Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Боли в пояснице у подростков - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении
  1. БОЛИ В ПОЯСНИЦЕ

Дело обстояло несколько иначе с Ларсом, который был направлен невропатологом в связи с болями в пояснице. Ему четырнадцать лет. Он предъявляет жалобы уже более года, особенно после физических упражнений или после падений. В его семье многие предъявляют аналогичные жалобы на боли в пояснице. (Распространено мнение, что в семье всегда наблюдаются однотипные жалобы, особенно среди родителей, хотя само по себе это не говорит о наследственной конституции. В конечном итоге, это определяется «языком семьи».)
В связи с тем, что невропатолог нс находит объективных соматических данных, но, с другой стороны, находит основания, свидетельствующие о «выраженной психогенной надстройке», он направляет Ларса в подростковую психиатрическую поликлинику.
Анамнез: Ларе — самый младший из четырех детей, с разницей в восемь лет со старшим братом, который пока живет в том же доме. Родители Ларса развелись, когда мальчику было четыре года, и они по настоящий момент очень враждебно относятся друг к другу. Единственная дочь убежала из дому и не поддерживает контакта ни с матерью, ни с Ларсом, но иногда встречается с отцом. Ларе регулярно навещает своего отца, что вызывает у него напряженность. Он говорит, что отец пытался убедить его остаться с ним, купив ему электрическую железную дорогу. Мальчик отказался и некоторое время к отцу не ходил, и тот продал его железную дорогу. Потом отец больше «полюбил» его старшего 22-летнего брата, который живет с ними вместе, что вызвало упреки Ларса и его матери. Ларе называет своего брата глупым и жалким, и хотя это выглядит недружелюбно, тем не менее, слова Ларса — это выражение сочувствия и обеспокоенности. Совершенно очевидно, что мальчик стал жертвой глубокой вражды между родителями, каждый из которых оказывает на него давление, связанное с выбором родителя. Хотя Ларе делает выбор в пользу матери, тем не менее он не знает, как ему поступить со смешанными чувствами по отношению к отцу. Он чувствует ответственность за состояние здоровья матери (патернализация) в связи с тем, что у той больное сердце и она часто лежала в больнице по этому поводу. Именно поэтому он так щадит мать в эмоциональном плане.
Много сложностей имеется и за пределами семьи. У Ларса очень плохие взаимоотношения с одноклассниками, у него нет друзей. Перейдя в другую школу, он оказывается в такой же ситуации. Что касается его развития, то это щуплый парнишка с взрослым поведением; он пытается всему найти разумное объяснение и редко проявляет эмоции. У него наблюдается некоторое отставание в психосексуальном развитии. Он сильно фиксирован на своих болях в пояснице.
Читатель на основании приведенных данных может составить собственное мнение о диагнозе и рабочей гипотезе. Лечение проходило трудно. Центральным вопросом был треугольник взаимоотношений с отцом и матерью, а также серьезные трудности в общении со сверстниками. Существует настоящий симбиоз между Ларсом и его матерью; они ощущают боли и страдания друг друга, как будто они являются сообщающимися сосудами; свою роль играет закрепление, и боль, в свою очередь, усиливает существующий симбиоз. У матери имеется друг дома; у Ларса с ним ледяные взаимоотношения. С большим трудом Ларе признается, что «ненавидит» отца, но, тем не менее, говорит, что было бы неплохо, если бы он жил с ними вместе. Самый большой грех отца в том, что он пытался переманить Ларса у матери. Само обсуждение этого вопроса уже произвело удивительно благотворный эффект, хотя он и оказался недолгим. Дела улучшаются даже на школьном фронте. На обычные провокации мальчишек он дает сдачи, что повышает его репутацию, а также усиливает его чувство уверенности в себе. Но, к сожалению, этот эффект также оказывается временным, и вскоре Ларе опять попадает в уязвимое положение; по тому, как он об этом рассказывает, можно предположить несколько мазохистское отношение ко всему этому со стороны Ларса
В определенный момент наступает кризис, и мальчик заговаривает о самоубийстве. Ситуация привлекает внимание терапевта; она начинает постепенно проясняться. Мальчик поступает в музыкальный ансамбль, у него улучшаются дела в школе. В течение года он не предъявляет никаких жалоб. Затем он падает с гимнастической лестницы и на какое-то время жалобы возобновляются. Такая модель может повториться и в будущем.

Мотивации для более интенсивной терапии в данном случае нет. Для пациентов с соматическими симптомами характерно то, что жалобы всегда занимают центральное место, а все остальное отодвигается на второй план — их можно обсудить потом, но «потом» их существование опять отрицается.
Следующий пример, который я хотел бы привести — это пример марокканского подростка.

Подростки иностранного происхождения подвергаются в Нидерландах значительному стрессу и, возможно, быстрее реагируют соматическими жалобами, чем коренное население, так как психические расстройства чужды их культуре, коль скоро речь идет о традиционной мусульманской среде. Если симптомы психического расстройства очевидны, то они часто объясняются одержимостью дьяволом. Современные подростки в это не верят, так как они во многом уже адаптировались к западной культуре. Но именно последнее является мощным стрессором: в течение дня они принадлежат нидерландской культуре двадцатого века, особенно в школе (меньше на фабриках, так как там они работают под руководством своих взрослых соотечественников), но вечером они являются частью традиционной не западной семьи, которая занимает отстраненную или враждебную позицию по отношению к нидерландскому языку и культуре, равно как и ко всему тому, что разрешается нидерландским подросткам. В то время как мальчикам из семей иностранного происхождения предоставлена значительная свобода передвижения вне дома, девочки обычно лишены какой-либо свободы; вне дома (в школе, на фабрике) они всегда появляются в сопровождении кого-либо, в остальное время они должны оставаться дома. Все это порождает много проблем у подростков, обнаруживая часто лишь надводную часть айсберга.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »