Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Моральное развитие - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Моральное развитие можно описать, пользуясь понятиями психоанализа, а также понятиями теории обучения. Третьим вариантом может быть описание морального развития как параллельного когнитивному развитию.
Психоаналитическая концепция морального развития (Verhofstadt-Dencve, 1984):
(а)  Ребенок в очень раннем возрасте полностью подвержен своим желаниям и ощущению дискомфорта и пытается немедленно достичь удовлетворения своей потребности («принцип желаиия»).
(б)  По достижении возраста 2—2,5 лет он в большей степени осознает себя, и на первое место выступает "принцип реальности". Ребенок учится обращать внимание на поведение собственных родителей и обучается, например, откладывать на какое-либо время удовлетворение собственных потребностей. Совесть является «внешней» характеристикой, которая проявляется лишь когда родители находятся где-то рядом.
(в)  В возрасте от 3 до 5 лет ребенок принимает моральные нормы своих родителей (что можно и что нельзя). Он приобретает «внутреннюю совесть», давление приходит изнутри (De Coster & Verhofstadt, 1983). Совесть на этой стадии, продолжающейся до младшего школьного возраста, — абсолютна; имеется очень мало места для понимания или симпатии к нарушителям норм.
(г)   Младшие подростки обнаруживают в ходе когнитивного развития и в процессе расширения круга своей социальной активности существование многообразных норм и ценностей, о которых они ранее не имели представления. Они могут стать недоверчивыми или критичными в отношении норм своих родителей и могут безжалостно обличать лицемерие взрослых в случаях, когда они говорят об одном, а делают другое. В ходе этих открытий ребенок теряет уверенность и его идентификация теряет стабильность. Важную роль могут играть два аномальных варианта:

  1. фиксация уровня морали родителей («детское» супер-эго). Эго достаточно обычное явление для младших школьников, у младших подростков это мешает гибкой социальной адаптации;
  2. фиксация устойчиво-негативного отношения. Это проявляется в отсутствии детального интереса ко всем установленным нормам; в отсутствии развития высокого уровня социальных или политических притязаний. В таких случаях оценки подростков ориентированы на себя, на мысли о последствиях в отношении себя. Иногда моральное развитие не проходит через фазу «внешней совести»: «разрешается делать все, пока меня не поймают». Обычно дети с негативным отношением происходят из семей, которые не могут дать ни благополучия, ни успешных примеров социально приемлемого поведения.

(д)  В более старшем возрасте у подростков в оптимальном варианте развивается альтруистически ориентированная оценочная шкала. Он протестует против социальной несправедливости и хочет изменить мир. Он не повинуется автоматически, а требует логического объяснения возлагаемых на него обязанностей. Он может быть очень критичным к своим родителям, педагогам, авторитетам. Иногда он не преступает свою собственную авторитарную мораль. Но обычно подросток более старшего возраста может лучше представить, каковы будут последствия определенных действий в отношении других лиц, и таким образом он приходит к социально приемлемым ценностным установкам. Одновременно более четкими становятся восприятие самого себя, а также "идеальное я" (будущее, профессия, выбор партнера).
Verhofstadt-Deneve (1984) цитировала Keniston (1975), который отмечал, что развитие этого идеального типа не всегда завершается к возрасту 19—21 года, особенно у неработающей учащейся молодежи. Я бы применил поговорку: «До 30 лет можно позволять себе все!»

Если посмотреть на моральное развитие с когнитивных позиций (Kohlberg & Turiel, 1973), то можно выделить шесть стадий. Первая и вторая стадии охватывают детский возраст и характеризуются эгоцентрической позицией: ребенок повинуется, потому что ожидает наказания или вознаграждения. Для третьей и четвертой стадии характерен аспект условности: подросток (младшего или старшего возраста) основывается в своих моральных суждениях на социальных ценностях общества, к которому он относится, принимая во внимание ожидания и нормы не только своей семьи, но и группы сверстников в школе или на работе, и культуру в различных ее формах. Подросток конформен к своему окружению, но может активно сопротивляться нормам своей семьи в случае конфликта. С их помощью можно обдумать и обсудить свои суждения или мысли; для этого существуют возможности внутри семьи, а также в школе, в церкви, в группе обсуждения и т. д.
De Wit & Van der Veer (1984) указывали, что моральное развитие получает новый толчок, когда подросток получает возможность исполнять в обществе различные социальные роли, научается смотреть на социальные ситуации и вопросы морали с различных точек зрения.
На пятой и шестой стадиях морального развития по Kohlberg & Turiel (1973), которые начинаются в старшем подростковом и раннем взрослом возрасте, моральные принципы принимают характер определенных критериев. Они находятся на более высоком иерархическом уровне ценностей, чем существующие законы и социальные нормы. Kohlberg (1979) уверяет, что эта шестая стадия (так называемых «универсальных этических принципов») не достигается ранее 30-ти лет. Но я боюсь, что многие никогда не достигают этой стадии. Что касается, например, ситуации где-нибудь в Южной Африке, то отношение к ней будет построено на принципах добра и альтруизма. Что же касается отношения к своей собственной стране или конкретной ситуации, когда на карту поставлены собственные интересы, то индивидуум как бы возвращается на более ранние стадии морального развития. Наблюдателя не должны вводить в заблуждение дымовые завесы идеологического характера. Лично я считаю, что критерием шестой стадии морального развития является не то, что высказывается, а то, как человек поступает в конкретной ситуации.
Gilligan (1982) отмечает, что моральное развитие девочек имеет ряд отличий по сравнению с мальчиками. Она утверждает, что женщины в конце концов отдают предпочтение моральным категориям заботы и ответственности в отношениях, в то время как мужчины подходят больше с позиций прав и правил («закона и порядка»).



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »