Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский церебральный паралич

Оценка существующих методов реабилитации больных - Детский церебральный паралич

Оглавление
Детский церебральный паралич
К вопросу этиологии, патогенеза, клиники
Классификация детского церебрального паралича
Клиническая характеристика
Регистрация и учет детей
Распространенность
Медицинская реабилитация больных
Аспекты социальной адаптации больных
Обучение, воспитание и уход за детьми
О трудоустройстве больных
Помощь детям в зависимости от стадии течения заболевания
Оценка существующих методов реабилитации больных
Организация помощи детям
Характеристика деятельности специализированных учреждений по помощи детям
Характеристика детей, получивших лечение в санатории
Заключение
Литература

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В целях оценки существующих методов реабилитации больных детским церебральным параличом нами была изучена ее эффективность. Изучение проводилось по специально разработанной схеме по критериям эффективности реабилитации, в основу которой была положена комплексная оценка статокинетических изменений, речи и психического развития по степени: значительное улучшение (а), улучшение (б) и без улучшения (в). Оценка результатов лечения проводилась психоневрологом совместно с педиатром. Эффективность лечения детей с церебральным параличом изучена в зависимости от тяжести заболевания, времени установления диагноза и полноты курса проведенного лечения. Нами была взята группа детей с церебральным параличом, у которых двигательная патология сочеталась с поражением речи, и группа больных, у которых имели место нарушение двигательного, речевого развития и умственная недостаточность. Эффективность лечения детей была значительно выше в группе больных, имеющих, помимо двигательной, только речевую недостаточность по сравнению с группой больных, где двигательная и речевая недостаточность сочетались с умственной недостаточностью. Так, в первой группе больные имели улучшение после проведенного курса лечения в 83,6% наблюдений, в том числе значительное улучшение — 9,1% больных, 16,4% больных не имели улучшения после лечения.
Во второй группе имели улучшение 32% больных, в том числе значительное улучшение 1 %. Лечение не дало эффекта у 68 % больных. Не было улучшения от лечения во второй группе — у больных с двойной гемиплегией в 84,6% наблюдений, со спастической диплегией — в 71,6%, с гемипаретической формой — в 56,1%, с гиперкинетической формой—в 40% наблюдений.

Эффективность лечения детей с церебральными параличами
Рис. 7. Эффективность лечения детей с церебральными параличами в зависимости от степени психического поражения (в % к полечившим лечение).
Изучение эффективности лечения больных детей с церебральными параличами в зависимости от степени умственной недостаточности показало, что при лечении больных с нормальным психическим развитием в 79% наблюдений получено улучшение, из них в 11,9% значительное улучшение, не было изменений после лечения у 21 % больных. У детей с умственной недостаточностью улучшилось состояние в 40,9% наблюдений, в том числе значительное улучшение отмечено в 1,2%, не было улучшения в 59,1% наблюдений. Прямая зависимость эффективности лечения от степени нарушения психического развития показана на рис. 7. Так, у детей, имеющих олигофрению в степени дебильности, улучшение наблюдалось в 24,2%, у детей с имбецильностью — в 15,7% наблюдений, у детей с идиотией не было отмечено никакого эффекта от лечения.
Эффективность лечения детей с церебральными параличами в зависимости от возраста
Рис. 8. Эффективность лечения детей с церебральными параличами в зависимости от возраста, в котором установлен диагноз, и полноты курса лечения (на 100 детей).
Нами были прослежены результаты лечения больных в зависимости от полноты проведенного курса лечения и времени установления диагноза заболевания. Под полнотой курса лечения подразумевалось применение больному всех показанных ему на данном этапе болезни методов реабилитационной терапии. Из числа больных, прошедших полный курс лечения, 79,9% больных имели улучшение, в том числе 14,5% значительное улучшение, 20,1% не дали никаких сдвигов в улучшении состояния здоровья. При неполном курсе лечения 28% больных дали улучшение, в том числе 0,9% значительное улучшение и большое число больных (72%) не имели улучшения. Аналогичная закономерность прослеживается по всем возрастным группам детей с церебральными параличами (рис. 8).
Лучшие результаты лечения отмечены у больных, прошедших полный курс лечения при установлении им диагноза в раннем возрасте.
Наилучшие результаты при полном курсе лечения достигнуты в восстановлении функции опорно-двигательного аппарата. Так, при полном курсе лечения 85,4% больных имели улучшение функций опорно-двигательного аппарата, в том числе 20,2% значительное улучшение, при восстановлении речи — 79% больных и в улучшении психического развития — 75,8% больных (табл. 9).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о прямой зависимости эффективности лечения от полноты применяемых лечебных мероприятий и своевременности установления диагноза.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИАГНОЗА И ПОЛНОТЫ КУРСА ЛЕЧЕНИЯ (1)

1 В знаменателе дети, получившие полный курс лечения.
ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ, ИМЕЮЩИХ ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ (1-я ГРУППА) ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА (В ПРОЦЕНТАХ)

ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ, НЕ ДАВШИХ УЛУЧШЕНИЯ ОТ ЛЕЧЕНИЯ, ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА (В ПРОЦЕНТАХ) (2-я ГРУППА)

Для более углубленного изучения эффективности лечения и факторов, ее определяющих, нами были выделены две группы по 78 больных с различной оценкой результатов лечения. Первая —со значительным улучшением — а и улучшением — б, вторая — без положительных результатов от лечения — в. В табл. 10 и 11 даны характеристики больных этих групп.
Изучение клинических особенностей показало, что у детей, не давших улучшения от проведенного лечения, имелось более тяжелое течение заболевания. Так, в 89,8% случаев двигательные нарушения у них сочетались с умственной отсталостью, в 80,7% —с речевой недостаточностью: большинство детей поздно обеспечивались лечением, нерегулярно и редко посещали специалистов детской поликлиники, недостаточно направлялись на стационарное лечение. В этой группе по сравнению с первой группой в 2 раза меньше детей обучалось в школах.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что своевременность начатого лечения, преемственность в соблюдении этапного принципа лечения и полный объем медицинских, воспитательно-педагогических мероприятий вызывают улучшение в состоянии здоровья даже больных с тяжелыми клиническими формами церебрального паралича. В связи с этим должно быть обращено серьезное внимание на организацию и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление и раннее комплексное лечение больных с церебральными параличами независимо от тяжести проявления заболевания.



 
« Детский сахарный диабет   Диабет - проблема общечеловеческая »