Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Ослабление семейных связей - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Глава 7
Ослабление семейных связей
Когда мы начинаем рассуждать о подростковой фазе (с позиций психологии развития), то мы должны четко для себя представлять следующее:

  1. Не существует какого-либо определенного класса подростков. Благополучно существует некий идеальный тип, а также разнообразные статистические нормы для того, что считается нормальным у подростка, но различия настолько велики, что в конкретных случаях следует быть максимально осторожным в своих заключениях относительно каких-либо аномалий.
  2. Жалобы или проблемы определенного рода, даже если они укладываются в рамки нормы, могут быть симптомами патологии развития. Поэтому обобщающая мысль типа: «Мадам, у Пети начался пубертат, и это все объясняет, это нормально», — на самом деле — пустая фраза.
  3. В возрасте между двенадцатью и тринадцатью годами индивидуум подвергается различным воздействиям как изнутри, так и извне, на которые он реагирует какими-то возможностями или ограничениями, выработанными в результате предшествующих склонностей, развития и опыта. Количество этих факторов неисчислимо, многие из пих вряд ли поддаются объективизации и потому остаются в стадии предполагаемого, но тем не менее от терапевта требуется умение понять проблему и выявить симптоматику, но самое главное, найти путь к решению существующей проблемы. Если терапевт стремится избежать головокружительных сложностей, то ему следует иметь дело с крайне упрощенными моделями. Такой вариант также приемлем, но лишь в случае, если терапевт готов при необходимости в чем-то изменять свою позицию.

Клинический раздел данной книги совсем не случайно начинается с двух глав, посвященных семье. Семья, по сути, колыбель индивидуума. Обычно в подростковой фазе коренным образом меняется значение для подростка родителей и других членов семьи. В этой связи в данном контексте особое значение имеют понятия:

  1. «отделение» — ослабление эмоциональных связей, ослабление отношений зависимости с родителями;
  2. обретение независимости — способность эмоционально и практически стоять на собственных ногах; принятие на себя автономных решений и ответственности;
  3. индивидуализация — развитие собственной идентичности, которая в принципе уникальна, но чем-то напоминает идентичность родителей;
  4. после того, как подросток удовлетворительно пройдет через процесс отделения и индивидуализации, он становится взрослым.

Bloom (1980) при описании процесса отделения выделил пять стадий и отметил следующее.

  1. Тематика, которая была актуальной для подростка на первой стадии, может на последующих стадиях сменяться другой, но подросток может легко к ней вернуться. Все темы сохраняют свою актуальность, несмотря на обычное доминирование одной темы.
  2. Сам процесс развития в целом не совсем упорядочен и не линеен; его можно скорее охарактеризовать как движение по спирали с моментами прогресса и регресса.
  3. Подобные шоки и колебания бывают не только у подростков, но также и у их родителей.

В последующем обсуждении мы примем за основу, что развитие после 12 лет протекало без явных проблем. В таких случаях развитие в подростковой фазе происходит в общем в хорошей гармонии — и не только по свидетельствам большинства родителей, но и по сообщениям большинства подростков (Offer, 1981). В 90% случаев наблюдается всеобщее удовлетворение. Конечно, это совсем не означает, что в семьях не возникают напряжения. Очень часто по некоторым вопросам мнения подростков расходятся с мнениями взрослых, в частности, в вопросах проведения свободного времени вне дома, карманных денег, одежды и поведения; у старших подростков различия во мнениях касаются вопросов идеологии и образа жизни (Mitchell, 1979).
При девиантном или делинквентном поведении отношения с родителями носят в большей степени негативный характер (Offer, 1981), и не удивительно, что эти группы подростков доминируют в системе амбулаторной психиатрической помощи и детских психиатрических поликлиник, значительно искажая реальную картину для специалистов.

Первая стадия процесса отделения по Bloom: конфликт вокруг потребности в зависимости и стремления к автономии.
Ко времени, когда ребенок становится «специалистом» по роли ребенка — обычно в возрасте двенадцати лет — и хорошо знает, как мирно уживаться с родителями, происходят некоторые изменения, которые приводят в замешательство обе стороны. Ребенка больше не устраивает его роль, он хочет несколько сместить границы и ориентирован вовне, но в то же время в действительности амбивалентен в отношении своих ожиданий, касающихся родителей.
Он или она могут открыто сопротивляться заботе или проявлениям ласки, но косвенно (или в отдельные моменты) проявлять желание, чтобы о нем/ней позаботились или побаловали. Именно эта амбивалентность и вызывает растерянность и фрустрации. Существуют разнообразные варианты, мы можем рассматривать их как варианты нормы, но тем не менее они воспринимаются родителями или окружением как нарушения и отклонения. В данном случае можно прибегнуть к критериям Rutter (см. глава 4, табл. 4—3).
Вместе с тем, именно на этой стадии, в начале подростковой фазы, может манифестировать и настоящая психопатология. Все это располагается на параметре привязанность — отделение от родителей. В последующих главах этот вопрос будет рассмотрен более подробно. С другой стороны, многие серьезные и острые расстройства в данной стадии процесса обязаны своим происхождением неадекватным реакциям со стороны родителей на изменения в поведении их сына/дочери:

  1. они не знают, что делать со стремлением своего сына/дочери к независимости и расценивают их желание как «упрямство, бунт, грех»;
  2. они не знают, как справиться с потребностями своего ребенка в зависимости; они расценивают их как «детскость» и ограничение собственной свободы;
  3. они не знают, что делать с противоречивыми потребностями своего ребенка и считают, что стали объектом манипуляции. Совершенно очевидно, что они не понимают естественность этих противоречий, в основном потому, что не имеют ни малейшего представления о том, что делать с собственной амбивалентностью. Сторонники интергенерационной точки зрения (см. Boszormenyi-Nagy, 1973) ищут идентичные проблемы в прошлом родителей и их взаимоотношениях с собственными родителями в том же возрасте, что и их ребенок сейчас.

Очевидно, что подобные проблемы на первой стадии отделения могут отрицательно сказаться на течении последующих стадий или даже полностью их блокировать.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »