Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская и подростковая психиатрия

Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении - Детская и подростковая психиатрия

Оглавление
Детская и подростковая психиатрия
Структура книги
Психология развития
Теория объектных отношений
Теория обучения о развитии в детском возрасте
Когнитивное развитие
Развитие идентификации
Моральное развитие
Развитие детей в возрасте 10-13 лет
Развитие подростков 13-16 лет
Развитие в возрасте 16-21 лет
Личностные модели
Психиатрия развития
Четыре специфических этиологических проблемы
Четыре специфических этиологических проблемы - органические факторы
Этиологическая проблема - привязанность матери и ребенка
Этиологическая проблема - смерть родителя и развод
Психиатрическая классификация, диагностика и оценка
Клинические психиатрические вопросы
Диагноз
Рабочая гипотеза
Цель лечения
Категории и условия проведения терапии
Взаимодействие в ходе терапии
Резюме по аспектам стратегической модели терапии
Системная модель семьи ребенка-пациента
Психиатрическое обследование и оценка семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи ребенка-пациента
Специфические проблемы семьи - пример 2
Ослабление семейных связей
Ослабление семейных связей - вторая и третья стадии
Ослабление семейных связей - четвертая и пятая стадии
Ослабление семейных связей - проблемы
Невротические и поведенческие проблемы у детей
Задачи психиатрического обследования  детей
Невротические и поведенческие проблемы у детей - примеры
Формулирование гипотезы невротическиех и поведенческих проблем у детей
Тревога отделения у детей
Обсессивно-компульсивный синдром у детей
Дезадаптированное поведение, поведенческие расстройства в детском возрасте
Невротические и поведенческие проблемы у подростков
Разграничение поведенческих и невротических проблем у подростков
Различия между поведенческими расстройствами и личностными расстройствами у подростков
Антисоциальное и делинквентное поведение у подростков
Невротические расстройства у подростков
Диссоциативные расстройства у подростков
Конверсии у подростков
Описание истории подростка с мутизмом
Психосексуальные расстройства у подростков
Функциональные и психосоматические синдромы у детей
Ночной энурез у детей
Бронхиальная астма у детей
Функциональные и психосоматические синдромы у подростков
Головная боль у подростков
Боли в пояснице у подростков
Множественные жалобы и ипохондрия у подростков
Нервная анорексия у подростков
Стратегия лечения нервной анорексии у подростков
Депрессии и суициды
Лечение депрессий в детском возрасте
Лечение депрессий в детском возрасте - примеры
Депрессии у подростков
Суицидальные действия
Синдромы дефицита внимания
Синдромы дефицита - истории болезни
Эпилепсия у детей
Дифференциальный диагноз и лечение эпилепсии у детей
Психозы у детей
Органические психозы у детей
Хронические органические нарушения детей
Детский аутизм
Клинические иллюстрации детского аутизма
Личностные расстройства у подростков
Психологическое и динамическое развитие пограничного личностного расстройства у подростков
Топографическая модель пограничного личностного расстройства у подростков
Описание семейной динамики пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков
Лечение пограничного личностного расстройства у подростков - уровень 5 и пример
Психозы у подростков, шизофрения
Шизофрения у подростков - отношения вне семьи, семья
Шизофрения у подростков - функция я
Шизофрения у подростков - психодинамические аспекты и аспекты психологии развития
Дифференциальный диагноз подростковой шизофрении
Лечение функционально психотических подростков
Лечение стресса у психотических подростков
Индивидуальное лечение психотического подростка
Выбор плана лечения психотического подростка
Психотерапия: выбор стратегии и методов
Методы психотерапии
Стационарное лечение
Программа краткосрочного стационарного лечения подростков
Средняя фаза краткосрочного стационарного лечения подростков
Подросток и семья при краткосрочном стационарном лечении

г)   Подросток и семья.

Логичным следствием нашего системного подхода является акцент на семейном анамнезе и реальных взаимоотношениях в семье, в которых участвует наш пациент. Существует несколько вариантов участия семьи в лечебной программе:

  1. Раз в месяц проводится «семейный вечер», на который приглашаются не только все желающие и члены семьи пациента, но также их друзья и коллеги по работе, иногда семейный врач и соседи. Основная задача этого мероприятия — воздействовать на восприятие образа психиатрической клиники и, по возможности, избавиться от стигм, накладываемых на общество статусом пациента психиатрической клиники. Наша позиция в отношении лечения излагается с точки зрения практики. Часто обсуждаются такие вопросы, как «Становится ли людям здесь лучше?», «Что мы можем сделать для «них» дома?». «Следует ли нам скрывать, что наш сын/дочь находится в психиатрической больнице, или лучше это открыто признавать перед другими?». Иногда обсуждение носит более специализированный характер: «Что такое декомпенсация?», «Что такое психическое расстройство?», «В чем заключается разница между переутомлением и депрессией?» и т. д. На таких встречах присутствуют пациенты, их друзья, подростки и терапевтическая бригада.
  2. Во многих случаях планируется встреча с целью оценки семьи. На такой встрече присутствует вся семья. Обычно она проводится в помещении с односторонним зеркалом. Очень редко это ведет к регулярной семейной психотерапии; значительно чаще достаточными оказываются отдельные сеансы семейной психотерапии, на которых присутствует подросток и его родители.
  3. Раз в месяц проводятся сеансы для группы родителей пациентов, проходящих повседневное амбулаторное лечение. Это очень полезная форма, предназначенная для обсуждения чувств и проблем родителей в связи с их сыновьями и дочерьми и взаимного обмена опытом. Такие встречи становятся источником информации для распознавания проблем подростков, а также источником поддержки в «тяжелые времена» для родителей. Конечно же, содержание этих встреч не сводится к вышеупомянутым аспектам. На них также обсуждают вопросы: «Как относиться к чему-либо?», «Как ладить с подростком?», и каждый из присутствующих может предложить свои варианты ответа. Бывают такие вопросы: «Что делать, если он/она отказываются вставать с постели?», «Что делать, если он пьет?» и т. д.

Как всегда, в жизни все оказывается значительно сложнее, чем на бумаге. Семья очень часто становится слабым звеном всей системы и, несмотря на попытки семьи и наши попытки изменить что-либо, тем не менее, приходится констатировать, что молодой человек или девушка могут лишь в какой-то степени опираться на свою семью. С другой стороны, наш подросток еще не созрел для автономного существования, он не может еще стоять в жизни на «собственных ногах». В принципе, он вовлечен в процесс отделения от семьи и индивидуализации, в нем идет внутренняя борьба. В таких случаях не существует простых стандартных решений. Иногда бывает искушение потерять всякую надежду, сломаться, потерять мужество. В таком случае следует немного передохнуть, но, тем не менее, мы обычно воздерживаемся от негативных («неодобрительных») размышлений и характеристик Мы продолжаем работать со всеми с позиций здравого смысла, с желанием сотрудничать, не закрывая глаза на существующие ограничения для всех (родители, пациент, терапевт). Как Gardner (1971) пришлось регулярно давать объяснения определенным детям, так и нам часто приходится делать то же самое по отношению к нашим детям и подросткам: «Нельзя ожидать, что Вы получите от родителей все, что Вы желаете. Но подумайте, на что Вы действительно можете рассчитывать и, с другой стороны, что Вы действительно можете принять, так как Ваши родители, к сожалению, могут не все». Когда юный пациент способен это (с пониманием) на когнитивном уровне принять, тогда он может проработать это и на эмоциональном уровне, что вызывает нечто, напоминающее «реакцию потери». Мы практически никогда не ставим задачи полного разрыва отношений с семьей, но мы можем стремиться к тому, чтобы подросток, ушедший из семьи, проживающий в общежитии или находящийся в учреждении, вырабатывающем навыки автономного существования, поддерживал регулярные контакты со своей семьей.

д)   Заключительная фаза.

Мы называем заключительную фазу третьей фазой. Эта фаза предшествует выписке и длится обычно около трех недель. Правила свободы передвижения и ответственности за свои действия в этой фазе менее сковывающие, чем раньше; подросток имеет все необходимые возможности для разрабатывания своих планов.
Подросток в этой фазе в значительно большей степени ориентирован на будущее. В реальности такая ориентация подразумевает следующее:

  1. порядок возобновления занятий в школе или трудовой деятельности;
  2. обращение в бюро по трудоустройству;
  3. постепенное воссоединение с семьей;
  4. или поиск подходящего жилья, замещающего семью, или учреждения, дающего навыки самостоятельного проживания.

Последний из перечисленных вариантов является очень полезным и популярным учреждением в Нидерландах. В них обычно находятся около года, а затем молодые люди ищут собственную комнату или дом для проживания.
Итак, конкретные шаги в будущее уже запланированы; часто они оказываются запланированными уже во второй фазе лечения.
Третья фаза означает также «отсечение» от надежного, безопасного и уютного отделения и других пациентов. Этот процесс может вызывать амбивалентные чувства. В день выписки проигрывается нечто похожее на ритуал, состоящий из официального прощания с группой, обмена подарками «на память», кофе, прощальных речей. Далее следует амбулаторное лечение, но возможна и четвертая фаза лечения, то есть пациент выписывается из больницы, но остается в той же терапевтической группе. Если лечение продолжается в чисто амбулаторных условиях, то есть на базе поликлиники, то предпочтительно, чтобы лечение проводил тот же психотерапевт, определяющий стратегию терапии, который вел пациента раньше. По нашему мнению, последовательность в лечении — чрезвычайно важное условие успешной терапии. В других случаях мы заботимся о передаче пациентов под контроль RLAGG. К сожалению, этот момент часто оказывается самым слабым звеном в процессе лечения. Если пациент ощущает дискомфорт при общении с новым терапевтом или если возникает ситуация напряжения, связанная с приемом врача, то это может оказаться роковым для молодого человека, и он может вернуться назад в прежнюю патологическую модель. Фаза поступления в стационар и фаза выписки всегда являются самыми стрессовыми периодами всего лечебного процесса!
Следует принять во внимание еще один фактор: пребывание в нашей больнице, длительность которого 2—3 месяца, часто оказывается недостаточным для достижения полного выздоровления после срыва, перенесенного подростком, будь то психоз, депрессия или иное серьезное расстройство. Имея дело с «пограничными» подростками, легко заметить, что несмотря на редукцию выраженной симптоматики, личностная структура в целом остается крайне неустойчивой. Поэтому справедливо для ряда психических расстройств планировать лечение длительностью минимум в один год. Вместе с тем, нет необходимости все это время держать пациента в стационаре, тем более, что после фазы стационарного лечения гарантировано адекватное амбулаторное лечение. Конечно, есть и такие пациенты, которые, в зависимости от заболевания наблюдаются терапевтом и в течение 10 лет.

Результаты лечения удовлетворительны, если принять во внимание, что наш клинический контингент — это, безусловно, результат негативной селекции психически больных, обращающихся в наше учреждение. По предварительным данным, полное выздоровление отмечается у 1/3 подростков и молодых людей, ранее госпитализированных в наше отделение; мы располагаем по ним данными длительного катамнеза. Другая треть подростков испытывает некоторые трудности в последующие 2—4 года — пока они не преодолеют критическую возрастную фазу, в конечном итоге, у них все заканчивается достаточно благополучно. Такой частичный успех также заслуживает положительной оценки. И, наконец, у трети наших пациентов отмечается очевидный возврат к патологической модели; это может быть реже или чаще, но, тем не менее, это определенно. Линейная корреляция между клиническим диагнозом при поступлении в стационар и течением заболевания отсутствует.
Часто полностью выздоравливают пациенты, госпитализированные в психотическом состоянии, в то время как пациенты, страдающие, на первый взгляд, менее серьезным расстройством, не выздоравливают или успехи в их лечении оказываются более скромными, чем предполагалось. Конечно, здесь необходимы научные исследования, и они сегодня возможны, так как введено требование формулирования диагноза по DSM-III-R, равно как и ее использования в оценке результатов.

ЛИТЕРАТУРА

Easson W. М. The Severely Disturbed Adolescent: Inpatient, Residential and Hospital Treatment. — Int. Unhr. Press, 1973.
Feinstein Sh. G, Miller D.//Basic Handbook of Child Psychiatry / Ed. by J. D. Noshpitz. — New York, 1979. Gossett J. T. ct al. To Find a Way: The Outcome of Hospital Treatment of Disturbed Adolescents. — New York: Brunner, 1983.
Savalle H. J., Wagenborg J.E.A.//MGV. - 1976. - Vol. 7. - P. 8.
Whittaker J. K. Caring for Troubled Children: Residential Treatment in a Community Context. — San Francisco: Jossey-Bass, 1980

«Families and Family Therapy» by Salvador Minuchin, 1974. Harvard Univ. Press: Cambridge, Man.
* социально-педагогические (прим, перев.)



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детская неврология »