Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Хронические органические нарушения детей - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

ХРОНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
Обычно течение хронических психоорганических синдромов начинается с поражения отдельных психических функций (как при афазии) или же психики в целом (при деменции), когда в конечном итоге снижение доходит до стадии необратимости (по крайней мере, это относится к ядру болезненного процесса).

Процесс снижения, вызванный болезнью, может начаться еще до завершения развития мозга. Тогда могут произойти серьезные отклонения в разнообразных процессах развития. В таких случаях проявятся не только первичные и непосредственные дефекты (устойчивая потеря функции), но также и вторичное отставание в развитии, его остановка/регрессия. Воздействие органического фактора накладывается на эффект всех остальных факторов, участвующих в развитии ребенка.
Психоз — это сложное понятие в применении к постепенным или хроническим процессам у детей. Поэтому DSM-III-R уже более не называет «психозом» аутизм, а относит его к «общим нарушениям развития», в то время как фокальные расстройства относятся к группе «специфических аномалий развития». Последние синдромы (схема 14—3, левый нижний сектор) рассматриваются в главе 13. Общие нарушения развития, которые в основном являются следствием хронического органического заболевания мозга или таких болезней мозга как энцефалит, относятся к группе «хронических психоорганических синдромов» и могут подразделяться следующим образом:

  1. Олигофрения на основе органического фактора — общее (глобальное) нарушение интеллекта. Развитие протекает замедленнее, чем в норме, и останавливается на определенном уровне. Олигофрения может основываться на органическом заболевании, но ее причиной может стать и генетический фактор.
  2. Деменция — диффузное поражение мозга, ведущее к общему снижению уже развитых психических функций с последующим достижением уровня олигофрении. Здесь также необходимо упомянуть о дезинтегративном психозе (термин введен Heller). Этот психоз развивается в возрасте 3—4 лет у ранее здорового ребенка и через несколько недель или месяцев ведет к глубокой регрессии и психическому дефекту. Corbett (1977) называет в качестве его причины прогрессирующее неврологическое заболевание.
  3. Аутизм — общее нарушение развития, предшествующее (то есть в возрасте до 5 лет) завершению формирования нормальной личности. Причина аутизма в основном неясна.
  4. Пограничные случаи связаны с употреблением термина «пограничный психоз у детей». Эго не то расстройство, которое у подростков и взрослых имеет название «пограничное личностное расстройство» (глава 15) (Van Engeland, 1983).

ПРИЧИНЫ ПСИХООРГАНИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ

Чтобы лучше понять механизм воздействия на ЦНС разнообразных неблагоприятных факторов, необходимо принимать во внимание следующие соображения:

  1. После 22-й недели беременности нервные клетки теряют способность к делению, следовательно, они нс могут появиться на более поздних сроках.
  2. Рост дендритов и синапсов продолжается длительное время.
  3. Дифференциация нервных клеток проходит до пятого года жизни.
  4. Миелинизация (изоляция нервных волокон) продолжается до окончания раннего подросткового возраста (12—15 лет).

На первом году жизни развитие протекает особенно бурно. Изложенные моменты указывают на точку уязвимости ЦНС, но, с другой стороны, можно лучше понять удивительную способность мозга к компенсации при выпадении определенных областей мозга или его функций. До восьмого года жизни недоминантное полушарие может взять на себя определенные функции.
Наиболее важные причины психоорганических синдромов группируются в следующем порядке:
пренатальные: такие расстройства как синдром Дауна, кретинизм и т. д. (большей частью ведущие к олигофрении); инфекции, например: краснуха, токсоплазмоз и сифилис (ведущие к диффузной энцефалопатии, иногда прогрессирующей);
перинатальные: гипоксия или ишемия при родах; недоношенность, наркотическая интоксикация, резус-конфликт;
постнатальные: черепно-мозговая травма, инфекции — поражение мозговой ткани при менингите; первичное инфицирование определенными вирусами; корь может стать причиной подострого склерозирующего панэнцефалита (медленно прогрессирующего психического распада и эпилепсии); дегенеративные заболевания, особенно лейкодистрофия с психическим распадом; болезни обмена, основанные на нарушении ферментативного обмена (с ослабоумливанием); нарушения обмена — такие как гипертиреоз, фенилкетонурия и галактоземия; опухоли головного мозга — первыми симптомами могут быть эмоциональная лабильность, раздражительность, тревога, уход в себя, регрессивные тенденции, неспособность к учебе.
Момент воздействия неблагоприятного фактора имеет большее значение, чем его локализация или качественные характеристики, но большую роль играют сила воздействия и широта поражения (Lempp, 1980). В то же время вторичные психологические последствия имеют большее значение при более легких и умеренных расстройствах, по сравнению с тяжелыми (см. главу 3).



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »