Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Вторая стадия: когнитивная реализация отделения.
После первого замешательства главным для подростка становится доказать всему миру, своим родителям и самому себе факт усиления собственной независимости. Для начала он не может придумать ничего лучше бесконечных опровержений и критики в первую очередь всего того, что говорится родителями, короче говоря, он уходит в оппозицию. При «правых» родителях он отдает предпочтение высказыванию «левых» идей; если родители носят джинсы, то он выбирает костюм, или выражает желание изменить данное при рождении красивое французское имя на банальное «Али», или при университетском образовании родителей предпочитает компанию юношей из среднетехнических учебных заведений.
Они понимают, что делают все это умышленно — с целью эмансипации от своих родителей. Если со стороны родителей следует бурная реакция, то она действует как красная тряпка на быка, и поведение подростка принимает еще худшие формы.
Естественно, данная стадия совсем не всегда течет по такому красочному сценарию. Здесь важно, что тема «когнитивного разделения» является неотъемлемой фазой в развитии взаимоотношений между подростком и его родителями. Им нужно, чтобы мы понимали всю сложность задач, стоящих перед ними, которые они непременно должны решить, и они заслуживают похвалы, если им удается сохранить душевное равновесие и не впадать в крайности. Больше же всего младший подросток нуждается в «поддерживающей среде» («holding environment», Winnicott, 1969), в которой родители, несмотря на несправедливые обиды со стороны детей и их неблагодарность, продолжают ладить с ними, не отвергая их и не отказывая им в праве на собственное развитие. К счастью большинству родителей это удается. В то же время могут возникнуть и серьезные проблемы — в случае выбора родителями следующих крайних вариантов поведения:

  1. крайне жесткая позиция, без каких-либо уступок;
  2. внезапный отказ от всех ранее существовавших правил и попыток какого-либо контроля за крайними формами поведения ребенка.

Первый вариант подталкивает ребенка к крайним мерам, со всеми возможными последствиями, как, например, уход из дома, попытки самоубийства и т. д.
Второй вариант приносит ребенку ощущения неуверенности и тревоги и в конечном итоге может привести к еще более выраженному внешне ориентированному поведению, цель которого — спровоцировать ограничительную реакцию родителей или других взрослых, значимых для него. Никогда не следует впадать в ошибку буквального восприятия того, что подросток говорит или демонстрирует. Оптимальная длительность этой стадии определяется периодом, необходимым для постепенного принятия и одобрения родителями все усиливающегося разделения со своим сыном/дочерью. После этого процесс переходит в следующую стадию.

Третья стадия: аффективные реакции на отделение.
Процесс разделения является болезненным для обеих сторон, и здесь центральная эмоция — осознанно или неосознанно — это чувство вины. Чувство вины вызывает гнев, а гнев, в зависимости от наличия / отсутствия гармонии в старые добрые времена может привести к легкой или тяжелой депрессии. Обе стороны скорбят об утраченном и переполнены сомнениями по поводу смысла происшедших изменений в отношениях.
Здесь очень важно не упускать из виду основную цель: с одной стороны, подросток хочет добиться независимости, но с другой стороны, он/она намерены сохранить любовь своих родителей. Родители также хотят, чтобы их сын или дочь продолжали их любить, даже когда они не будут от них более зависеть.
Вышеупомянутые болезненные переживания могут найти хороший выход в усиливающейся гордости и радости от достижений своего взрослеющего сына или дочери. Дети, как правило, очень чувствительны к переживаниям своих родителей. С другой стороны, негативное отношение родителей к своим подрастающим сыну или дочери, недовольство и досада приводят лишь к одному типу реакции — упрекам и критике. В результате это может привести и к подавленному настроению.

Крупное научное исследование, проведенное Offer et al (1981) в Соединенных Штатах, Австралии, Ирландии и Израиле, показало следующее:

  1. нормальные девочки и мальчики подросткового возраста, от 13 до 18 лет, описывали свои семьи как гармоничные, слаженно функционирующие социальные системы;
  2. не обнаружено значимых культуральных различий;
  3. беспокойные или делинквентные подростки отчетливо проявляли более негативные эмоции по отношению к собственным родителям; между ними и их родителями было гораздо меньше согласия в отношении ценностных ориентаций;
  4. абсолютно отсутствовал «конфликт поколений».


 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »