Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Психология развития - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Часть I
Общие положения

Глава 2
Психология развития
1. ВСТУПЛЕНИЕ

Давайте представим следующую ситуацию: Вы выглянули в окно и увидели, что Бенни ударил ногой свою сестру Беа. В чем дело?
(а)      Это был случайный поступок Бенни. Возможно, Бенни был фрустрирован тем, что сестра отбила его футбольный мяч. При оценке такого неожиданного поведения необходимо учесть различные факторы, такие как возраст, развитие и зрелость, уличные и школьные примеры и т.д. Такое поведение Бенни может быть вполне невинным и более или менее адекватным его возрасту, но оно может также и указывать на определенные трудности, которые мальчику приходится преодолевать.
(б)      Это — пример обычного поведения Бенни: он лягается и активно вступает в драки при незначительных поводах или провокациях. Мы склонны относиться к таким вещам более серьезно, хотя в этом случае следует также принять во внимание возраст и поведение сверстников. Бенни, возможно, имитирует поведение сверстников по школе или по соседству и/или, возможно, у него очень «горячий» темперамент (см. главу 3) и/или достаточно выраженные трудности эмоционального развития.
(в)      Это был случайный контакт Бенни с Беа. Мы принимаем иную точку зрения: мы не сводим поведение Бенни к его индивидуальным характеристикам, а обращаем внимание на элемент взаимодействия. Возможно, это был случай быстрой эскалации взаимодействия: например, Беа, отбив мяч, посмеялась над Бенни, и Бенни рассердился, причем она посмеялась над мальчиком до того, как тот ударил ее ногой, и она, возможно, сказала, что Бенни за день до настоящего инцидента также отбил в сторону футбольный мяч девочки и т. д. Это — иллюстрация проблемы «интерпункции» («расстановки знаков препинания») — Беа, отбив мяч мальчика, объясняет это тем, что за день до инцидента Бенни отбил ее собственный мяч, т.е. происходит сдвиг вины с Беа на Бенни (Watzlawick et al., 1970), или, возможно, Беа стала невинной жертвой после фрустрации, вызванной тем, что более сильный мальчик забрал велосипед Бенни и уехал на нем. В этом случае мы также смотрим, адекватно ли данное взаимодействие возрасту мальчика или нет?
(г)      Это стереотипный вариант взаимодействия, то есть стабильная модель отношений между Бенни и Беа. Эти дети очень не любят друг друга, и/или родители детей постоянно ссорятся, открыто и скрыто, и/или драки в школе и в ближайшем окружении являются общепринятой нормой.

Схема 2—1

Если какое-либо действие является необычным для данного возраста и/ или необычным в сравнении с тем, что считается нормальным поведением или реакцией в школе, на улице или в семье, тогда оно рассматривается более серьезно. Чтобы прийти к взвешенному выводу, в первую очередь необходимо знать, как дети развивались, учитывая эмоциональные, когнитивные и поведенческие параметры, каковы были их реакции в различном возрасте и на различные ситуации.
Все эти знания, взятые вместе, и называются психологией развития. В идеальном случае она дает критерии для разграничения нормального поведения от аномального или патологического поведения.
Существует много различных школ и мнений, причем каждая школа имеет свою концепцию. Эта глава не ставит целью заменить собой имеющуюся литературу по психологии развития (см. библиографию); она скорее служит фоном для последующих глав.
В связи с тем, что основная идея этой книги заключается в том, что индивидуальные аспекты и аспекты взаимодействия в целом одинаково важны для объяснения и оказания влияния на поведение, включая девиантное, мы обсуждаем психоаналитическую теорию взаимоотношения объектов.
С этой точки зрения отношение — это не случайная мелочь, которую можно не принимать во внимание, а неотделимая часть личности. Теорию обучения и поведенческую терапию все в большей степени интересуют аспекты взаимоотношений в поведении (в Нидерландах основным автором и исследователем в области поведенчески ориентированной семейной терапии является Lange).
Вопросы когнитивного развития (Piaget), развития аутоидентификации (Erikson) и морального развития обсуждаются в главе в связи с тем, что все они важны в психологии подростка. Описывается нормальное развитие в возрасте от 10 лет до 21 года. Глава завершается обсуждением ряда личностных моделей, которые не только важны с точки зрения теории, но имеют практическое применение в психотерапии, например, при личностных расстройствах с явлениями диссоциации.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »