхиальной астмы. В главе 11, посвященной подростковому возрасту, рассматриваются головная боль, боль в пояснице, гипервентиляция и ипохондрия, а также нервная анорексия.
В главе 12 предлагается материал и рассматриваются примеры депрессии и суицидов у детей и подростков.
Глава 13 начинается с обсуждения группы синдромов, которые в литературе называются ММД (минимальная мозговая дисфункция) или «гиперкинетический синдром», а в DSM-III-R ADHD (дефицит внимания с гиперактивностью). В главе приводятся данные об этиологии, симптоматике и терапии. Во второй части этой главы детально обсуждается проблема эпилепсии. Эпилепсия и эпилептиформные синдромы встречаются в практике детских и подростковых психиатров и в амбулаторных, и в стационарных условиях. Исследователи и специалисты, не имеющие медицинской подготовки, должны также иметь достаточно знаний для работы в таких случаях. Необходимо знать, к какому специалисту обращаться в подобных случаях — педиатру или невропатологу.
В главе 14 рассматривается сложный вопрос о психозах у детей. Профессионалам, которые не являются специалистами в данной области, не только предлагается знакомство с теорией, но и дается ряд практических рекомендаций с целью определения, в каких случаях показано более специализированное обследование или госпитализация.

В главе 15 обсуждается проблема личностных расстройств в целом, а также более детально при рассмотрении случаев, относящихся к группе пограничных личностных расстройств (DSM-III-R). Рассматриваются не только различные терапевтические подходы, представленные в литературе, но также один вид терапии, основывающийся на топографической модели, изложенной в главе 2.
Глава 16 рассматривает проблему психозов в подростковом возрасте. Этой проблеме нами уделено много внимания на протяжении последних 20 лет. Психоз — это всегда такое нарушение, которое затрагивает различные уровни нашей модели. Детально обсуждаются гипотезы каждого уровня. Обсуждается возможная нейрофизиологическая основа когнитивных нарушений, хотя на данной стадии исследования это скорее можно назвать размышлениями. При назначении терапии врачам может быть полезна практическая классификация психотических синдромов, включающая в себя 4 стадии. Большая роль при психозах отводится понятию стресса. Плодотворной, но относящейся к мало исследованной области, является теория диссоциации, которая в некоторых случаях может предложить адекватную форму психотерапевтических аспектов лечения, в том числе при психозах.
Главы 17 и 18 могут изучаться независимо друг от друга, но они по сути являются развитием главы 5, в сочетании со всеми клиническими главами. В них описывается стратегия и методики, относящиеся к специфической психотерапевтической школе, которая и в Нидерландах, и в США носит название «директивной, стратегической» терапии. Эго очень значительное направление для Нидерландов и Бельгии.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »