Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Диагноз - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Глава 5
Диагноз, рабочая гипотеза и терапия. Стратегическая модель
Клиническая диагностика предполагает:

  1. Исследование клинических синдромов;
  2. Исследование длительных нарушений развития и личностных отклонений;
  3. Сбор соматических данных на основании анамнеза и ситуации на сегодняшний день;
  4. Исследование последующих данных о развитии.

Десять вопросов клинико-психиатрического обследования, приведенные в предыдущей главе (см. схему 4—1), могут служить здесь своего рода пособием, а впоследствии используется руководство DSM-III-R (или МКБ-9-Rutеr), чтобы более точно определиться с классификацией.
Большим преимуществом схемы принятия решения является то, что она не только помогает определить диагноз, но также является важным пособием для принятия ряда решений в отношении лечения. Таким образом, первый вопрос выявляет психозы и помогает провести дальнейшую дифференциацию. Совершенно очевидно, что терапия в данном случае имеет принципиальные отличия от лечения расстройств непсихотического уровня, в том числе в вопросах психофармакотерапии и необходимости госпитализации.

Второй вопрос более важен для подростков, чем для детей. Если очевидно, что речь идет о наркотизации, тогда последовательность приоритетов будет следующей:

  1. Лечение (острых) психотических симптомов;
  2. Лечение соматических расстройств;
  3. Лечение наркомании в строгом смысле слова;
  4. Решение прочих проблем.

Третий, четвертый и пятый вопросы, с одной стороны, указывают направление целенаправленного лечения, с другой — показывают и существующие ограничения при лечении соответствующих состояний. В принципе это касается устойчивых характеристик юных пациентов.
Шестой вопрос также выявляет более или менее устойчивые и глубинные характеристики, которые указывают на показания и ограничения целенаправленной лечебной программы, как это было и с предыдущими вопросами.
Вопросы с седьмого по десятый касаются разнообразных (не психотических) расстройств и проблем, которые являются преходящими (если они не становятся по какой-либо причине хроническими). Эти вопросы позволяют провести первую довольно грубую дифференциацию, которая в идеальном случае является показанием к применению определенного вида лечения. То есть, при наличии так называемых проблем фазы или эмоционального конфликта, действия в принципе будут иными, чем при эмоциональных расстройствах (неврозе). К сожалению, такое подразделение в действительности вызывает разочарование. Его надежность и валидность недостаточны для того, чтобы на нем строить программу лечения. Следовательно, необходимо использовать различные точки зрения, смотреть, как говорят в Нидерландах, «сквозь разные очки» на одни и те же расстройства. Этот момент также обсуждался в главе 4. Это касается как оценки психодинамики пациента, так и оценки динамики семьи и других социальных систем, в которые входят мальчик или девочка. И так, меняя оптические линзы, следует смотреть не только на негативные, но и на позитивные характеристики, так как последние учитываются при составлении программы лечения. (NB. Хотелось бы обратить внимание на то, что такая двойная оценка необходима не только при расстройствах непсихотического уровня, но также и при психотических расстройствах.)

Основной вопрос данной главы: как добиться методически правильного плана лечения (то есть рабочего и эффективного). Стратегическая модель автора предполагает наличие трех фаз (см. схему 5—1):

  1. фаза диагностики и оценки;
  2. фаза формулирования гипотез на шести системных уровнях, что в результате приводит к формированию рабочей гипотезы и задач терапии;
  3. фаза лечения.

Основное различие между диагнозом и рабочей гипотезой заключается в том, что последняя ориентирована на действие и является, по сути, связующим звеном между диагнозом и лечением.
Второе различие по отношению к клиническому диагнозу состоит в том, что рабочая гипотеза излагается с позиций системных уровней.

Схема 5—1
Стратегическая модель
Стратегическая модель терапии

 

Рабочая гипотеза

Цели лечения

Средства лечения

Темперамент, конституция
и общие аспекты

 

 

 

Биологические аспекты

 

 

 

Резюме рабочей гипотезы

Резюме целей лечения

 

 

Предполагаемая длительность лечения: Примечания:

Общая теория систем (Von Bertalanffy, 1966, 1968; Bateson, 1973; Lit, 1978)’ предполагает, что человек вместе со своей средой являет собой кибернетическую, самокорректируемую систему, включающую в себя разнообразные взаимосвязанные уровни. С точки зрения практики такое утверждение должно быть коренным образом переформулировано в приемлемых терминах.
Normand et al. (1979) в качестве исходного момента программы лечения, ориентированной на действие, выделил четыре уровня: ситуационные переменные, функции «я», эмоциональные конфликты и структуру характера.
В данной книге мы добавили еще два уровня: семейная система и биологические параметры (биохимические, (нейро) физиологические и анатомические).
С позиций расстройств читатель обнаружит упомянутые шесть уровней в обобщенном виде на схеме 5—1. Практически же это выглядит следующим образом:

  1. гипотеза (частичная) формулируется на всех шести уровнях;
  2. на этом основании формулируется приемлемая рабочая гипотеза;
  3. исходя из вышеупомянутого формулируется цель лечения, а также принимается решение о том, кому следует прямо участвовать в терапии (пациенту, или семье, или родителям пациента), а также сколько сеансов потребует терапия.

Все это вносится в схему 5—2.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »