Начало >> Статьи >> Архивы >> Детская неврология

Мышление и его  расстройства - Детская неврология

Оглавление
Детская неврология
Филогенез нервной системы
Краткие сведения по анатомии нервной системы
Вегетативная нервная система
Оболочки головного и спинного мозга
Онтогенез нервной системы
Общий принцип функционирования нервной системы
Основные периоды функционального развития ребенка
Основные проявления поражения нервной системы
Чувствительность
Исследование чувствительности
Пирамидная система
Стриопаллидарная система
Мозжечок
Черепные нервы
Исследование зрительного анализатора
Исследование функции глазодвигательных нервов
Топическая диагностика
Вестибулярный нерв
Вкус
Альтернирующие синдромы при поражении ствола мозга
Вегетативная нервная система
Исследование регуляции мочеиспускания и дефекации
Вегетативная иннервация глаза
Синдромы поражения вегетативной нервной системы
Высшая нервная деятельность
Основные центры коры больших полушарий
Гнозис и его расстройства
Праксис и его расстройства
Речь и ее нарушения
Память и ее нарушения
Мышление и его  расстройства
Топическая диагностика корковых поражений
Кровоснабжение головного и спинного мозга
Специальные методы исследования
Рентгенологические методы исследования
Компьютерная томография
Электрофизиологические методы исследования
Электронейромиография
Электроэнцефалография
Реоэнцефалография
Ультразвуковые методы исследования
Офтальмоневрологическое исследование
Отоневрологическое исследование
Изотопные методы исследования
Медико-генетические методы исследования
Биохимические методы исследования
Важнейшие неврологические симптомокомплексы
Методические указания к составлению истории болезни
Схема исследования неврологического статуса ребенка
Неврологическое обследование грудных детей

Мышление представляет собой высшую сферу психической деятельности, включающую логические операции со словесными и наглядно-чувственными образами предметов. Уровень мышления, способность к проникновению в существо возникающих проблем и к выработке наиболее адекватных решений входят в понятие интеллекта. Таким образом, интеллект в известной степени характеризует степень умственного развития и способность к сложным мыслительным операциям.
Разнообразные типы расстройств мышления подробно разбираются в курсе психиатрии. В детской неврологии приходится решать вопрос об уровне интеллекта, поскольку ряд неврологических заболеваний приводит к слабоумию; кроме того, в результате поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза наступает отставание в умственном развитии. Исключительно важно отличать задержку умственного развития от олигофрении как клинического диагноза. При задержке умственного развития способность ребенка к обучению остается на довольно высоком уровне, поэтому при устранении причин этой задержки и соответствующих педагогических мероприятий ребенок "может догнать свой возрастной уровень. При олигофрении, при слабоумии как болезни страдает способность к обучению, ребенок может продвигаться в умственном развитии, но догнать свой возрастной уровень не в состоянии. Помимо врожденного слабоумия, встречается и приобретенное  —  деменция, которая характеризуется нарастающей утратой приобретенных навыков и высших корковых функций.
Различают три степени слабоумия. Из них самая тяжелая  —  идиотия, характеризующаяся полным или почти полным отсутствием социальной адаптации, отсутствием фразовой речи или речи вообще. В наиболее тяжелых случаях больные нуждаются в постоянном уходе и совершенно не в состоянии себя обслуживать. Более легкая степень слабоумия  —  инбецильность: больные овладевают примитивной речью, элементарными навыками обслуживания и простейшими трудовыми операциями. «Умственный возраст» больных задерживается на уровне 3 — 5-летнего ребенка. Наконец, наиболее легкая степень слабоумия, постепенно переходящая в условную норму,  — это дебильность. На уровне дебильности ориентация в практических, житейских вопросах вполне адекватна, но страдают высшие уровни психики: абстрактное мышление, логический анализ. Легкие степени дебильности наиболее трудны для диагностики и нередко требуют применения специальных психологических методик.
За рубежом широко практикуется методика вычисления «коэффициента интеллектуальности», или IQ. Принцип этой методики основан на специально разработанной серии стандартных заданий и средних для каждого возраста ответов. Обследуемому предлагают набор этих заданий и сравнивают его ответы со средневозрастными показателями. Степень соответствия полученных ответов средней норме исчисляют в процентах. Если, например, IQ составляет 50%, то это означает, что умственное развитие обследуемого лишь наполовину приближается к средневозрастному показателю. На большом числе исследований принято людей с IQ ниже 70% относить к группе страдающих слабоумием. Таким образом, нормальный коэффициент |Q составляет 70 — 100%, а показатели выше 100% расцениваются как высокий интеллект. Методика IQ позволяет хотя и условно, но   количественно установить границу уровней интеллекта. Это особенно Сдоено при массовых обследованиях и статистической обработке данных. В то же время тесты, применяемые для вычисления IQ, далеко не полно раскрывают умственные способности человека, ничего не говорят в  его творческих возможностях. Бывали случаи, когда признанные Инженеры, ученые при испытаниях получали весьма низкие показатели IQ.
Применяется также ряд других методик для исследования отдельных сторон мышления. Одним из простых методов является установление последовательности событий по серии картинок. Обследуемый должен разложить картинки в правильном порядке и составить по ним рассказ. Можно также прочитать обследуемому небольшой рассказ и попросить вкратце пересказать его содержание: здесь оценивают и память, и восприятие, и способность выделить основную сюжетную линию. Очень показателен анализ того, как обследуемый трактует пословицы, метафоры. Например, пословицу «семь раз отмерь, один раз отрежь», метафоры «золотые руки», «каменное сердце», «глухая ночь» больные, страдающие слабоумием, понимают буквально и не могут истолковать их переносного значения.
Весьма эффективен метод сравнения понятий. Обследуемому предлагают попарно слова и просят объяснить, в чем сходство и различие их. Наряду с сопоставимыми понятиями (трамвай  —  автобус, озеро — река, голод  —  жажда) предлагают и несравнимые (стакан  —  петух, ветер  — соль и т. д.). Оценивают способность обследуемого логически мыслить, обобщать, сопоставлять. Существует и много других методик, большинство из которых требует наличия специально изготовленных картинок, бланков с текстами и т. д.
При анализе гнозиса, праксиса, речевой функции, памяти, мышления больного не следует упускать из виду его общий психический склад, личностные особенности. Человеческая психика выступает как многогранное, сложное целое, в котором наблюдается масса оттенков, нюансов.



 
« Девочки и женщины, леченные диэтилстильбэстролом   Детский сахарный диабет »