Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Психозы у детей - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Глава 14
Психозы у детей

ВСТУПЛЕНИЕ

Среди десяти клинико-психиатрических вопросов, приведенных в главе 4, несколько вопросов касаются психотических синдромов, которые возглавляют перечень и которым отдается приоритет в диагностике и лечении.
В клинической психиатрии взрослых понятие психоз указывает на синдром, характеризующийся:

  1. такими нарушениями психических функций как спутанность и инкогерентность мышления;
  2. нарушениями восприятия и оценки реальности, например, галлюцинациями и бредом;
  3. некритичностью к своему состоянию;
  4. неадекватным и аномальным поведением.

Для того, чтобы охарактеризовать состояние пациента как психотическое, необходимо наличие по меньшей мере двух из вышеупомянутых критериев. Наиболее ярки случаи внезапного появления этого состояния, когда болезни предшествуют нормальное развитие и нормальное функционирование. Проблема осложняется, если в развитии пациента ранее уже были отклонения, а также отмечалось аномальное поведение. При этом могут оказаться полезными два вопроса, отражающие психологию развития.

  1. Каков был ранее уровень развития и функционирования?
  2. В какой степени можно говорить о регрессии, необъяснимой с точки зрения данных обстоятельств (например, при серьезной травмирующей ситуации)?

Как же обстоит дело с детьми?

  1. Дети младшего возраста еще не обладают зрелыми и дифференцированными способностями взрослых.
  2. У детей развитие и изменения происходят более быстрыми темпами, чем у взрослых. Они двигаются из одной переходной фазы в другую — у взрослых эти процессы более замедленные и постепенные.
  3. Любой неблагоприятный фактор может оказаться препятствием на пути развития ребенка и в результате привести к:
  4. отставанию в развитии
  5. аномальному развитию
  6. остановке развития
  7. регрессии к более примитивному уровню.

Такие последствия могут быть обратимыми и необратимыми. Вышеизложенные (вспомогательные) вопросы представляются наиболее важными для диагностики:
а)   Каков был уровень развития и функционирования до манифестации данных расстройств?

б)  В какой степени можно говорить об отставании развития или регрессии? Gollnitz (1981) представляет следующую таблицу:
Таблица 14—1 Симптомы регрессии

 

Приобретенное

Регрессивное

0—20 мес.

произвольная моторика: сидение, стояние, ходьба поиск перцептивного контакта эмоциональный контакт имитация ролей привыкание к окружению

непроизвольная моторика: отставание в координации моторики, прекращение поиска контакта, эмоциональный откат/отступление, бессмысленные стереотипные движения, боязнь окружения

2—5 лет

речевое и языковое развитие более тонкая произвольная моторика понимание простых отношений развитие доверия опрятность

мутизм, потеря языковых функций; откат в координации; повышенная моторика; потеря способности к дифференциации; страх и недоверие; энурез, энкопрез

6—10 лет

язык, письмо, чтение ориентация на успеваемость формирование социальных отношений

дис/афазия, дис/аграфия дис/алексия
колебания в успеваемости, отставание боязнь взаимоотношений

Диагноз «психотический синдром» очень вероятен у ребенка, имеющего отчетливо выраженную регрессию хотя бы по двум позициям, которые не находят логического объяснения. Кроме того, диагноз может быть более четко очерчен при наличии симптомов спутанности, галлюцинаций и нелепого поведения. При появлении таких симптомов у детей старте 5 лет мы просто обязаны говорить о «психозе».
Если на первые клинические психиатрические вопросы, приведенные в главе 4, получен положительный ответ, то следующий вопрос касается подразделения на органические, функциональные и аффективные психозы. Вопрос «Имеется ли органический фактор?» расценивается в литературе по- разному. Если в типично немецком «Учебнике по детской и подростковой психиатрии»' (Harbauer et al., 1980) не менее 36% объема посвящается органике, то в американском «Руководстве по детской психиатрии»" (под ред. Noshpitz, 1979, часть II) — только 6%.
В конечном итоге ни один психиатрический синдром не определяется одним единственным фактором — всегда их комбинацией (патогенетических и патопластических факторов). Выделение двух классов болезненных формирований — синдромов, в которых основную роль играют органические болезненные факторы, и синдромов, в которых органический фактор отсутствует, — оправдано только в случае, если оно имеет значение для выбора последующего лечения или прогноза.
Далее следует схема подразделения психических расстройств у детей, в центре которой, после долгих размышлений и взвешивания всех «за» и «против», я поставил аутизм и пограничные случаи. Одни авторы относят упомянутые синдромы к группе психоорганических, другие рассматривают их как функциональные психозы, но мне кажется, что и в одном, и в другом случае их место определено не совсем верно.

Схема 14—2
Психотические расстройства у детей
Психотические расстройства у детей



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »