Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Резюме по аспектам стратегической модели терапии - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

РЕЗЮМЕ ПО ОСНОВНЫМ АСПЕКТАМ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
а)  К какой бы специфической школе вы ни принадлежали, в принципе элементы модели в трех фазах сформулированы таким образом, что позволяют описать любой способ терапии. Данная схема обеспечивает систематическое сравнение вариантов лечения в рамках различных школ.
б)  Автор является сторонником стратегического подхода, изложенного в данной книге. Это эклектический (или мультимодальный) подход не только к диагностике, но и к выбору терапии, то есть использованные концепции и методы исходят из различных источников и школ. (Возможно также употребление термина «директивный», хотя он не совсем полно определяет стратегический подход).
в)  Диагностика (и классификация) основываются на тщательном и объективном обследовании, которое создает твердую основу для последующих процедур. Однако сами по себе они еще не предлагают удовлетворительных акцентов в программе лечения. Для более полного диагноза необходимы данные оценки с учетом благоприятных и неблагоприятных аспектов личности пациента и равно необходимых данных об окружающей среде.
г)  Прежде чем сформулировать план лечения, терапевт формулирует ряд приемлемых (частичных) гипотез, которые частично или полностью объясняют имеющиеся симптомы или проблемы. Затем выбирается наиболее адекватная гипотеза или комбинация из двух или трех гипотез с достаточным количеством точек приложения для конкретного плана лечения. Тем не менее, не следует забывать о различиях между фактическим и предполагаемым.
д)  Гипотезы формируются на различных уровнях и являют собой попытку объяснить происходящее. Формулировки имеют практическую ориентацию, то есть направленность на действие (Normand, 1979).

Чтобы избежать полипрагматизма (путаницы методов), психотерапевт, придерживающийся стратегической модели, в конечном итоге останавливается на рабочей гипотезе, имеющей точки приложения предпочтительнее на двух, максимально на трех уровнях. Выбор не определяется догматическими подходами, а основывается га практических соображениях. Все уровни являются частью системы, которая объединяет все аспекты, начиная с клеточной биологии и кончая социологией. Предполагается достигнуть положительных изменений (например, гармонизации) в масштабе всей системы посредством оказания воздействия на уровни, где просматривается нарушение и где оно находится в пределах досягаемости.
е)   Когда приемлемая рабочая гипотеза сформулирована, наступает очередь плана лечения, который включает в себя:

  1. цель (цели);
  2. уровни фактической работы и воздействия;
  3. количество и частоту сессий, то есть общую ожидаемую длительность лечения;
  4. условия проведения терапии и другие практические вопросы.

Здесь мы подошли к условиям (лечебному контракту) между терапевтом и пациентом (и его системой). План лечения также включает:

  1. планируемый характер взаимодействия;
  2. на чем будет сосредоточено внимание;
  3. используемую форму коммуникации.

Терапевт определяет, какую часть из перечисленных трех элементов (или какие из них) заранее разъяснить пациенту. Автор предпочитает проводить обсуждение данных вопросов по ходу терапии.

ЛИТЕРАТУРА

Оудсхоорн Д. Н.//Соц. и клин, психиатр. — 1992. — Т. 2, вып. 1. — С. 6—10.
Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. — Frogmore: Paladin, 1973.
Bertalanffy L von.//American Handbook of Psychiatry. — New York: Basic Books, 1966.
Bertalanffy L. von. General Systems Theory. — New York: Braziller, 1968.
Driessen B.f Anbeek M.//MGV. - 1978. - Vol. 5. - P. 315-327.
Engeland H. van.//Psychotherapie met kinderen en jcugdigen / Red. van G A. M. Wit. — Leuven, 1983. Frank J. D. Persuasion and Healing: A Comparative Study of Psychotherapy. — Baltimore: Hopkins Univ. Press, 1973.
Lange A., van dcr Hart O. Gcdragsverandering in gezinnen. — Groningen: Wolters-Noordhoff, 1979. Lange A., van der Hart O., Lange A Gcdragsveran dering in gezinnen. — Groningen: Wolters-Noordhoff, 1985.
Lit A G Nieuwe Psychiatric: een systeembenadering. — Leiden: Stenfert Kroese, 1978.
Malan D. H. A Study of Brief Psychotherapy. — London: Social Sci., 1963.
Montalvo B., Haley J.//Family Process. - 1973. - Vol. 12. - P. 227.
Normand W. G et al.//Short-Term Approaches to Psychotherapy / Ed. by H. Grayson. — New York: Human Sciences, 1979.
Oudshoom D. N.//Directieve Therapie I/Ed. by K. van der Velden. — Deventer, 1977.
Oudshoom D. N.//Bulletijn VKJP. - 1981. - Vol. 70. - P. 4-10.
Oudshoom D. N.//Psychotherapie met kinderen en jeugdigen / Red. van G A. Wit. — Leuven, 1983. Rogers C.//Perception: An Approach to Personality / Ed. by R. Blake, G. Ramsey. — New York, 1951. Schaefer Ch. E et al. Family Therapy Techniques for Problem Behaviors of Children and Teenagers. — S. Francisco: Jossey-Bass, 1984.
Sifneos P. E. Short-Term Psychotherapy and Emotional Crisis. — Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1972.
Spiegel J. P.//Gcneral Systems Theory and Psychiatry / Ed. by W. Gray et al. — Boston, 1969.
Velden G P. van der.//Tijdschr. v. Maatschappel. werk. — 1968. — Vol. 22. — P. 219—226.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »