Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Головная боль у подростков - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Лео направлен к психиатру в возрасте 13 лет в связи с жалобами на сильные головные боли и боли в области шеи. Эти жалобы впервые появились за десять недель до обращения; обследования, предпринятые педиатром и неврологом, не дают соматического объяснения предъявляемым жалобам. Боли сохраняются и усиливаются в школе, поэтому на момент обращения к психиатру Лео уже в течение семи недель школу не посещает. По словам родителей он из всегда занятого и предприимчивого мальчика превратился в апатичный и депримированный манекен, который большую часть дня проводит на диване в гостиной.
Анамнез: беременность матери, роды и раннее развитие протекали нормально; ребенок превращается во вспыльчивого и темпераментного мальчика. Его отец — работящий и требовательный продавец в овощной лавке. Оба родителя любят своих трех детей. Лео в семье — младший; ему достается от старшего брата (разница в возрасте — 1 год), который его часто дразнит, что Лео с трудом выдерживает. Учеба в школе у него продвигается плохо: Лео приходится продублировать второй класс. В период обращения к врачу он является учащимся шестого класса, но, тем не менее, испытывает трудности с чтением, языком и арифметикой. В четвертом классе у Лео была суровая и саркастическая учительница, от которой мальчик много перенес, в связи с чем он был все время не в духе», хотя не позволял себе показывать свое настроение в школе — не осмеливался. Непосредственным пусковым фактором головной боли стало инфекционное заболевание, предположительно грипп, который уложил его в постель и внезапно изменил его привычное существование. Родители какое-то время были сильно обеспокоены, но после посещения врача вели себя адекватно и не способствовали закреплению модели симптоматики.
Моя предварительная гипотеза выглядит следующим образом. Стресс в школе, где от Лео требуется подняться выше имеющихся интеллектуальных возможностей; он очевидно тяжело переживает свои неудачи в учебе. Грипп освобождает его от этой тяжести, но в то же время не дает ему никаких преимуществ. Он начинает о себе беспокоиться, и у него снижается настроение; его головная боль, равно как и боль в области шеи, являются проявлениями депрессии и стресса. Какие- либо указания на семейную патологию отсутствуют, нет и несоразмерного закрепления модели симптоматики со стороны семьи. Несмотря на всю требовательность отца, оба родителя относятся к сыну адекватно и тепло; сам мальчик также не предъявляет жалоб на отношение к нему родителей. Результаты психологического исследования подтверждают нашу гипотезу: показатели нашего пациента в целом несколько ниже средних.
План лечения ориентирован на следующее:
правильный выбор школы: Лео следует идти в индивидуальную сельскохозяйственную школу, потому что он любит животных и растения, а данная школа имеет добрую репутацию хорошего ведения и обучения своих учащихся;
усиление собственной значимости в начале пубертата;
релаксационный тренинг и гипноз с целью избавления от болей в области головы и шеи.
Показаний для семейной психотерапии нет, но с родителями Лео проводится беседа о новой фазе в его развитии.
Процесс терапии: после обычных гипнотических проб был избран метод направляемой фантазии, в которой он едет на пони, прекрасно себя чувствуя и широко расправив плечи. Он получает такое же задание на дом. Во время второго посещения он рассказывает, что через двадцать минут после того, как он сел дома за школьные уроки, у него разболелась голова, и он прекратил заниматься. «Я опять покатался на пони», — сияя, говорит он, его настроение значительно улучшилось, ко сохраняется нервная напряженность. Мы говорим о новой школе, на которую он в ближайшее время должен взглянуть, затем занимаемся релаксационным тренингом: «камыши» (фантазия о том, что Ваша голова — это стебель камыша, который раскачивается в легких порывах ветра). Используя эту фантазию, ему дольше удается работать над школьным домашним заданием. Кроме того, от терапевта Лео получает задание делать ежедневно пятнадцать километров на велосипеде. Он честно выполняет все предписания, и на дополнительной беседе с семьей, после трех индивидуальных занятий с подростком, мать мальчика сообщает, что Лео стал более инициативным и живым, совсем нс таким, как раньше. Затем следует несколько встреч с Лео, состояние которого улучшилось: он стал более уверен в себе и может теперь справляться со своими стрессами и ситуациями напряжения. Он «расцветает», резко идет в рост, становится настоящим подростком в пубертате с характерными аффективными вспышками; он переходит в новую школу, старательно устанавливает в ней хорошие отношения со всеми. Он уже преодолел свой порог.
Лии четырнадцать лет; она направлена к психиатру в связи с жалобами на головную боль, от которой девочка страдает уже в течение года Неврологическое обследование не дает соматического объяснения симптоматики. Это типичные, двуфазные головные боли, связанные с напряжением (первая фаза — спокойная и невыразительная; вторая фаза — пульсирующая головная боль, обычно во второй половине дня). Боль проходит после сна или после игры в баскетбол.
Анамнез: беременность матери, роды и раннее развитие ребенка протекали без осложнений; девочка выросла и стала раздражительной и честолюбивой девушкой. Менструации начались в возрасте 11 лет. Она учится в старших классах школы, но хочет перейти в гимназию, чтобы затем поступить в университет и стать ветеринарным врачом. Ей трудно даются математика и физика, и она боится «провалиться» на экзаменах; если она неправильно выполняет домашнее задание, у нее начинается головная боль, и она видит существенную между ними связь. В доме она самая младшая; в семье отсутствуют какие-либо напряжения и проблемы. О закреплении жалоб на головную боль не может быть и речи. Родители принадлежат к рабочему классу; они гордятся своей дочерью, которая хорошо учится, но они ее ни к чему не принуждают, наоборот, они пытаются убедить Лию в том, что ничего страшного не произойдет, если она продублирует класс в школе.
Предварительная рабочая гипотеза: «головные боли напряжения на основе трудностей в учебе у девочки с очень высоким уровнем притязаний, в целом с достаточным интеллектом, но с излишней боязнью ошибок и чрезмерной импульсивностью в работе».
План лечения ставит следующие цели:
принять то, что плохая оценка — это не трагедия, она не должна влиять на собственную самооценку;
симптоматическое улучшение через релаксационный тренинг и гипноз.
Оснований для продолжения работы с семьей не было.
Процесс лечения: сначала терапевт показывает девочке правильное положение шеи и обучает ее расслаблять шею, что является необходимым при жалобах на боли в области шеи и головы: сесть таким образом, чтобы центр тяжести головы по возможности максимально находился над участком присоединения головы к телу с тем, чтобы не возникало напряжения мышц шеи, держать голову прямо, опустив плечи и вытянув шею, плюс «камыши». В качестве упражнения для гипноза применяется «упражнение с мячами»: вызывание гипноза, затем берем в руки воображаемый мяч, прижимая его к голове. Затем как можно больше головной боли она передает мячу, и тот становится в два раза больше. Затем мяч отбрасывается в сторону. Данное упражнение записывается на кассету магнитофона в качестве «домашнего задания».
С помощью данного тренинга девочка обучается контролировать головную боль в обычных обстоятельствах. Впоследствии возникает напряженная ситуация в школе, когда она получает ряд плохих оценок по математике и физике. Тогда появляется реальная возможность обсудить тему более реалистического отношения к таким проблемам. В целом функционирование на очень хорошем уровне со своими подругами, в баскетбольной команде и дома.

Две приведенные иллюстрации показывают не очень сложные проблемы, сконцентрированные вокруг школьной успеваемости, не связанные с осложняющими факторами на семейном уровне или в форме выраженных невротических или личностных расстройств. Я не подчеркивал этого в тексте, но читатель может поверить, что мы тщательно проверили и такую возможность.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »