Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Выбор плана лечения психотического подростка - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

Речь идет о следующих лечебных вопросах:
а)       Может ли лечение начинаться амбулаторно или необходимо его начинать в клинике, например, потому что соответствующие условия отсутствуют и/или риск слишком большой для амбулаторного лечения?
б)       Нужна ли медикаментозная терапия?
в)       Как должна быть причастна к лечению семья?
г)       Как долго должны продолжаться различные подразделы лечения?
д)       Какова тактика при рецидиве?

Я не считаю себя голландским гуру, который на все вопросы дает универсальный ответ. Я довольствуюсь несколькими примечаниями:
К пункту (а). Амбулаторное лечение должно иметь предпочтение, а длящаяся годами клиническая госпитализация принадлежит к самому последнему спасательному (?) средству. Достаточно непродолжительные госпитализации (несколько недель или 3—4 месяца) могут, однако, внести полезный вклад в улучшение в качестве старта терапии или как госпитализация во время кризиса в трудные моменты, так что таких госпитализаций не следует избегать в ущерб всему. При госпитализации во время кризиса важнейшей целью является получение контроля над психотическими симптомами (в частности, с медикаментозным лечением). При госпитализации длительностью в несколько месяцев учатся индивидуально и в группе всему необходимому и специфическому, методам разрядки от стресса, а также элементарному обращению с окружающими. Групповая терапия с высокой степенью эмоционального «вовлечения» может иметь превратный эффект.
К пункту (б). Чаще всего медикаментозное лечение необходимо, хотя можно попробовать с ним несколько дней подождать, потому что возбуждение и паника часто спонтанно — посредством всего обхождения — уменьшаются. Как общее правило, я всегда советую давать самые низкие действующие дозы, с одной стороны, из-за побочного действия, с другой стороны, потому что исходным пунктом не должно быть подавление эмоций и переживаний, а чтобы их сделать управляемыми. Тогда сам больной сможет совместно работать над построением и использованием своих собственных регулирующих систем. Чаще всего медикаментозное лечение можно прекратить через несколько недель; только при серьезном риске рецидива рекомендуются длящиеся годами поддерживающие дозы.
К пункту (в). Почти во всех случаях является полезным привлечение семьи к лечению психотического подростка, хотя вмешательство будет различаться в зависимости от дачи информации и практических советов, от коротких целенаправленных семейных программ, как у Goldstein и Falloon (см. выше), до настоящей семейной терапии (в сложном случае) или длительного ухода за семьей. Семейная терапия и индивидуальная терапия могут применяться также попеременно — в стационаре или амбулаторно.
К пункту (г). Наши программы для психотического подростка длятся минимум год, из чего большая часть выполняется амбулаторно. Лечение может протекать также до 3-х лет, впрочем, часто с длительными паузами, а терапевт, как и клиника, остаются в распоряжении больного по первому требованию.

К пункту (д). Рецидив не обязательно возвещает начало карьеры хронического больного — это очень важно объяснить больному и его окружению, так как у них «душа ушла в пятки». Самым важным является проследить, чему же можно приписать рецидив. Затем составляют направленную на это программу. Если необходимо, то ее применяют с короткой госпитализацией, чтобы помочь больному самому опять встать на ноги, а семье предоставить короткую передышку.
Мы имеем в этом деле достаточно идеалистическую и оптимистическую точку зрения о лечении и о взаимодействии между амбулаторным и стационарным обеспечением. Поскольку это как раз так важно для свежих психотических больных, мы должны констатировать, что кое-где с этим взаимодействием обстоит еще не очень хорошо.

ЛИТЕРАТУРА

Bleuler Е. (1911). Цит. по: Van Praag (1976).
Bosch R. J. van den.//Tijdschr. v. Psychiat. — 1983. — Vol. 83. — P. 453—468.
Brown G. W., Birley J. L. T. (1968). Цит. no: Goldstein (1981).
Carlsson A.//Am. J. Psychiat - 1978. - Vol. 135. - P. 164—173.
Ciompi L.//Brit. J. Psychiat. - 1980. - Vol. 136. - P. 413-420.
Ciompi L., Muller G H. Lebensweg und Alter des Schizophrenen. — Berlin: Springer, 1976.
Engeland H. van. Over ontwikkelingspsychosen. — Leuven: Acco, 1981.
Falloon I. R. H.//Lansky M. R. Family Therapy and Major Psychopathology. — New York, 1981.

Feighner J. P. et al.//Arch. Gen. Psychiat. - 1972. - Vol. 26. - P. 57-63.
Goldstein M. J.//Lansky M. R. Family Therapy and Major Psychopathology. — New York, 1981.

Haley J. Leaving Home. — New York: McGrawhill, 1980.
Jablensky A. et al. (1980). Цит. no: Romme (1981).
Kraepelin К Psychiatric: Ein Lchrbuch fur Studierende und Aerzte. — Leipzig: Barth, 1896.
Praag Η. M. van. Deprcssie en Schizofrenie; beschouwingen over hun pathogenese. — Bohn; Utrecht: Scheltema, 1976.
Ree F. van.//Tijdschr. v. Psychother. — 1981. — Vol. 7. — P. 24—33.
Romme M. A. J.//MGV. - 1981. - Vol. 81. - P. 225-242.

*Schcflen A. E. Levels of Schizophrenia. — New York: Brunner, 1981.

Serban G.//Brit J. Psychiat. - 1975. - Vol. 126. - P. 397-407.
Vaillant G. E.//Schizophr. Bull. - 1978. - Vol. 4. - P. 78-85.
Zubin J., Spring B.//J. Abnorm. Psychol. - 1977. - Vol. 86. - P. 103-126.

*Теоретические положения главы



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »