Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский церебральный паралич

Организация помощи детям - Детский церебральный паралич

Оглавление
Детский церебральный паралич
К вопросу этиологии, патогенеза, клиники
Классификация детского церебрального паралича
Клиническая характеристика
Регистрация и учет детей
Распространенность
Медицинская реабилитация больных
Аспекты социальной адаптации больных
Обучение, воспитание и уход за детьми
О трудоустройстве больных
Помощь детям в зависимости от стадии течения заболевания
Оценка существующих методов реабилитации больных
Организация помощи детям
Характеристика деятельности специализированных учреждений по помощи детям
Характеристика детей, получивших лечение в санатории
Заключение
Литература

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Среди врачей долгое время существовало мнение о малой эффективности и даже безнадежности лечения детей с церебральным параличом (Е. В. Лист, 1940), поэтому многие годы детям с данным заболеванием практически никакой медицинской помощи не оказывалось или в отдельных случаях детям с хорошим интеллектом проводились ортопедические операции. Большинство детей направлялись в учреждения социального обеспечения (К. А. Семенова, 1968). Вопрос об организации помощи детям с церебральными параличами вообще, в том числе и медицинской помощи, возник в последние 10—15 лет, когда появились методы лечения и была доказана их эффективность (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; Е. С. Доценко, 1964; К. А. Семенова, 1958— 1964, 1968—1977; В. Bobath, К. Bobath, 1947—1967; V. Cardwell, 1956; Vojta, 1968—1976; G. Tardieu, 1960— 1976; Lesni, 1971, и др.).
В связи с этим вопросы организации медицинской помощи детям с церебральными параличами не получили полного освещения в литературе и большинство работ посвящено изучению организации медицинской помощи детям в отдельных специальных учреждениях. Наибольшее отражение эти вопросы нашли в работах М. Н. Гончаровой (1964, 1966), З. В. Бакрягиной (1964), Т. П. Воробьевой (1964), Е. С. Доценко (1964), М. Б. Эйдиновой (1964), Е. П. Межениной (1966), К. А. Семеновой (1968, 1971, 1972), М. Н. Никитиной (1971 — 1973).
Во многих работах указывается на необходимость организации раннего учета и комплексного лечения этих больных (А. В. Ефимова, 1964; М. Н. Гончарова, 1966; В. А. Коллегова, 1971; Т. Е. Воробьева, 1971; П. Я. Фищенко и др., 1971; М. Н. Никитина, 1972; К. А. Семенова,1968—1975; V. Cardwell, 1947; I. Paul, 1966).

Следует согласиться с мнением А. С. Ланцетовой, Л. М. Чепкой (1971), З. П. Манухиной (1971) и многих других авторов, которые отмечают, что дети, страдающие церебральными параличами, нуждаются в многолетнем непрерывном или этапном лечении. Лечение их должно проводиться в течение всего периода роста и развития больного, а иногда и в более поздние сроки. Это диктуется значительной задержкой развития двигательных функций у многих больных, а также возможностью прогрессирования контрактур и деформаций, нарастанием дистрофических изменений в тканях опорно-двигательного аппарата, углублением нарушений мышечного тонуса и др.
М. Н. Гончарова (1966), Е. П. Меженина (1966) считают, что длительное этапное лечение детей с церебральными параличами может быть обеспечено организацией для них специальных учреждений: специализированных санаториев, ортопедических и неврологических отделений в больницах, яслей-садов, школ-интернатов.
К. А. Семенова (1968), Л. Т. Журба, М. Н. Гаврилова и др. придают большое значение организации отделений для новорожденных и детей до 1 года с патологией нервной системы. Первое отделение патологии нервной системы новорожденных и детей грудного возраста было открыто в ноябре 1962 г. в Москве в клинике Государственного научно-исследовательского института педиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (сейчас Институт педиатрии и детской хирургии) под руководством проф. Д.С. Футера.
По мнению многих исследователей, ведущая роль в лечении детей с церебральным параличом принадлежит детским специализированным санаториям. В 1936 г. М. И. Доценко впервые в стране была разработана методика комплексного санаторно-бальнеологического лечения детей с последствиями полиомиелита и детей с церебральными параличами в условиях Евпаторийского курорта, а также выработаны показания и противопоказания к направлению их в санатории. Первый санаторий для лечения детей с церебральными параличами впервые в истории бальнеологических курортов СССР был открыт в 1937 г. в Евпатории на 40 коек по инициативе М. И. Доценко. В 1954 г. на XXVI научно-практической конференции врачей в Евпатории М. И. Доценко, несмотря на существующее мнение о непоказанности лечения больных лечения этих детей грязевыми аппликациями. Однако до 1964 г. направление детей на курорт проходило стихийно. На необходимость и целесообразность лечения детей с церебральными параличами на курорте указывали М. И. Доценко (1948), Н. Е. Мольская, М. Д. Тарасевич (1964), Е. С. Доценко (1964).


В 1964 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 391 в санатории для лечения детей, перенесших полиомиелит, стали принимать больных детским церебральным параличом. Первый санаторий вне курортной зоны для лечения больных детским церебральным параличом был открыт Ленинградским горздравотделом в 1960 г. в пос. Комарово на 100 коек. Опыт лечения в местных санаториях и на курорте полностью себя оправдал и явился стимулом для дальнейшей организации санаторной помощи этим детям в стране. По данным многих авторов (Е. С. Доценко, 1954; К. А. Семенова, Е. С. Доценко, 1962; Н. Е. Мольская, 1964; С. А. Задыхина, О. Г. Борисова, Г. Т. Келеников, 1964; Н. З. Городиская, 1971; Г. И. Белова, 1975) эффективность лечения детей в санатории составляла 65-80%.
М. Н. Гончарова (1964, 1966), Е. П. Меженина (1966), В. А. Коллегова, С. Е. Сафрай (1971), М. Н. Никитина (1972), Г. И. Белова (1975) и др. считают необходимым создание республиканских, межобластных восстановительных центров для детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. Такие центры имеются в Москве, Ленинграде, Свердловске, Горьком и других городах.
За рубежом оказание медицинской помощи детям с церебральными параличами осуществляется в основном в восстановительных центрах, где дети находятся длительное время, получают комплексное лечение и обучаются трудовым навыкам. Такие центры имеются во Франции, Дании, США, Чехословакии, Швеции и других странах.
Для более длительного этапного лечения детей ясельного возраста в стационарных условиях, а также для детей школьного возраста целесообразна организация специальных яслей-садов и школ-интернатов (З. В. Бакрягина, 1964; М. Н. Гончарова, 1966; Э. С. Калижнюк, 1968). Эти учреждения организуются в системе просвещения. Созданные в ряде городов страны специализированные ясли-сады и дома ребенка, являющиеся учреждениями, необходимыми для реабилитации детей дошкольного возраста, полностью себя оправдывают (М. Н. Гончарова, 1966; В. А. Коллегова, С. Е. Сафрай, 1971, и др.). Специализированные школы-интернаты для детей с церебральными параличами получили развитие за последние 10 лет (В. Ф. Мачихина, 1971, и др.). Школы являются медико-педагогическими учреждениями, где дети наряду с лечением воспитываются, учатся и приобретают необходимые трудовые навыки, получают профессиональную ориентацию, соответствующую их физическим и умственным возможностям. М. Б. Эйдинова (1964), И. М. Махмудова (1970—1975), придавая большое значение лечебно-воспитательной работе с больными детским церебральным параличом, считают, что все эти учреждения должны быть лечебно-педагогическими. Н. К. Кочурова (1964), Т. М. Гаврилова (1966), Т. А. Богуславская, В. В. Скубак, Л. А. Данилова, Л. Ф. Федорова (1971) указывают, что детям в школе-интернате, помимо комплекса лечебных и педагогических мероприятий, должны проводиться трудотерапия и трудовое обучение, профессиональная ориентация учащихся. Большое значение имеет социально-трудовая реабилитация.
Изучение состояния организации помощи детям с церебральными параличами в Москве, союзных республиках страны показало, что за последние годы органы и учреждения здравоохранения на местах больше стали уделять внимания созданию специальных учреждений для этих детей.

С каждым годом увеличивается число детских неврологических, ортопедических коек в стационарах, в которых наряду с больными другого профиля обеспечивается лечение детей с церебральными параличами. В родильных домах РСФСР, Украинской, Литовской, Азербайджанской, Казахской, Грузинской, Армянской, Латвийской ССР и др. организованы специализированные отделения или палаты для новорожденных, получивших травму мозга в родах, родившихся в асфиксии. Во многих городах страны созданы при детских больницах отделения для новорожденных и детей до 1 года с церебральной патологией.
Изучение работы отделений для новорожденных с церебральной патологией показало, что лечение в них эффективно, особенно когда ребенок поступает непосредственно из родильного дома. В указанных отделениях детям проводится необходимый комплекс лечебных мероприятий, включающих медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, массаж, ортопедическую помощь.
По данным первого в стране отделения для новорожденных с церебральной патологией (Детская клиническая больница № 1 Москвы), под влиянием проводимого комплексного лечения к моменту выписки у 42% больных отмечено полное восстановление нарушенных функций, у 38% наблюдалось улучшение общего состояния с частичным восстановлением нарушенных функций и у 20% лечение было малоэффективным. Это в основном дети с тяжелыми поражениями нервной системы, возникшими вследствие внутриутробной патологии или в результате длительной асфиксии с внутричерепным кровоизлиянием.
Прекрасно организована работа по выхаживанию и лечению новорожденных в отделении патологии новорожденных и детей первого года жизни в больнице № 68 Москвы. Отделение располагает всем необходимым для оказания квалифицированной медицинской помощи этим детям. На базе этого отделения размещен Всесоюзный научно-методический центр по помощи детям с церебральными параличами.
Центром осуществляется большая научно-методическая помощь органам и учреждениям здравоохранения, ежегодно в центре консультируется до 1500 больных, проводятся семинары, командировки на места для оказания помощи, даются методические рекомендации по всем вопросам лечения больных детским церебральным параличом, проводится работа по подготовке кадров для учреждений страны.
В Минске создано отделение для новорожденных, получивших травму в родах, с нарушением мозгового кровообращения, внутричерепными кровоизлияниями, перенесших асфиксию. После выписки за этим контингентом детей ведется диспансерное наблюдение. При катамнестическом обследовании выявлено, что 75% детей развивалось нормально, т. е. физическое и нервно-психическое развитие этих детей соответствовало здоровым новорожденным.
Одним из старейших учреждений по лечению детей с вялыми и спастическими параличами является детская областная восстановительная больница (центр) в Ховрино. Больница является реабилитационным методическим центром по лечению детей с церебральным параличом в Московской области. Здесь детям обеспечивается необходимый комплекс лечения: лечебная физкультура, физиотерапевтическое, бальнеологическое, медикаментозное, при необходимости хирургическое лечение в сочетании с большой воспитательной и логопедической работой. Эффективность лечения в больнице — 70—80%.
Расположенный на базе этой больницы восстановительный центр объединяет ряд лечебно-педагогических и специальных учреждений, в том числе специализированный санаторий, школу-интернат, дом ребенка, детский дом. В центре, кроме лечения, дети получают общее образование по программе десятилетней массовой или вспомогательной школы и приобретают определенные трудовые' и профессиональные навыки. Восстановительный, педагогический и профессионально-производственный процессы связаны в единый комплекс, взаимно дополняют друг друга. Создана система поэтапного лечения больных, позволяющая не только восстановить утраченные двигательные функции у многих больных, но и приобщить значительную часть их к общественно полезному труду (В. Д. Дедова и др., 1973).
Многое сделано по совершенствованию помощи детям с церебральными параличами Ленинградским научно-исследовательским детским ортопедическим институтом имени Г. И. Турнера и Ленинградским городским отделом здравоохранения. Здесь создан и работает республиканский центр РСФСР по оказанию помощи таким детям. На базе института открыто специализированное ортопедо-неврологическое отделение для больных, страдающих детским церебральным параличом, и отделение «Мать и дитя» для ребенка с матерью.

 В каждой детской поликлинике города имеется врач-невропатолог, а в крупных поликлиниках еще и психоневролог. Все новорожденные дети обязательно осматриваются врачом: невропатологом на предмет раннего выявления церебральной патологии. Имеются все виды учреждений, необходимых для лечения данного контингента больных.
Хорошо организована помощь детям с церебральным параличом в Свердловске, Горьком и других городах, где центрами являются научно-исследовательские институты травматологии и ортопедии.
Восстановительными центрами проводится большая организационно-методическая, консультативная и лечебная помощь практическим учреждениям и органам здравоохранения по лечению детей с церебральным параличом.
Большую роль в лечении детей с церебральным параличом играют Детские санатории. Многие из них располагают квалифицированными врачебными кадрами, хорошим оборудованием и являются в полном смысле слова восстановительными учреждениями, где детям предоставляется весь комплекс лечебных мероприятий, включая и грязевое лечение, кроме того, с ними ведется воспитательная работа, им прививают бытовые навыки. Эти учреждения или отделения имеются во всех союзных республиках. Санатории представляют собой учреждения от 75 до 100 коек и более.
Проводимые исследования по изучению эффективности лечения детей в детских санаториях подтвердили высокие результаты лечения и необходимость существования этих учреждений для организации этапного лечения больных с церебральными параличами. У многих детей, прошедших курс лечения в санатории, наблюдалось восстановление двигательных функций, речи, улучшалось психическое развитие. Ребенок лечится в условиях местных санаториев 4 мес, на курортах — 2 мес. В отдельных санаториях установлен индивидуальный срок лечения.
Почти во всех республиках имеются специализированные дома ребенка или группы для детей с церебральным параличом, в которых созданы условия для лечения, воспитания и предельно возможного восстановления нервно-психической деятельности детей.
В системе Министерства просвещения для детей с церебральным параличом организованы специальные ясли-сады или специальные группы в обычных яслях-садах и специальные школы-интернаты для детей, имеющих сохранный или несколько сниженный интеллект. В специальные школы-интернаты в основном направляются дети, требующие, длительного систематического лечения, где, кроме того, с ними проводится воспитательная работа, они учатся и приобретают необходимые трудовые навыки, получают профессиональную ориентацию, соответствующую их физическим и умственным возможностям.
Школы-интернаты имеют особое медико-социальное значение, в них предоставляется возможность для проведения широкого комплекса лечебных, учебно-воспитательных и профессионально-трудовых мероприятий. Эти учреждения, так же как и специализированные санатории, следует рассматривать как одну из важных форм реабилитации детей школьного возраста, больных детским церебральным параличом, где созданы реальные условия для включения больного в трудовую жизнь. Учащиеся обучаются по 10-летней школьной программе в течение 12 лет (введен подготовительный и 11-й классы). В школьных мастерских осуществляется профессиональная ориентация, трудовое обучение (столярное дело, слесарное, сапожное, швейное, машинопись); работают различные кружки (киномехаников, прикладного искусства, музыкальный и др.). Применяемая в школе-интернате система реабилитации детей с церебральным параличом позволяет большинству выпускников (82%), несмотря на сохранившиеся двигательные и неврологические нарушения, приспособиться к условиям жизни и заняться общественно полезным трудом (Л. Е. Козловская, 1975).
Внебольничную помощь детям с церебральным параличом оказывают в детских поликлиниках и врачебнофизкультурных диспансерах. Детская поликлиника является основным звеном в общей системе помощи детям с церебральным параличом. С каждым годом увеличивается сеть специализированных кабинетов детских поликлиник (психоневрологических, неврологических, ортопедических, логопедических, ЛФК), в которых оказывается помощь детям с церебральным параличом.
В обязанность детской поликлиники входят лечение и наблюдение за больными детским церебральным параличом и организация им всесторонней помощи, обеспечение этапности и преемственности, организация медицинской реабилитации и социальной адаптации через соответствующие учреждения.

Дети, больные церебральным параличом, со сниженным интеллектом и не имеющие родителей, направляются в специальные дома-интернаты, организованные в системе Министерства социального обеспечения. Отбор детей во все специальные учреждения проводится медико-педагогическими комиссиями по направлениям детских поликлиник.
Созданные в Москве, Ленинграде, Киеве и многих других городах страны медико-генетические консультации имеют большое значение в решении вопросов прогноза потомства и профилактики наследственно обусловленных психоневрологических заболеваний.
Подготовка специалистов, работающих в учреждениях, занятых лечением детей с церебральным параличом, в основном осуществляется восстановительными центрами научно-исследовательских институтов, профильными кафедрами медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей.
В целях усиления научных исследований по проблеме «Детский церебральный паралич» Всесоюзный научный центр проводит углубленные научные исследования в этом направлении, научная разработка этой проблемы осуществляется и в ряде научно-исследовательских институтов педиатрического, ортопедического и неврологического профиля, а также на отдельных кафедрах того же профиля. В Москве для лечения больных детским церебральным параличом имеются все необходимые учреждения. Для новорожденных и детей до 1 года с церебральной патологией в составе детских больниц организованы специальные отделения, что позволяет каждого новорожденного, получившего травму в родах или родившегося в асфиксии, перевести из родильного дома для последующего лечения в специальное отделение больницы. Имеются также неврологические, ортопедические отделения, санатории, специальные дошкольные учреждения, специальные школы-интернаты. Внебольничная сеть представлена специализированными кабинетами детских поликлиник. С 1971 г. в Москве организована консультативная неврологическая детская поликлиника, где детям с неврологическими заболеваниями; в том числе и детям с церебральными параличами, оказывается помощь высококвалифицированными специалистами кафедр детской неврологии, а также психологом, логопедом, врачом и методистами по лечебной физкультуре.
Однако такая форма организации приемлема, по нашему мнению, только для крупных городов. Крупнейшим учреждением в Москве является психиатрическая детская больница № 6, в задачу которой входит, помимо оказания организационно-методической помощи учреждениям, занимающимся лечением больных с психоневрологическими заболеваниями, непосредственное проведение консультативной и лечебной работы, подготовка кадров и другие вопросы.
Существующая сеть учреждений для больных детским церебральным параличом в Москве и в ряде других городов страны организована с учетом возраста, тяжести течения заболевания и выдерживает основной принцип — этапность лечения этих больных.
Реабилитация этих больных рассматривается как социальная проблема, требующая участия не только различных специалистов, но и активного участия других ведомств, в частности Министерство просвещения, Министерство социального обеспечения, и должна включать в себя, помимо восстановления утраченных функций, и меры по возможному предупреждению калечества и максимальной адаптации больного к жизни и деятельности.



 
« Детский сахарный диабет   Диабет - проблема общечеловеческая »