Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский церебральный паралич

Регистрация и учет детей - Детский церебральный паралич

Оглавление
Детский церебральный паралич
К вопросу этиологии, патогенеза, клиники
Классификация детского церебрального паралича
Клиническая характеристика
Регистрация и учет детей
Распространенность
Медицинская реабилитация больных
Аспекты социальной адаптации больных
Обучение, воспитание и уход за детьми
О трудоустройстве больных
Помощь детям в зависимости от стадии течения заболевания
Оценка существующих методов реабилитации больных
Организация помощи детям
Характеристика деятельности специализированных учреждений по помощи детям
Характеристика детей, получивших лечение в санатории
Заключение
Литература

РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Регистрация и учет любой патологии у детей имеет большое значение не только для своевременного выявления заболевания и организации лечения, но и для планирования более конкретных мероприятий по организации помощи этим больным. О распространенности детского церебрального паралича до 1967 г. можно было судить только по данным отдельных выборочных обследований, опубликованных в 1960—1970 гг. (Е. П. Меженина, Е. М. Григорьева и др.).
Учет этих детей впервые стал осуществляться в детских учреждениях страны с 1967 г. в соответствии с письмом Министерства здравоохранения СССР № 06-8/432 от 7 августа 1967 г. «О дальнейшем улучшении медицинской помощи детям с органическим поражением центральной нервной системы».
С 1971 г. в нашей стране введены официальная государственная регистрация и учет больных детским церебральным параличом. Учет этого контингента больных ведется по учетной форме № 1, в разделе «диспансерное наблюдение за больными с отдельными формами заболевания» (под шифром международной классификации 343 8-го пересмотра).
Имеются разные точки зрения по вопросу, у кого в детской поликлинике должен быть сосредоточен учет детей с церебральным параличом. Большинство авторов считают, что учет этих детей должен проводить психоневролог (невропатолог) (М. Н. Гончарова, 1964, 1966; К. А. Семенова, 1968; В. А. Коллегова, 1971). Отдельные же исследователи рекомендуют наблюдать детей, перенесших родовую травму, у двух специалистов — педиатра и психоневролога (Т. Н. Зарубина, 1966; Н. А. Пунченок и др., 1968; И. М. Старовойтов, Е. Г. Бреус, 1968, и др.).

Многие авторы справедливо подчеркивают, и с ними следует согласиться, что лечение детей с церебральным параличом в детской поликлинике должно проводиться с привлечением большой группы специалистов — невропатолога (психоневролога), ортопеда, педиатра, офтальмолога, отоларинголога, методиста по лечебной физкультуре, логопеда, психолога (Е. В. Лист, 1940; Р. Я. Абрамович-Лехтман, 1966; Е. В. Зеленина, З. П. Манухина, 1966; М. Н. Гончарова, 1966; Е. П. Меженина, 1966; М. Н. Никитина, 1972).
Существенна роль педиатра в лечении этих больных, учитывая, что 80% детей, страдающих детским церебральным параличом, рождается в асфиксии и последствием этого являются снижение функциональных возможностей дыхательных путей, частые простудные заболевания, пневмония, респираторные инфекции.
М. Н. Гончарова (1962), А. С. Ланцетова, Л. М. Чепкая (1971), К. А. Семенова (1971) отмечают, что дети, страдающие церебральными параличами, нуждаются в многолетнем непрерывном или поэтапном лечении. Лечение их должно начинаться рано и проводиться в течение всего периода роста и развития, а иногда и в более поздние сроки. Это диктуется значительной задержкой развития двигательных функций у многих больных, а также возможностью прогрессирования контрактур и деформаций, нарастанием дистрофических изменений в тканях опорно-двигательного аппарата, углублением нарушений мышечного тонуса, речевых расстройств и особенно вторичными изменениями психики, резко усугубляющими тяжесть инвалидизации ребенка.
В настоящее время, когда разработаны методы реабилитации двигательных, психических, речевых нарушений у детей с церебральным параличом, вопрос о их всесторонней реабилитации, профилактике инвалидизации становится наиболее актуальным, и одним из необходимых условий для этого является их раннее выявление и лечение.
По данным годовых отчетов и специальных исследований, при лечении, начатом в первые недели жизни, от 25 до 35% детей с церебральной перинатальной патологией оказываются в дальнейшем практически здоровыми. Лечение, начатое с первого года жизни ребенка, при уже вполне оформившейся церебральной патологии, приводит к восстановлению двигательных функций практически полностью в 25%, к значительному улучшению их и минимальной инвалидизации в 40%, в 20% — к улучшению двигательных функций.
Изложенное показывает, насколько перспективнее, экономически оправдано рано начатое лечение детей с церебральным параличом. Фактически профилактика инвалидности, связанной с церебральным параличом, т. е. профилактика двигательного, психического и речевого калечества, возможна только при этих условиях. В связи с этим большое значение имеет раннее выявление этих больных.
С каждым годом улучшается выявление больных детским церебральным параличом в раннем возрасте. Так, по данным П. Я. Фищенко (1974), в Ленинграде диагноз «детский церебральный паралич» был установлен детям до года жизни в 49%, у остальных до 3 лет и позже. В целом среди состоявших на учете дети первых трех лет жизни составили 24,2% (в 1971 г. — 1,6%).
Однако учет больных детским церебральным параличом все еще остается неполным и поздним (рис. 1). Причинами данного положения являются во многих случаях еще недостаточные знания врачей, особенно педиатров, ранней диагностики церебральных поражений у детей.
Давая оценку состояния учета на основании ознакомления с литературой, непосредственного изучения работы детских поликлиник и системы учета в ряде территорий страны, следует отметить, что в настоящее время не полностью еще отработана система проведения учета (учреждение, специалист, связь с другими учреждениями, документация и др.).

Выявление больных детским церебральным параличом необходимо начинать с родильного дома и там уже обеспечивать раннее лечение. В детской поликлинике педиатр должен быть извещен о появлении на его участке ребенка с данной патологией (обменная карта новорожденного) и в последующем обеспечить контроль за организацией ему лечения у врачей-специалистов.
Распределение детей с церебральными параличами по возрасту
Рис. 1. Распределение детей с церебральными параличами по возрасту, в котором был установлен диагноз, и возрасту взятия на учет (в процентах). I — возраст, в котором установлен диагноз; II — возраст, в котором ребенок поставлен на учет.
В детских поликлиниках (помимо родильного дома) каждому новорожденному с любыми отклонениями со стороны центральной нервной системы в течение первых 3 дней, по выписке из родовспомогательного учреждения, следует обеспечивать обязательную консультацию новорожденного у врача-невропатолога с последующим диспансерным наблюдением (если ребенок из родильного дома не переведен в отделение для детей раннего возраста с церебральной патологией).

Учет детей с церебральным параличом целесообразно сосредоточить в детских поликлиниках или психоневрологических диспансерах, где они имеются. Ответственными за его проведение являются врачи-психоневрологи (невропатологи), которые должны учитывать всех детей с церебральными параличами, независимо от возраста, формы заболевания и клинического проявления и организовывать их обследование и лечение с другими специалистами: с ортопедом, педиатром, офтальмологом, отоларингологом, врачом или методистом по ЛФК, логопедом, стоматологом, психологом и др.
Врач-психоневролог при показаниях организует направление больных на стационарное или санаторное лечение, обеспечивает преемственную связь с этими учреждениями и связь с родителями. Он планирует лечение больных на дому, совместно с медико-педагогическими комиссиями решает вопросы обучения и направления в учреждения системы Министерства просвещения и социального обеспечения.
Целесообразность сосредоточения учета у психоневролога или у невропатолога объясняется не только тем, что это заболевание — результат поражения мозга, но и тем, что дети с церебральным параличом в 60—70% случаев имеют задержку психического развития, или олигофрению, которые ортопед, педиатр и другие специалисты могут не выявить или выявить слишком поздно для проведения достаточно полноценной коррекции.
Врач-психоневролог — невропатолог должен иметь картотеку с карточкой, составленной по форме № 30, на каждого ребенка с детским церебральным параличом (независимо от того, у какого специалиста наблюдается больной). Целесообразно совместно с участковым педиатром ежегодно писать краткие эпикризы в форме № 112, характеризующие основные этапы лечения и его эффективность за год и рекомендации по дальнейшему лечению.



 
« Детский сахарный диабет   Диабет - проблема общечеловеческая »