Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Органические психозы у детей - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ

Под это название попадает две группы синдромов:

  1. (большей частью острые) психозы на основе токсико-инфекционных процессов и т. д.;
  2. (большей частью хронические) психозы на основе прогрессирующего органического заболевания головного мозга.

Следует различать прогрессирующие и резидуальные органические церебральные поражения как результат заболевания мозга или черепно-мозговой травмы. Схема 14—3 объединяет все психоорганические и связанные с ними синдромы (см. также Gollnitz, 1981).
Нормально функционирующий ребенок займет в этой схеме место в центральном квадрате нормы. По направлению от центра кнаружи мы видим нарастающую регрессию, дезинтеграцию, потерю дифференциации или психическое снижение. Углы схемы указывают соответственно на острые фокальные, острые диффузные, хронические диффузные и хронические фокальные синдромы.

Схема 14—3
Психоорганические и связанные с ними синдромы у детей
Психоорганические   синдромы у детей

ОСТРЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Здесь мы большей частью имеем дело с расстройствами сознания (сужение или снижение уровня сознания), но этот симптом может отсутствовать или может быть малозаметным. Синдромы, представленные в верхней левой четверти схемы 14—3, описаны Bonhoeffer (1912) как «экзогенные типы реагирования». Имеющиеся симптомы ничего не говорят о качественных характеристиках соматического заболевания или нарушения. Снижение уровня сознания у ребенка или подростка аналогично состоянию, которое бывает у взрослого после черепно-мозговой травмы, передозировки снотворных препаратов, при гипогликемии и т. д.

Спутанность, сумеречные состояния и делириозные расстройства значительно чаще встречаются у детей младшего возраста, например, в связи с высокой температурой. Галлюцинации бывают редко, несколько чаще встречаются иллюзорные искажения. Например, глядя на штору, ребенок видит подвижные и пугающие формы. Почему такие расстройства легче возникают у детей младшего возраста? Мозговое вещество младенца и маленького ребенка в большом проценте случаев находится под воздействием банальных инфекций. Это относится не только к менингеальной оболочке, но и к самому мозговому веществу (в этом случае можно говорить об энцефалопатии или энцефалите).
Сумеречные состояния часто бывают в виде приступов, но они наблюдаются и при высокой температуре. Характерной чертой этих состояний является сужение сознания. Ребенок может встать с постели, одеться, выйти из дома, даже что-то где-то купить, но по «пробуждении» у него отмечается полная амнезия. Здесь есть некоторое сходство с гипнотическим трансом, хотя причины совершенно разные. Несмотря на то, что некоторые характеристики воспринимаемого мира выступают более рельефно и детально, тем не менее отсутствует соответствие между существующими отношениями, опытом и реальными обстоятельствами. Вышесказанное еще в большей степени касается делирия. Сознание при этом нарушено в большей степени, и пациент часто беспокоен, иногда в крайней степени — с кусанием, царапаньем и криком. Восприятие окружающего патологически искажено (иллюзорные обманы), и впоследствии делириозный эпизод амнезируется.
Аментивный синдром характеризуется меньшей остротой. Его отличительными чертами являются страх, неуверенность и опять-таки иллюзии (иногда галлюцинации), но в картине расстройства доминирует тревожное оппозиционное поведение.
Удивительно, что дети (в отличие от подростков и взрослых) менее склонны к бреду, и у них не отмечается Корсаковский синдром. Второе отличие заключается в том, что у детей между нормой и развернутой картиной мы видим меньше переходов и резидуальных симптомов, что сильно напоминает механизм включения/выключения. Подростки в этом отношении занимают промежуточное положение (Lempp, 1980).
Lempp следующим образом группирует причины реакций экзогенного типа:

  1. любое заболевание, сопровождающееся высокой температурой, и любое серьезное заболевание вообще;
  2. все острые заболевания мозга, особенно энцефалиты, а также быстро растущие опухоли и кровоизлияния;
  3. черепно-мозговая травма;
  4. отравления и болезни обмена;
  5. острые эпилептические психозы.

Острые психоорганические симптомы в принципе обратимы, если имеется возможность излечения болезни, лежащей в их основе. Характерно, что, в частности, нарушения сознания основаны на реакции субкортикальных структур (Eggers, 1976), в том числе formatio reticularis, которые управляют вниманием, эмоциями, переработкой сенсорных стимулов и моторикой.
Нарушения сознания, как это уже отмечалось, могут отсутствовать. Как писал Lutz (1950): «В детском возрасте экзогенные психозы часто похожи на эндогенные, а эндогенные психозы часто похожи на экзогенные». Таким обманчивым может оказаться энцефалит, если он протекает без соматических симптомов, а его клиническая картина выражается, допустим, кататонией. Иногда в установлении диагноза в таких случаях помогает ЭЭГ и анализ цереброспинальной жидкости.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »