Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский церебральный паралич

О трудоустройстве больных - Детский церебральный паралич

Оглавление
Детский церебральный паралич
К вопросу этиологии, патогенеза, клиники
Классификация детского церебрального паралича
Клиническая характеристика
Регистрация и учет детей
Распространенность
Медицинская реабилитация больных
Аспекты социальной адаптации больных
Обучение, воспитание и уход за детьми
О трудоустройстве больных
Помощь детям в зависимости от стадии течения заболевания
Оценка существующих методов реабилитации больных
Организация помощи детям
Характеристика деятельности специализированных учреждений по помощи детям
Характеристика детей, получивших лечение в санатории
Заключение
Литература

О трудоустройстве больных детским церебральным параличом
Важным вопросом является трудоустройство больных детским церебральным параличом после окончания средней школы для последующего продолжения профессионального обучения в профтехучилище, техникуме, вузе или устройство в учреждения в соответствии с трудовыми навыками. Этими вопросами занимаются органы социального обеспечения, комитеты по профтехобразованию, различные ведомства и министерства, в ведении которых находятся специальные учебные заведения. В основном это лечебно-трудовые мастерские при психиатрических больницах, диспансерах, специальные цеха, отделения для трудового обучения при вспомогательных школах, цеха надомного труда и другие предприятия.
Трудовая реабилитация больных детским церебральным параличом способствует приобщению их к общественной жизни, социально-полезному труду. Только успешно проводимое комплексное лечение больных детским церебральным параличом в сочетании с обучением и трудотерапией может благоприятно влиять на производственное обучение. По существу можно выделить два этапа в восстановлении этих больных: 1) лечебно-восстановительный, учебно-воспитательный процессы, осуществляемые в условиях специальных лечебных и учебных учреждений (специализированные восстановительные центры, санатории, школы-интернаты, дошкольные учреждения) и 2) профессиональная ориентация и социальная адаптация на базе школ-интернатов, профессионально-технических и специализированных учреждений для инвалидов; для больных с нормальным психическим развитием, сохраненным интеллектом — получение высшего и среднего технического образования, работа по специальности.

Трудовая реабилитация в восстановительных центрах, школах-интернатах, проводится через предприятия, мастерские, которые обеспечивают на договорных началах снабжение сырьем, полуфабрикатами (Детская областная психоневрологическая больница в Ховрино и др.). При проведении производственного обучения необходима строгая дифференциация при назначении того или иного вида труда (Т. П. Воробьева, Б. Г. Цыпурский, 1973). Задержка психического развития не является противопоказанием для производственного обучения, однако обоснование целесообразности тех или иных трудовых операций должно проводиться с участием психолога. При решении вопросов профориентации и трудоустройства больных детским церебральным параличом необходимо учитывать также состояние психических функций.
В некоторых зарубежных странах (Дания, Франция) возможность привлечения больных детским церебральным параличом к труду ограничивается 40—50% (П. Я. Фищенко, А. В. Гринина, 1973). В нашей стране благодаря преимуществам советской системы здравоохранения и социального обеспечения, этапности лечения число больных (Л. М. Чепкая и соавт., 1973), приобщенных к'труду, достигает 70%, и это число может быть еще выше при условии правильной организации всего комплекса лечебно-педагогических и социальных мер.
По данным М. Н. Гончаровой (1966), из числа обследованных 700 больных детским церебральным параличом значительное большинство детей школьного возраста учатся — 81,4%, не учатся — 18,6%. Из обследованных взрослых больных имеют законченное и неполное среднее образование 63,5%, начальное образование 23,2%, высшее и среднее специальное 4,8%, не имеют образования из-за сниженного интеллекта 8,5%. Из числа всех обследованных больных с церебральными параличами лечилось 90,3%. По данным того же автора, значительно хуже результаты реабилитации этих больных в других странах. В Дании после лечения 1000 больных, имеющих слабое или среднее поражение опорно-двигательного аппарата и получивших образование, 15% могли успешно работать, 10% не окончивших обучение тоже работают, 25% учатся, 50% подростков живут на пенсию государства. Примерно такие же данные отмечены по французскому восстановительному центру.
По наблюдениям А. С. Ланцетовой, Л. М. Чепкой (1971), из общего числа обследованных в отдаленном периоде больных детским церебральным параличом число лиц, занятых трудом или учебой, составляет 63% (работают 36,1%, учатся 26%). На работах квалифицированных или малоквалифицированных были заняты менее трети работающих больных.
Е. П. Меженина (1966) считает, что более 50% детей могут овладеть тем или иным видом труда, 30% приобрести специальность.
Н. М. Махмудова (1974) отмечает, что из общего числа больных детским церебральным параличом от 16 лет и старше 86,4% могут заниматься определенным трудом, 20,9% из них могут работать на любой работе. Автором изучены данные о 113 инвалидах с детским церебральным параличом. Большинство из них имеют II и III группу инвалидности, в основном они работают на предприятиях легкой промышленности и бытового обслуживания, в сельском хозяйстве. Это бухгалтера, почтальоны, рабочие, портные, продавцы, колхозники, технические секретари, сапожники.
Е. А. Виноградова, З. П. Манухина с соавт. (1972—1974) отмечают взаимосвязь трудоустройства больных детским церебральным параличом с началом лечения и ориентацией педагогической помощи. Так, из числа больных с относительно рано начатым лечением (с 4-летнего возраста) в дальнейшем трудоустраивалось 85%, в то время как среди начавших лечение после 7 лет — только 64%. Авторы также уделяют большое внимание вопросам изучения связи трудоустройства больных в зависимости от социально-бытовых условий (домашних, служебных, расстоянию от предприятия или учреждения, где может быть больной, и т. д.). По данным этих же авторов, в Ленинграде процент трудоустроенных больных с детским церебральным параличом выше, чем в сельской местности. Это объясняется более поздним выявлением больных на селе, а следовательно, и поздним их лечением. В Ленинграде 89,5% больных детским церебральным параличом трудоустроены после окончания школы (за 3 года) (А. В. Гринина с соавт., 1972).

По данным Л. М. Чепкой (1972), экспериментальные психологические исследования показали, что у 60% больных с сохраненным интеллектом имеются нарушения в психической сфере, влияющие на трудоспособность, трудовой прогноз благоприятен для 70%. Наиболee перспективными в этом отношении являются больные с геми- и парапарезами (с учетом состояния двигательного аппарата, психической функции). Одним из важнейших условий, определяющих возможность их трудоустройства, следует считать уровень общего образования и профессиональной подготовки. Трудоустройству подлежат больные с легкой и средней степенью нарушения двигательных функций, без выраженного снижения интеллекта.
Больным детским церебральным параличом доступен достаточно обширный круг профессий (в том числе профессии, связанные с интеллектуальным трудом). Труд оказывает положительное влияние на организм, нормализует отношения больного с социальной средой. В связи с этим возникает необходимость широкого охвата таких больных общеобразовательным обучением. Выбор профессии должен, по мнению многих авторов, решаться строго индивидуально. Больные детским церебральным параличом с резко выраженной умственной отсталостью, как правило, переводятся в дома инвалидов для умственно отсталых.
Больные детским церебральным параличом используются на следующих видах труда: заготовка, складывание, склеивание различных предметов, вязание, шитье, работы на ручных прессах, сверлильных станках. Это далеко не полный перечень. У многих больных трудоспособность восстанавливается очень хорошо, и они переходят на работу в условиях обычных производств.
Приведенные данные свидетельствуют о важности социальной реабилитации для этой категории больных, причем это окупается и экономически, так как больные детским церебральным параличом, приобщенные к труду, самообслуживанию, уже не находятся на попечении государства.
Физическое становление больных в сочетании с мероприятиями, направленными на приобретение общего и специального образования, и профессиональное обучение определяют возможности их социального приспособления. В числе факторов, определяющих уровень социального становления (М. Н. Гончарова, 1964, 1966; П. Я. Фищенко, И. М. Мирзоева, А. В. Гринина, 1971; М. Н. Никитина, 1971), отмечают степень сохранения интеллекта, двигательных нарушений, полноценность проведенных лечебно-восстановительных мероприятий, уровень образования, правильную профессиональную ориентацию и организацию профессиональной подготовки. Вопросы профориентации и трудоустройства больных детским церебральным параличом требуют дальнейшей научной разработки. Необходима также разработка трудовых рекомендаций для этой категории больных.



 
« Детский сахарный диабет   Диабет - проблема общечеловеческая »