Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Уровень 4 и 5. Психодинамические аспекты и аспекты психологии развития

Психодинамические аспекты и аспекты психологии развития у больных шизофренией в особенности проявляются в острых эпизодах. Некоторые психодинамически ориентированные авторы думают о психогенной причинности, в то время как клинически и биологически направленные психиатры утверждают, что с помощью психодинамики, несомненно, может быть описано содержание психоза, но этим невозможно объяснить форму болезни, а форма — это сущность.
Фактом является то, что эмоциональный предмет конфликта, который появляется у психотических подростков, является, без сомнения, достаточно специфичным для их жизненной фазы, но не отличается принципиально от такового у невротиков или подростков с нарушенным поведением.
Самая бросающаяся в глаза разница заключается в том, что предмет конфликта, который у последней названной категории подростков только с трудом раскрывается, лежит у психотиков «на поверхности». Второе различие — форма переживаний; в то время, как невротичный подросток, например, может испытывать в значительно выраженной степени амбивалентность к своим родителям (или другим), психотический подросток переживает этот конфликт как борьбу между Богом и Дьяволом в нем самом.

Рассмотрим сначала два примера:

Ричарду было 20 лет, когда о нем сообщили, как о психотическом больном. Он — ребенок от неудачного брака, который был расторгнут, когда ему было 4 года; затем в доме появился отчим, с которым он не смог поладить.
В 13 лет он «получил отказ» от девочки, и тогда он отвернулся от женщин; у него появился интерес к юношам лет двенадцати, с которыми он время от времени имел сексуальные контакты.
Этот педофильный интерес остался навсегда. Он родом, однако, из строгой кальвинистской деревни и ходит преданно в церковь. Первоначально он еще надеется на поддержку и утешение для себя, но приходит все безжалостнее к выводу, что он является противоестественной и грешной натурой. Он укрепляется в этом убеждении из-за фанатичного пресвитера который резко возражает против направления к психиатру, когда домашний врач это предлагает, несмотря на это, Ричард принимает направление. Во время «уведомительного» разговора он оказывается в психозе. Он разговаривает бессвязно на языке «ханаанов» об испорченности его сексуальных интересов и рассказывает об отвратительных видениях, которые его подкарауливают ночью, о ползающих животных, злых духах и оккупантах, которых он может прогнать, только горячо молясь.
Он нс может найти в себе ничего хорошего и знает точно, что он отвергнут Богом. Он отказывается от назначенного ему галдола. В последующие недели развивается развернутый параноидно-галлюцинаторный синдром, характеризующийся сильным страхом и взрывами ярости, бредом и галлюцинациями о Дьяволе. Тогда его госпитализируют.

Рул обсуждался выше в связи с семейной динамикой (уровень 2); но из описания видно, что в отношении психодинамических аспектов и аспектов психологии развития многое не получилось. На основании его опыта объектных отношений нетрудно проследить его подозрения по отношению к мужчинам и его сильную амбивалентность к матери. Пока он живет дома, он не хочет ничего лучшего как уйти в море, но, уйдя в море, видит галлюцинаторный образ матери. Как мы уже выше видели, симбиоз не обязательно характеризуется теплотой и трогательными взаимоотношениями. Когда он возвращается в Голландию и госпитализируется в психиатрическое отделение, он галлюцинирует о ядовитых змеях на шее матери (кстати, также на тетке), когда она его посещает.
Психотики часто борются с добром и злом, с любовью и враждой, которые таким же образом разделяются, как мы видим при «пограничной» проблематике. Это опять же форма, в которой конфликт переживается так, что мы говорим о психозе (судя по Рии, Рулу и Ричарду). Психотик — это диссоциированная личность, которая различные «я-состояния» и «объектные отношения» полностью друг от друга отделила и не в состоянии их интегрировать внутри простой идентичности. Этим я ничего не хочу сказать об этиологии и патогенезе, но я могу защищать это как модель («жесткая модель»), с которой можно совершить полезную часть психотерапии с больным; вся же лечебная программа для психотических подростков содержит, однако, значительно больше (см. дальше).
Как уже было видно из приведенных примеров, сексуальность играет у психотических подростков часто важную роль; они не умеют с этим адекватно обращаться и/или борются с гомосексуальными желаниями, хотя большинство — по моему опыту — после выздоровления не имеют гомосексуальных задатков.
Другие психодинамические напряженные темы у психотических подростков имеют отношение к нарциссизму и находят вынужденные решения в форме абсурдных фантазий величия или, напротив, в форме абсурдных депрессивных бредовых идей (например, быть съеденным солитером) или других психотически-депрессивных жалоб.
Терапия психотического бреда о Мессии у подростка, который в социальном плане терпит все больше неудач, может поставить психотерапевта перед дилеммой. Хотя, к счастью, все часто заканчивалось хорошо, автор потерял одного больного, когда в подобной ситуации терпеливо подвел его к тому, что тот начал сомневаться, что он Мессия. Хотя он никогда не был депрессивен и тем более суицидален и, кроме того, имел семью, которая для него выполняла функции авианосца, он выбежал импульсивно во время мытья посуды на улицу, спрыгнул с моста и утонул.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »