Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Теория обучения о развитии в детском возрасте - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

3. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ О РАЗВИТИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Sears (цит. по Maicr, 1969) начинает со следующего:
(а)         Поведение является как причиной, так и следствием (другого) поведения. Существует ряд первичных потребностей ребенка (такие как голод, потребность в активности), которые формируются внешней средой в определенное поведение. Эти потребности являются первичной мотивационной системой поведения ребенка.
(б)         По мнению Sears, мотивацией, целью, является не отсутствие напряжения, а его редукция. Наибольшее удовлетворение доставляет не полный желудок, а процесс принятия пищи. Стабильное состояние безопасности и изобилия очень скоро начинает рассматриваться как неудовлетворительное и скучное, в то время как периоды усиленной борьбы за жизнь воспринимаются как наиболее яркие, которые запоминаются и сопровождаются очень интенсивными эмоциями. Все формы поведения, ведущие к уменьшению напряжения, приносят наибольшее удовлетворение, так как именно это поведение максимально закрепляется.
(в)         Любое успешное поведение имеет тенденцию к повторению, мы называем это закреплением данного поведения. Закрепленные виды поведения создают вторичную мотивационную систему. Другими словами, такое обученное (социально обусловленное) желание становится мотивацией поведения человека.
(г)         Фрустрация испытывается, когда что-либо мешает достижению определенной цели. Это ведет к агрессивным чувствам, которые создают мощную мотивационную систему для агрессивного поведения. Если это способствует достижению желанной цели, происходит закрепление агрессивного поведения. Поэтому очень рискованно, если мать сначала в чем-либо отказывает, а затем уступает, когда ребенок начинает надоедать или плохо себя вести.
(д)         Изменения поведения являются результатом:

  1. физического созревания;
  2. влияния окружающей среды.

Sears выделяет три фазы развития : (1) фазу «рудиментарного поведения»; (2) фазу обучения внутри семьи; (3) фазу обучения вне семьи.
Теперь мы переходим к обсуждению ряда важных аспектов.

Фаза рудиментарного обучения

До возраста 10—16 месяцев ребенок сосредоточен на уменьшении напряжений, которые связаны с его первичными потребностями. Например, на базе голода развивается такое спонтанное поведение как плач. Только позже ребенок начинает понимать, «обучается», что редукция напряжения является результатом его собственного поведения, и тогда он пытается его повторить. В случае достижения желаемого эффекта данное поведение подкрепляется, и можно говорить о выученном, целенаправленном поведении. Ребенок также учится тому, что происходит вокруг него, уходу и помощи со стороны матери. Ее поведение закрепляет поведение ребенка и наоборот.
Идеи Sears очень близки к психоаналитической теории объектных отношений. Характерной особенностью отношений в паре (диаде) является их взаимозависимость. Ребенок учится у матери, а мать учится у ребенка, как лучше настраиваться друг к другу. Это становится основой дальнейшего процесса социального обучения.

Многие черты раннего развития ребенка отражают личность матери, ее доброту и гибкость или их дефицит, ее отношение к выработке гигиенических навыков, сексуальности, агрессивности и т. д. Возможности матери связаны с ее самоуважением, а также с уважительным отношением друг к другу.
Фаза обучения вторичной мотивационной системе внутри семьи (начиная примерно с 18 месяцев до школьного возраста)
Первичные потребности еще остаются мощной мотивацией, но пути их удовлетворения становятся все более адекватными. Усвоенное поведение занимает свое место, когда оно подкрепляется родителями и т. д., и становится вторичной системой. Характерная особенность последней заключается в тем, что ребенок делает то, что нравится ему, а также его родителям.
Ребенок адаптируется к полной зависимости от своих родителей. Зависимое поведение, предполагающее помощь извне, нс только становится гарантией постоянного ухода, но превращается в самоцель.
Желательно, чтобы в процессе воспитания зависимость редуцировалась, уменьшалась. Чересчур выраженные фрустрации, наоборот, усиливают эту потребность. Эффективным средством является удовлетворение, сопровождаемое постепенными изменениями. Инициатива принадлежит взрослым, но благоприятным условием является то, что ребенок учится в определенной степени удовлетворять свои потребности. Затем ребенок обучается более сложным моделям поведения, расширяющим круг его общения и таким образом уменьшающим его зависимость от родителей. По мерс осознания ребенком существования других людей, особенно других детей, он начинает воспринимать их как соперников. Что ему нравится, так это неразделяемое внимание, и если ему удается дополнительно привлечь внимание с помощью соперничества, то это является очень мощным закрепляющим фактором и становится самостоятельной потребностью. Это объясняет, почему дети соперничают в такой крайне выраженной форме и при отсутствии на то необходимости. Зависимость от матери остается неотделимой потребностью ребенка в течение длительного периода времени. Это дает матери большую власть над ребенком. Она может наказать ребенка, не уделяя ему внимания, и ребенок немедленно отреагирует таким поведением, которое, как предполагается, вернет ему внимание матери. Только в случае адекватной реакции матери на потребности ребенка последний будет процветать.
Выработка гигиенических навыков предполагает установление контроля над тем, что раньше случалось спонтанно. Ребенок должен усвоить мотивационную систему, но сначала он не видит в этом смысла, то есть это такая ситуация обучения, в которой наибольшую роль играют поощрение и наказание со стороны окружающих лиц.
Сексуальное воспитание еще в большей степени, чем выработка гигиенических навыков, связано со сдерживанием, подавлением инстинктивной потребности. Обычно данный процесс обучения протекает очень странным, необычным образом, когда родители не дают конкретной и четкой информации, а реагируют очень опосредованно и с выраженным аффектом, например, если ребенок выходит в комнату совершенно раздетым или играет со своими половыми органами.
Sears считает, что решающим фактором в развитии совести является отношение родителей к контролю над спонтанными импульсами (сексуальными и агрессивными). Что думает Sears по поводу агрессии и агрессивности? Он считает их также обученным поведением. Хотя это была изначально спонтанная реакция на фрустрацию (например, плач или ломание игрушек), в случае успеха, то есть если ребенок получил то, что он хотел, данная модель поведения закреплялась. Затем ребенок усваивал, что он может обращаться к данному способу вновь и вновь, если ему чего-либо хочется и он не может этого получить в достаточно короткое время. Последующие процессы обучения разнообразят агрессивное поведение и превращают его в социальное. Ребенок может также обучиться отреагировать свой гнев через фантазию или переключить его на заменяющий объект. Очень важным моментом является то, с какой степенью агрессивности родители реагируют на агрессивность ребенка; ребенок учится это оценивать.
Чрезмерная снисходительность родителей к агрессивному поведению ребенка закрепляет последнее — по меньшей мере внутри семьи; вне семьи можно ожидать меньшую расположенность ребенка к агрессии. Слишком сильное подавление агрессивного поведения со стороны родителей также вредит. Ребенок будет вынужден «переварить» свой гнев, что усилит его агрессивные чувства. Ребенок, который чересчур себя сдерживает дома, будет расположен к более агрессивному поведению вне дома: в школе и на улице.
Наказание за агрессивное поведение наступает потом, после ослабления напряжения, то есть когда агрессивное поведение уже было закреплено. Ребенок усваивает, что он должен взвешивать преимущества данной формы агрессивного поведения с его отрицательными сторонами, которые проявляются впоследствии. «Сильное» наказание приводит к новой фрустрации, то есть новым агрессивным чувствам без возможности их выхода. Если такое повторяется, тогда формируется модель поведения, которая может рассматриваться как поиск негативного напряжения со скрытой агрессивностью. Такая ситуация вызывает у ребенка тревогу и дискомфорт. Тревога нарастает, так как ребенок не может отреагировать на фрустрацию агрессивным поведением и не может контролировать гнев матери или отца.
Мысли Sears об агрессивности могут быть представлены в виде кривой графика 2—3. На оси X обозначена агрессия, на оси Y — наказание. Снисходительность и воздержание от наказания способствуют агрессивности так же, как и полная непереносимость агрессивного поведения и суровое наказание. Оптимум находится посередине.

График 2

Идентификация отчетливо начинает проявляться на 3-м году жизни. По мысли Sears ребенок во многом перенимает поведение своих родителей. Ранее был период, когда маленький ребенок имитировал поведение матери, особенно в отсутствие последней, теперь он перенимает элементы ограничения и наказания. Это ведет к развитию совести, которая в этой фазе может принимать крайне жесткие и резко очерченные формы. Sears называет это «защитной идентификацией», так как если поведение ребенка соответствует поведению родителей, то ему не надо бояться родителей. Половая роль, что означает социальное поведение, соответствующее полу ребенка, возможно, является наиболее важным итогом идентификации. Успешная идентификация зависит от наличия родителя того же пола, по образу которого ребенок может формировать свое поведение. Что же касается оптимального отношения другого родителя, то излишнее его вмешательство препятствует хорошей идентификации с родителем того же пола, но в то же время отсутствие интереса также препятствует процессу идентификации. Так, если девочка 4-х лет пытается построить свое поведение по типу модели своей матери, то есть пытается воспроизвести отношение матери к полу, агрессивности, тогда ее отец должен закреплять женское ролевое поведение и должен быть осторожным и не создавать собственной конкурирующей модели. Если наиболее важной фигурой идентификации для девочек остается мать, то мальчики на 4-м году жизни переключаются на отца. Если мать проявляет уважение к отцу, то есть его роль "разрешена", то это значительно облегчает задачу сына. С другой стороны, отец может усилить чувство самооценки или достоинства у девочки, показывая, как высоко он ценит мать. Идентификация достигает своего пика в возрасте 6-ти лет.
Фаза обучения вторичным мотивационным системам вне семьи (в возрасте с 6 до 7 лет)
Когда ребенок созревает для школы, он созревает и для более широкого социального окружения. Он уже больше не зависит от одного лица (матери) или от двух (матери и отца), он также привязывается, например, к учителю. То, как ребенок справляется с новыми отношениями, определяется более ранним опытом в рамках семьи. Ребенок пытается подойти или направить деятельность других людей таким образом, чтобы получить желаемое. На своем пути он встречается с требованиями и контролем, что связано с дальнейшим развитием совести в смысле уважения ценности существующих норм. Что бы ребенок ни делал, в конечном итоге все сводится к желанию стать похожим на родителей.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »