Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Функциональные и психосоматические синдромы у подростков - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Глава 11
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

Ключом к объяснению появления соматических жалоб является стресс, который вызывает аномальное возбуждение нервной и гормональной систем и, в конечном итоге, приводит к появлению функциональных жалоб и (усилению) психосоматических заболеваний. Когда мы имеем дело с благополучием и несчастьями подростка, мы задаем себе вопрос, каковы основные источники стресса и с помощью чего подросток с ним справляется, используя свои навыки преодоления стресса плюс помощь внешнего окружения. Подростковую фазу можно вполне обоснованно считать всегда периодом напряженным и переполненным трудностями, но в то же время нет сомнений в том, что для многих молодых людей это также период борьбы с значительными проблемами. Самый сильный стресс, на мой взгляд, отмечается в начале этой фазы, в так называемом «пубертате», а также в ее конце, в связи с так называемым отделением, связанным с переходом во взрослую фазу. Итак, большинство нарушений и проблем возникают в приближении к переходным периодам фазы. Менее заметен еще один переходный период фазы в возрасте пятнадцати лет, когда подросток не может больше обходиться одной оппозиционностью в отношениях и ограничиваться представлениями о том, что ничего не происходит: он вынужден искать для себя более подлинную (позитивную) идентичность, а также более конструктивных решений в разнообразных вопросах, под страхом опоздать на уходящий поезд.
У подростков с трудностями развитие идет не так, как описано в книгах, и поэтому целесообразно при обращении подростка к специалисту новыми глазами посмотреть на его развитие, используя при этом шесть уровней системной модели:
Уровень 5: Идет ли личностное развитие более или менее по «книжному» варианту или нет, соответствует ли оно биологическому возрасту или нет? Есть ли настораживающие отклонения в сфере темперамента или личности (см. главу 15), которые могут привести к аномальному стрессу?
Уровень 4: Эмоциональное ядро проблем подростковой фазы лежит в конфликте между потребностью в психологической зависимости и стремлением к автономии (см. главу 7); как у подростка обстоят дела с этим; может ли этот конфликт стать источником стресса? Есть ли признаки, указывающие на наличие скрытой тревоги, гнева, чувства стыда, самонаказания? Есть ли признаки диссоциации эмоций?
Уровень 3: Какова сопротивляемость подростка семейному стрессу, связанному с обучением, взаимоотношениями со сверстниками, учителями и взрослыми, в какой степени его оценка всего этого соответствует возрасту? Какое у него отношение к своей болезни, сильно ли он озабочен своими соматическими функциями? Какова степень уверенности в себе; каковы его возможности самовыражения; какова его самооценка и каков образ самого себя, чего он ожидает от будущего? Имеем ли мы дело с внутренним напряжением или чувством подавленности?

Уровень 2: Два кардинальных вопроса таковы: «Какие закрепляющие механизмы семьи способствуют проявлению симптомов?» и «Есть ли в данном случае семейная патология?». По данным Minuchin, «психосоматическая семья» характеризуется следующими особенностями:

  1. Семейный «клубок»: чрезмерная спаянность, незначительная возможность проявления личной свободы и права на личную жизнь, излишнее вмешательство в мысли, оценки и эмоции друг друга.
  2. Чрезмерно выраженная заботливость друг о друге, особенно в отношении здоровья, сочетающаяся с избеганием открытой критики. Симптомы болезни могут отвлекать внимание от взаимных конфликтов.
  3. Жесткая модель семьи, семья не может справиться с переменами. При угрожающем конфликте симптоматика сына или дочери могут оказать хорошую услугу, выступая в роли регулирующего механизма; он/она получают от семьи соответствующее вознаграждение за выполнение своей функции, и все занимаются его «болезнью». Несмотря на скрытый текущий семейный стресс, такие семьи для внешнего окружения выглядят вполне благополучными, за исключением, конечно, соматической болезни ребенка. Переходные периоды фазы связаны в этих семьях с многочисленными трудностями и значительным стрессом.
  4. Такие семьи характеризуются малой способностью к преодолению стресса и социальной ригидностью.

Несмотря на то, что это влияние распространяется на всех членов семьи, хорошо известно, что один сын или дочь вовлечены в ситуацию иначе, чем друтой(ие). Патогенной будет ситуация, в которой подросток попадает в жесткий треугольник трудных взаимоотношений своих родителей и ему постоянно приходится выступать в роли арбитра, или когда он/она попадает в коалицию с одним родителем против другого. Сильная связь между матерью и сыном, направленная против отца, дает удвоенный эдипов стресс: с одной стороны, он выступает как провоцирующий фактор и мешает здоровому психосоциальному (либидонозному) развитию, с другой стороны, нарастает амбивалентность в отношении мужской роли и страх наказания — «мести» отца (образа отца). Я склоняюсь к мнению, что эдиповы проблемы более значимы для подростковой фазы, чем для возраста, в котором их изначально считал важными Фрейд. При наличии сильной либидонозной привязанности (даже инцеста, особенно между отцом и дочерью) болезнь может быть хорошим выходом из положения. Опасность тотчас же исчезает и для родителей: теперь они могут сделать свой вклад в оказание помощи своему больному сыну или дочери. У молодых девушек, по наблюдениям Evans, многие эпизоды болезни, равно как и другие симптоматические проблемы, начинаются с «несчастной любви». Это хорошо видно из клинического наблюдения Луизы, приведенного в данной главе.
Уровень 1: Велико значение активности подростка вне семьи, которая, с одной стороны, дает ему силы, яркую идентичность (достаточную степень уверенности (в себе), автономию, инициативность, радость от выполняемой работы — см. главу 2), с другой стороны, она может стать причиной сильных переживаний и фрустраций, ослабляя таким образом его идентичность (чувство стыда и сомнения, чувство неполноценности, недоверчивость и чувство вины).
Невозможно дать окончательный ответ на вопрос: «Насколько причины многих проблем и болезней лежат в обществе и насколько в индивидууме, который неспособен справиться с разнообразными стрессовыми воздействиями?»

Мы должны помнить о необходимости равновесия между давлением, производимым на растущего индивидуума различными ситуационными факторами, и сопротивлением подростка, а также его способностью к разрешению сложных ситуаций. Давление ситуационных факторов само по себе не так плохо; оно предполагает ситуации вызова и необходимость мужественно встречать трудности, но, конечно, существуют свои границы.
По завершении диагностической фазы (см. главы 4 и 5) мы уже рассмотрели возможные истоки стресса на вышеперечисленных шести уровнях, или, говоря обобщенно, мы попытались найти гипотезу, проливающую свет на встречающиеся проблемы и соматические жалобы и приблизились к формулированию применимой рабочей гипотезы, на основании которой может быть разработан и реализован план лечения.
Далее следуют практические наблюдения и истории болезни, которые в учебных целях были несколько сокращены и не всегда содержат формулировки по всем шести уровням. Основное внимание уделяется несколько схематической иллюстрации теории и лечения соматических синдромов у детей и подростков. Мы далее рассмотрим: головную боль, боль в пояснице, множественные жалобы и ипохондрию, а также нервную анорексию.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »