Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Дезадаптированное поведение в детском возрасте

Теперь, когда мы вступили в эпоху всеобщей классификации, мы то и дело сталкиваемся с проблемой систематизации. Так, DSM-III-R предлагает весьма расплывчатый раздел «дезадаптированного поведения» (в терминологии автора), расстройств, которые мы сейчас и рассмотрим с учетом степени выраженности: от «легких» до «грубых».
Антисоциальное поведение детского и подросткового возраста
Данное поведение отличается от аналогичных нарушений в результате психических заболеваний, но оно может быть центром внимания или предметом лечения. Имеется в виду один единичный эпизод антисоциального поведения.
Единичные эксплозивные нарушения детского и подросткового возраста
Конечно же, мы имеем в виду среди прочих «приостановку дыхания». Это нарушение встречается у детей в возрасте до 4-х лет, при плаче и в состоянии гнева. Остановка дыхания связана с ларингоспазмом; губы у ребенка синеют, иногда ребенок теряет сознание.
Приступы впоследствии могут прекратиться или развиться в неконтролируемые аффективные вспышки, которые могут возникать у детей более старшего возраста и у подростков. Это — прямо-таки вулканические гневливые выбросы при фрустрациях, а иногда при утомлении; у детей более старшего возраста они могут появляться в ситуациях опасности; при них всегда в какой-либо степени присутствует утрата контроля; у некоторых детей и подростков можно говорить о нарушении регуляции агрессии, в основе которого лежит психоорганический фактор.

Возможности лечения и прогноза зависят от последующей психопатологии (то есть, сопутствующих расстройств, например, «пограничных» в американской трактовке термина, или психозов), семейных традиций применения насилия как средства разрешения проблемы, или социальных ожиданий в пределах случайной группы подростков. В таких случаях мы очень скоро можем обнаружить определенную модель аффективных вспышек.
Оппозиционные расстройства
Начинаются в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Представляют собой определенную модель нарушения существующих правил, неконтролируемых аффективных вспышек, задиристость или провоцирующее поведение и/или упрямство, проявляемые по отношению к взрослым.

Поведенческие расстройства

Модель поведения, характеризующаяся ущемлением прав окружающих, а также нарушением общепринятых правил и норм, например, прогулы в школе, побеги из дому, лживость и воровство. Это может сочетаться с агрессивностью, например, по отношению к личности или собственности, с такими проявлениями как вандализм, хулиганство, физическое и сексуальное посягательство на личность, грабежи. Далее можно говорить об очень слабой социальной ответственности, например, продолжительных дружеских связях или взаимоотношениях с «покрыванием» приятелей и отказом их «выдавать», об отсутствии чувства вины или сожаления по поводу совершенного (не только когда они оказываются пойманными «на месте преступления»). Мы говорим в этом случае «идти против света», т. е. заведомо быть обреченным на обнаружение и задержание.
Учащиеся начальной школы с поведенческими расстройствами с агрессивностью и социальным снижением (DSM-III-R), у которых очень сильно выражена эксплозивность и агрессивность, по данным двух недавних публикаций, хорошо реагируют на медикаментозное лечение галоперидолом (3 мг в день), а также на карбонат лития (в среднем 1200 мг в день). Предпочтителен второй вариант фармакотерапии, т. к. он дает меньше побочных эффектов и оказывает положительное воздействие на когнитивные функции (Platt et al., 1984; Campbell et al., 1984).

Антисоциальные личностные расстройства

Этот серьезный диагноз может быть использован только тогда, когда пройден порог 18 лет, при наличии в анамнезе в течение длительного времени вышеупомянутых расстройств. (Ранее говорили о «психопатии» или «психопатии развития».)
Во всех случаях рассмотрения возможности такого диагноза следует задавать себе вопрос, является ли антисоциальное поведение ребенка реактивным или он/она хотят подать сигнал о том, что что-то не так (см. главу 6).
Следует также задавать себе вопрос, не является ли аномальное поведение проблемой фазы (т. е. проблемами, характерными для определенного жизненного периода). Тогда внешняя помощь, оказанная ребенку и семье в преодолении переходного периода, устранит дезадаптированное поведение. Если же имеются основания предполагать длительные, структурные нарушения, то не следует предпринимать каких-либо крупных шагов, но разработать радикальный и амбициозный план лечения. Вряд ли оправданы материальные и энергетические затраты для того, чтобы предотвратить неминуемое развитие, губительное для самого пациента и для общества, но к сожалению в двух из трех случаев практические результаты как амбулаторного, так и стационарного лечения в настоящее время не обнадеживают.

Bettelheim В. Hct nut van sprookjes. — Amsterdam: De Bezige Bij, 1980.
Campbell M. et al.//Arch. Gen. Psychiat. - 1984. - Vol. 41. - P. 650-656.
Дadder J. M. Gedragstherapie bij kinderen. — Amsterdam: Swets & Zcitlinger, 4971.
Gardner R. A. Therapeutic Communication with Children: The Mutual Storytelling Technique. — New York: Science House, 1971.
Gardner R. A. Psychotherapeutic Approaches to the Resistant Child. — New York: Aronson, 1975.
Gardner R. A. The Talking, Feeling and Doing Game. — Nedcrlandse bewerking. — Dordrecht, 1975 (a). Lange A., van der Hart O. Gedragsverandering in gezinnen. — Groningen: Wolters-Noordhoff, 1979. Oudshoom D. N.//Directieve therapie-I/Red. van K. van der Velden. — Deventer, 1977.

Oudshoom D. N.//Tijdschr. v. Psychother. - 1979. - Vol. 5. - P. 285-294.
Oudshoom D. N.//Kinder en Jeugdpsychotherapie/Red. van A. Cools, D. van Herwaarden/. — Deventer, 1980.
Oudshoom D. N. Praten, Voelen en Doen: Therapeutisch spel voor kinderen. — Nederlandse bewerking van Gardner (1975a). — Dordrecht, 1983.
Patterson G. Problemen met kinderen. — Nijmegen: Dekker, 1973.
Platt X E. et al.//Arch. Gen. Psychiat. — 1984. — Vol. 41. — P. 657—662.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »