Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

ОПИСАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДИНАМИКИ
Brodey пишет, что родители должны осознавать «объективное существование» своего ребенка, они должны оставить за ним его право на существование, но держаться в пределах досягаемости. Они должны понимать чувства ребенка и помогать ему в постепенном обретении ощущения свободы, нс применяя для этой цели наказаний с порицаниями и лишением родительской поддержки. Здесь желательны сопереживание, терпение и такт. Следует учитывать, что эта задача семьи не связана с особой или определенной фазой развития ребенка. Она распространяется на континуум между рождением и взрослым состоянием. На разных фазах она выполняется по-разному. Нагрузка, которую возлагает на семью растущий ребенок, обычно значительно усиливается в период перехода из детской в подростковую фазу. Этот период называют «пубертатом». Вторым, и для некоторых семей наиболее стрессовым периодом, является переход в заключительную часть подростковой фазы.
Как бы там ни было, в подростковой фазе ребенка на семью возлагается требование держаться и оставаться надежной опорой для подростка, несмотря на развитие у него амбивалентных чувств.
Известна гипотеза Mahler (1963), в соответствии с которой уже на ранней фазе развития «пограничной» личности между матерью и ребенком что-то происходит не так В «симбиотической фазе» второго и третьего года жизни ребенок не получает достаточной поддержки, необходимой для его эмоционального развития и его дифференциации от матери. В результате ребенок  крепко держится за мать и его автономное развитие в значительной мере приостанавливается. Образуется порочный круг: пока ребенок является потребностью своей матери, он приносит удовлетворение: это «хорошо». Но как только его поведение становится более независимым, ребенок становится «непослушным», и это карается и наказывается лишением любви и тепла. С этого времени депрессия покинутого лежит как мина на жизненном пути пациента, и она может взорваться в связи с любым переживанием утраты, касающимся не только матери, но впоследствии также и других.
Masterson отмечает, что такие матери сами часто страдают пограничным расстройством, а также психотическими и депрессивными расстройствами. Singer (1977) на основании психологического исследования родителей приходит к другому выводу: большинство родителей «пограничных» пациентов относятся по результатам тестирования к нормальному или невротическому контингенту.
Shapiro (1978) ищет объяснение пограничной патологии подростка не столько в патологии родителя(ей), сколько в регрессии семьи, которая особенно явно проявляется в терапевтическом кабинете. Индивидуальная патология родителя(ей) незначительна в сравнении с нарушениями семейных взаимоотношений.
Если «пограничную» семью рассматривать как систему, то данную систему характеризует следующее:
а)    Мать имеет симбиотическую потребность в своем ребенке.
б)   Механизм негативной обратной связи в отношении автономных устремлений ребенка (или любого члена семьи) делает систему жестко морфостатичной; нормальные морфогенетические процессы заблокированы.
в)   Семейная система закрыта: родители не имеют интересующих их взаимоотношений вне семьи, не приветствуются приятели и приятельницы ребенка.
г)   Мать контролирует все поведение детей, а отец либо не вмешивается, либо отсутствует. Отец не выполняет очень важную функцию в семье: он не удерживает ребенка от чересчур тесной и односторонней привязанности к матери.

Такая структура семьи может оставаться в течение десятилетий. Конечно, возможны разнообразные варианты, поэтому вышеприведенную картину можно рассматривать как определенный тип семьи в абстрактном изложении. Описанное выше неспецифично для «пограничного» расстройства, приведенные критерии почти совпадают с картиной «шизофренической» семьи, описанной в литературе.
За проблемным периодом раннего детского возраста может последовать несколько лет status quo с минимальными симптомами и проблемами, так что внешнему миру, похоже, не на чем остановить внимание. Все члены семьи, включая самого «пограничного» ребенка, придерживаются определенных правил. Но ребенок растет и входит в подростковую фазу. Здесь играют роль биологические и социально-психологические процессы. Существующее равновесие может быть полностью нарушено за небольшой промежуток времени.
Как это происходит? Прежде всего следует учитывать, что стандартная семья — это семья, облегчающая для ее членов прохождение определенных фаз развития. Подростковую фазу часто рассматривают как вторую фазу отделения/индивидуализации.

Это неписаные правила. Предположительно, ни один член семьи их не осознает. Используя терминологию теории обучения, можно сказать, что у ребенка закрепляется условный рефлекс не отдаляться от матери. Я предпочитаю рассматривать явление с позиций «разрешения проблемы»: ребенку удастся разрешить стоящие перед ним проблемы, проявив независимость в поведении путем ухода от них. «Разрешение проблемы» также не всегда бывает осознанным процессом.

Каждый подросток обычно демонстрирует  противоположные тенденции; автономные и зависимые потребности идут, можно сказать, рука об руку. Нормальный ребенок в пубертате кричит, чтобы его оставили в покое, в то время как его поведение (невербальное) зависимо. Очевидно, что подросток в конфликте с самим собой, но тем не менее, пока родители сохраняют стабильность и имеют в наличии и то, и другое (и зависимость, и независимость), он может попытаться найти решение своих проблем.
В «пограничной» семье все происходит иначе. Каждое проявление автономии в поведении подростка расценивается взрослыми как приговор, как доказательство ненависти по отношению к ним. Их реакция может быть агрессивной, но они могут и отступить. Такая модель может доминировать в одной семье, в то время как в другой с ужасом реагируют на зависимое поведение младшего подростка, как будто бы он отвлекает на себя скудные ресурсы семьи. Обычно преобладает одна из упомянутых моделей (Shapiro, 1983), которые, в свою очередь, препятствуют процессам индивидуализации и отделения. Реакция родителей иногда хорошо укладывается в термин «поведение, препятствующее отделению», и здесь можно ожидать чего угодно: отказа от ребенка, инцеста, его подкупа, внезапной болезни, угроз смерти или самоубийства, психической декомпенсации одного из родителей и т. д.
Кажется, что в «пограничных» семьях родители не нашли адекватного разрешения своих собственных конфликтов зависимости/автономии. Они не видят в своем ребенке самостоятельную личность и рассматривают его как часть самих себя («самообъект» — Kohut, 1971), не ощущая границы между своими мыслями и желаниями и мыслями и желаниями ребенка. На словах эти родители одобряют противоположное, а на деле пытаются удержать или помешать своим детям в проявлении независимости. Они испытывают сильную эмоциональную потребность в ребенке, который может выслушать в роли лица, замещающего их собственных родителей или как продолжение симбиотической связи с их собственными родителями.
Если нам теперь понадобится описать семейные процессы, происходящие в период пубертата, то адекватным будет термин «семейная регрессия» (Вег- kowitz ct al., 1974). Границы между индивидуумами размываются, мобилизуются обычно примитивные защитные механизмы, и истинное состояние семьи не признается или все больше и больше искажается. Создается впечатление, что все возвращаются в так называемую «анальную фазу».
Родители проецируют нежелательные аспекты самих себя на подростка и наоборот; степень дифференциации каждого индивидуума от другого была и остается крайне низкой (ср. понятие «массовое «я» Bowen).
Подростки могут «проигрывать» свои тяжелые ситуации самым разнообразным образом. Выбор варианта отреагирования редко бывает случайным: он рассчитан на те импульсы родителей (или одного родителя), которые сами не проявляются (Johnson & Szurck, 1952; Wolberg, 1973). Это можно интерпретировать по-разному:

  1. удовлетворение потребности с помощью замещающего объекта (чего взрослые себе не позволяют);
  2. воздействие на наиболее уязвимые места родителей (делая то, что они крайне нс одобряют);
  3. способ уменьшения внутреннего напряжения (всегда в случаях отреагирования);
  4. способ предотвращения отделения от родителей (в этом случае поведение выступает в морфостатической функции);
  5. сигнал тревоги: «Что-то следует изменить — так далее продолжаться не может» (морфогенетическая функция).

На первый взгляд одна гипотеза исключает другую, но в действительности мы часто сталкиваемся с противоположными мотивами, так же, как и у родителей. Внешнее отреагирование, как и всякая другая психопатология, является своего рода криптограммой.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »