Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Четвертая стадия: идентификация.
Ко времени более или менее преодоленных вышеупомянутых стадий подростку уже исполняется пятнадцать-шестнадцать лет. Когда становится очевидным, что подросток — это самостоятельная личность, и за ним это право признается, то исчезают ранее существовавшие буйство и ранимость и освобождается место для разнообразных положительных ценностей, унаследованных от прошлого и своих родителей. Для большинства подростков — это удивительная фаза: они не принимают только внешнюю сторону чего-либо  — им нужна истина. Они не проявляют склонности к компромиссам, но стремятся к абсолюту. Процессы идентификации во многом бессознательны, поэтому первым заметит их заинтересованный сторонний наблюдатель. Юноши и девушки могут на этой стадии восторгаться определенными объектами идентификации. Они выходят из трудного периода и сосредоточиваются на собственной индивидуализации. Для характеристики этого процесса хорошо подходит термин «реинтеграция». С этих позиций оцениваются возможности индивидуума справиться со своими агрессивными и либидонозными импульсами в контексте собственных ценностей, причем сделать это в принципе конструктивно.
Здесь могут возникнуть следующие проблемы:

  1. подросток перенимает от своих родителей большей частью негативные аспекты (алкоголизм, насилие, делинквентность), и в этом случае мы имеем дело с «мизидентификацией» (ошибочной идентификацией);
  2. позиция подростка может закрепляться его товарищами из аналогичного окружения, Т.К. подростки с другими взглядами и мнениями дистанцируются от него;
  3. родители язвительно отзываются об обнаруженных идеалах подростка и пытаются разубедить своего ребенка. Если подросток считает, что «общество» не предлагает для него/нее никаких положительных перспектив, он может потерять уверенность в себе и, иногда совершенно внезапно, оставить все как есть и не пытаться сделать что-либо;

— родители не приемлют процесс индивидуализации в своем сыне или дочери, например, из-за ревности. Они, бывает, прибегают к подростковой модели, например, во внешнем облике и в одежде. По Нидерландскому и, в целом, западному телевидению часто можно увидеть рекламные ролики, на которых мать выглядит такой же юной и изящной, как и ее дочь, например, в рекламе малокалорийных продуктов (маргарин Holfa). Мы называем это Holfa — синдромом. Или преувеличенно мужественный образ в исполнении отца (иногда демонстративно). Обычно подростки испытывают чувство стыда за поведение своих родителей, но, что гораздо серьезнее, страдает процесс положительной идентификации, так как дети хотят стать взрослыми, и им нужен образец успешной интеграции. Приведенные осложнения не ограничиваются сферой семьи. Я на себе испытал крупное движение эмансипации в Нидерландах в 70-е годы, когда преподавал в колледже для подготовки социальных работников. Студенты тогда пребывали в «перманентной дискуссии» и были погружены в излюбленные возвышенные, иногда доходящие до крайностей, идеалы, которые, по их мнению, должны бы быть немедленно и полностью внедрены в практику. Реакция некоторых педагогов тогда несколько огорчила; они впали в подростковый возраст. Они вдруг ни с того, ни с сего облачились в необычную одежду и внезапно перестали считаться с традиционными взрослыми нормами и ценностями. Был ряд педагогов, которые отреагировали неадекватно, или даже отчаянно, но несколько по-другому; они впоследствии были признаны непригодными к педагогической работе по медицинским показаниям. Тогда студенты в действительности нуждались лишь в одном — сбалансированном сопротивлении взрослых, но на это оказались способны немногие педагоги.

Пятая стадия: становление независимости.
Можно описать это как процесс эмансипации, при котором родители устанавливают со своим ребенком новый тип взаимоотношений — как со взрослым. Обе стороны таким образом принимают новую идентичность. Юный взрослый ищет тот тип взаимоотношений, который ему нравится, и по своему вкусу строит свою жизнь. Стороны освобождают друг друга без какого- либо чувства вины.
Вышеупомянутое являет собой картину нормального развития, но во всех случаях возникновения трудностей развития ведущая тема одной из вышеперечисленных стадий начинает аномально доминировать на возрастном этапе, в котором она должна была бы отойти на задний план. Процесс отделения и индивидуализации приостанавливается, и даже на какой-то промежуток времени, длинный или короткий, может последовать регрессия — возврат к доподростковой стадии. Когда к нам направлен подросток с симптомами психического расстройства и трудностями в поведении, мы можем предположить, что данные симптомы в большей или меньшей степени отражают его взаимоотношения и взаимодействие в семье. Как мы уже отмечали, семья должна обладать достаточной гибкостью, чтобы правильно направлять взрослеющего подростка в процессе развития и превращения из зависимого ребенка в независимого взрослого, со всеми отсюда вытекающими изменениями в оценках и в поведении. Существует ряд факторов, которые могут воспрепятствовать адекватной адаптации и изменениям в самой семье, причем до такой степени, что оказываются закрепленными проблемы данной фазы, и в конечном итоге может последовать развитие психопатологии. Это — наличие социо-экономических проблем семьи, низкий интеллектуальный уровень одного или обоих родителей или наличие у них психических расстройств, а также дисгармоничный брак. Когда на долю подростка достается еще и нести груз старых проблем, ему приходится еще тяжелее. Расстройство есть продукт воздействия неблагоприятных факторов на различных уровнях.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »