Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Задачи психиатрического обследования  детей - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Каковы же задачи психиатрического обследования ребенка?

  1. контакт ребенка с исследователем. Соответствует ли характер коммуникации возрасту ребенка; какова степень присутствия тревоги, доверия, открытости к доктору; идет ли ребенок на контакт или нет?
  2. как развивается контакт в первые часы и в ходе последующих занятий?
  3. производит ли ребенок впечатление здорового индивидуума; активен ли он, медлителен ли или выглядит уставшим?
  4. имеются ли нарушения статики и тонкой моторики, с учетом возраста ребенка?
  5. характеристика специальных психических функций:

осознанность, способность к концентрации и длительность концентрации внимания;
ориентация в личности, месте и времени; интеллектуальный уровень, ощущение реальности и фантазии;
память: краткосрочная и долговременная;
эмоциональная жизнь: ее корни и аффективное реагирование; наличие тревоги, страха, подавленности, экзальтированности; азарт или агрессивность; уверенность в себе, самооценка, собственный имидж.

  1. Знает ли ребенок причину обращения к врачу, может ли он прямо обсуждать эту тему или это следует делать опосредованно через:
  2. разговоры и игру в кукольный театр, домик для кухни, рисунки и т. д.;
  3. методику взаимного рассказывания сказок или специальную методику Gardner (см. главу 17), беседу за партией в шахматы;
  4. применение методов гипноза;
  5. использование прожективных и др. психологических тестов.

Обследование ребенка дает нам многосторонний материал о личности ребенка, но мы также получаем представление об отношении самого ребенка к существующим проблемам. Оба упомянутых аспекта мы обсудим более подробно.
Для разработки плана лечения вовсе недостаточно одного клинического диагноза — нам также нужны данные о «сильных» и «слабых» сторонах ребенка, а также сведения о его окружении, социальной системе. Основные направления внимания указаны в схеме 4—4, в первой колонке. Отрицательные характеристики указываются в левой половине центрального поля, а положительные — в правой. При характеристике интеллектуального уровня указывается не только «высокий», «средний» или «низкий», но также стиль мышления и изложения: рациональный, рассудительный, прямолинейный, расплывчатый и обобщающий; быстро ли ребенок понимает вопросы исследователя, и соответствует ли это его возрасту? Носит ли мышление ребенка творческий характер, может ли он фантазировать и отражается ли это в придуманных им сказках? Какова степень развития социальных навыков, как ребенок ладит со своими родителями, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми), своими сверстниками; чувствует ли он себя свободно во взаимоотношениях с другими, или же он замкнут, отстранен?
При невротических расстройствах нас особенно интересуют характерные защитные механизмы. Большинство детей имеют тенденцию отрицать нежелательные эмоции, импульсы и мысли или прикрывать их прямо противоположным. Некоторым детям хорошо удается вытеснение, другие находят выход в рационализации, изоляции аффекта или проецировании. Защитные механизмы полезны и необходимы сами по себе: они помогают индивидууму справиться со своими чувствами и мыслями, приспособиться к внешнему окружению. Если же механизм не срабатывает, то реакция и поведение ребенка становятся несколько неестественными и преувеличенными, и это неблагоприятный признак. При нарушениях поведения особенно важно обращать внимание на степень самоконтроля у пациента. Как обычно, мы уделяем этому вопросу или слишком много внимания, или незаслуженно мало: данный ребенок (чересчур) импульсивен или (слишком) сдержан; если это так, то в чем это проявляется? В конечном итоге мы начинаем искать признаки психотического расстройства (например, нарушение чувства реальности или спутанность); признаки депрессии (низкая самооценка, чувство безнадежности или беспомощности); невротические характеристики (повышенная тревожность, стыдливость, чувство вины, насильственное вытеснение аффекта) и психопатические черты (выраженное отреагирование вовне, антисоциальное поведение, мало выраженное чувство вины или отсутствие способности к сопереживанию).
Было бы неестественно рассматривать ребенка вне его семьи и социального окружения. Давайте рассмотрим два чувства, которые встречаются достаточно часто: тревогу и ревность.
К тревоге относятся два вопроса:

  1.  Как ребенок себя ощущает?
  2.  Как ребенок себя проявляет?

На последнее непосредственное влияние оказывает внешнее окружение: в одном случае симпатия окружающих позволяет проявить тревогу, в то время как в других случаях, например, если над ребенком смеются, конечно лучше не показывать свою тревогу. Влияние внешнего окружения распространяется дальше: ребенок не только отрицает свою тревогу, но старается также ее больше не чувствовать, и для этого ребенок пользуется привычным для него защитным механизмом. Иногда это доходит вплоть до контрафобического поведения (отчаянная храбрость), когда одно предположение о возможности тревоги у ребенка на первый взгляд может показаться абсурдной идеей.
Рассматривая ревность, мы можем задать те же вопросы. Если окружение проявляет понимание, то ребенку позволяется испытывать чувство ревности. Но если такое чувство находится под запретом и наказывается, то все идет по тому же пути: чувство ревности отрицается и включается защитный механизм. У одного ребенка это будет выражаться в чрезмерной любви к младшей сестренке, другой ребенок будет проецировать свою ревность на другое лицо, а у третьего ребенка появятся жалобы соматического характера (см. главу 10); ревность (зависть) «съедает их изнутри», причем это детьми отчетливо не осознается. В экстремальных случаях, но в случаях более серьезных, чем запрет на ревность (зависть), мы имеем дело с самонаказанием или самоповреждением.
Приведенные выше примеры позволяют сделать два вывода:

  1. где-то превышена граница того, что мы называем нормальным, и достигнута область неадекватного, «невротического»;
  2. весь этот процесс происходит в рамках взаимоотношений ребенка со значимыми для него лицами. Конечно, этот процесс имеет и внутрипсихические аспекты, но они вовсе, не стоят особняком, а лишь являются специфическим уровнем системы в целом, как это уже излагалось в предшествующих главах.


 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »