Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Развитие детей в возрасте 10-13 лет - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

(Goldings, 1979)
Эту фазу часто называют предпубертатом, акцентируя внимание на том, что это первая фаза подросткового возраста (Bios, 1970), которая характеризуется количественным возрастанием влечений.
Этот период также называется "постлатентным2 (Deutsch, 1947). Galenson (1979) придерживается мнения, что это отдельная фаза с типичными биологическими и психологическими характеристиками. Если подросток не совсем благополучно проходит через эту фазу, то это может пагубно сказаться на его последующем развитии.
Теперь мы перейдем к обсуждению когнитивных, физических аспектов, влечений и некоторых аспектов объектных взаимоотношений.
(а) Когнитивное развитие. Мы уже обсуждали, что конкретное мышление развивается (эволюционирует) к абстрактному, обусловленному мышлению и что ребенка в данном возрасте больше интересует «как», чем «почему», и в большей степени внешний мир, чем свой личный. У мальчиков в возрасте примерно 13 лет часто бывают годовые периоды плохой успеваемости, потому что они загружены другими вещами, в то время как у девочек успеваемость не ухудшается, что в свою очередь вызывает зависть у мальчиков-одноклассников.

(б)        Физическое развитие. Мы видим важные изменения. Совершенно определенно проявляются два основных правила:

  1. девочки на грани пубертата на два года опережают мальчиков; это физиологические данные;
  2. имеет место значительный возрастной разброс, то есть некоторые девочки уже в возрасте 11, 12 и 13 лет физиологически совершенно взрослые, другие в этом возрасте лишь в самом начале этого развития. То же распространяется на мальчиков 13, 14 или 15 лет.

У девочек в возрасте 9—10 лет начинается раннее развитие грудных желез и скелета, которое достигает максимума в возрасте примерно 12 лет, когда рывок в росте составляет в короткое время 6—10 см. Затем появляется оволосение лобка и в 50 раз усиливается выработка эстрогенов, развиваются таз, матка, влагалище, губы и клитор. На 13-м году жизни начинаются менструации (хотя здесь возраст также варьирует с 10 до 16,5 лет), но на первом году этот процесс характеризуется нерегулярностью и ановуляторностью. Девочки в возрасте 14—15 лет сексуально зрелые. Хотя возраст подобных изменений сместился несколько вперед, следствие его неизменно: имеет место созревание, вызванное воздействием гормонов, продуцируемых гипофизом. Эта железа действует под контролем гипоталамуса, и в конечном итоге в созревании участвует вся центральная нервная система.
У мальчиков на 10—11 году жизни отмечается незначительное развитие полового члена и яичек, оволосение лобка. У них отмечаются спонтанные эрекции, которые им нравятся и которые могут спровоцировать мастурбацию. Затем нарастают активность простаты и секреция мужских половых гормонов. Примерно на 14 году отмечается резкий рост полового члена и в 4—5 раз увеличиваются яички. Примерно в 15 лет начинаются эякуляции. Наиболее активный рост отмечается в возрасте 13—15 лет, который составляет 7—12 см. Как отмечалось ранее, возраст значительно варьирует, но результат тот же. Влияние темпа физического развития и созревания сказывается в следующих группах:

  1. физиологическое опережение сопровождается опережением развития и в интеллектуальном плане, и в социальных и психологических параметрах — по сравнению с детьми, которые растут более медленно;
  2. физические факторы имеют большое значение для чувства собственной значимости и уважения в глазах сверстников, как в позитивном, так и негативном смыслах. Поздно созревающие часто бывают напряженными и уязвимыми. Катамнестические исследования 20 лет спустя часто выявляют плохой самоконтроль и слабое чувство ответственности, а также зависимость, чувство вины, депрессивные тенденции и общую тревожность (Jones, 1957; Weatherley, 1964);
  3. развитие грудных желез у девочек сначала вызывает первую реакцию стыда и отвержения. Они чрезмерно озабочены ожиданием появления менструаций, особенно если они хорошо подготовлены своими родителями, системой полового воспитания (или консультацией) и особенно другими девочками-сверстницами. Фантазии по поводу повреждений, боли и грязи заглушают мысли о приобретении возможности рождения детей;
  4. когда у мальчика или девочки появляется страх, он может быть закреплен отставанием физического развития, что может усугубить чувство «неполноценности» и может привести в результате к выраженным трудностям развития. Физиологические изменения не всегда устойчивы и могут сопровождаться такими жалобами, как головная боль, боли в области живота и нарушения сна.

(в)                 Развитие влечений. Отмечается общее оживление нс очень выраженных, но продолжающих развиваться чувств. Мальчики и девочки этого возраста зачарованы всеми стадиями развития влечений, от «оральной» до «генитальной», они фантазируют и шутят по поводу еды, питья, экскреции, грязи, половых органов, эрекции, эякуляции, копуляции. Мальчики демонстрируют нечто вроде смеси ревности, презрения и любопытства в отношении девочек и секса, которые в какой-то степени понятны, так как девочки опережают почти по всем показателям подростка. Мальчикам нравятся спорт и соревнования, они обожают истории о мужчинах, превосходящих других физически и интеллектуально, они могут быть увлечены агрессией и насилием, что может приводить в результате к вандализму и садистическому поведению, особенно в отношениях с другими мальчиками, испытывающими то же самое.
Девочки в этом возрасте обожают рассказы о животных, и часто им нравится верховая езда.
(г)                Развитие объектных отношений. Мальчики находятся в поиске адекватных мужественных моделей идентификации и находят их в своем отце, в учителе или поп-звезде, но также и среди определенных товарищей и подростков более старшего возраста. Такие примеры для мальчика этого возраста — это конкретный идеал «я», но у него также развивается более абстрактный, нарцисстический идеал «я».
В так называемом «эдиповом треугольнике» мальчик с так называемым «позитивным эдиповым комплексом» («позитивный Эдип») соперничает с отцом и другими мужскими фигурами идентификации, к которым он испытывает смешанное чувство уважения и зависти. Он делает все возможное, чтобы его признали как человека «того же сорта». В отношении матери он часто амбивалентен до тех пор, пока он не пытается переключиться на подружку. При «негативном эдиповом комплексе» («негативный Эдип») подросток избегает соперничества с отцом и друзьями того же возраста. По отношению к отцу и матери доминируют пассивные потребности, и он часто демонстрирует поведение, которое может расцениваться как «девчоночье».
Девочек беспокоят два вопроса:

  1. связь с матерью остается очень тесной, часто с регрессивным аспектом;
  2. что делать с бисексуальными чувствами (часто у них имеются близкие подруги, по отношению к которым существуют тесные зависимости (Goldings, 1979).

Мальчики в данном возрасте после потери могут стать жертвами горя, отсутствия самоуважения, чувства «плохого ребенка», одиночества, покинутости и безутешности. Бывает трудно провести границу между депрессивной реакцией и «подлинной» депрессией.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »