Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский церебральный паралич

Аспекты социальной адаптации больных - Детский церебральный паралич

Оглавление
Детский церебральный паралич
К вопросу этиологии, патогенеза, клиники
Классификация детского церебрального паралича
Клиническая характеристика
Регистрация и учет детей
Распространенность
Медицинская реабилитация больных
Аспекты социальной адаптации больных
Обучение, воспитание и уход за детьми
О трудоустройстве больных
Помощь детям в зависимости от стадии течения заболевания
Оценка существующих методов реабилитации больных
Организация помощи детям
Характеристика деятельности специализированных учреждений по помощи детям
Характеристика детей, получивших лечение в санатории
Заключение
Литература

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Социальная адаптация больных детским церебральным параличом является составной частью реабилитации, состоит из воспитательных, общеобразовательных мероприятий, трудовой ориентации и трудоустройства больных. Основой ее является формирование личности, обучение самообслуживанию, выработка трудовых навыков Свое начало социальная адаптация берет в специализированных лечебно-профилактических детских учреждениях. Наиболее трудоемкая и упорная работа по социальной адаптации больных детским церебральные параличом проводится в специализированных школах интернатах, трудовых мастерских психиатрических боль ниц, диспансеров. Одним из важных ее компонентов является логопедическая, учебно-педагогическая и воспитательная работа.
За последнее время все больше в практику лечения детей с церебральными параличами внедряются метод речевой терапии и воспитательной работы. Е. М. Масткова (1971) отмечает, что для правильного развития речи ребенка большое значение имеет доречевой период, формировании которого значительная роль принадлежи подкорково-стволовым отделам мозга.
Важнейшим принципом речевой терапии является ее раннее начало в первые месяцы жизни ребенка, интенсивное проведение в первые годы жизни; основная цель речевой терапии должна исходить из аспекта социальной адаптации ребенка.
По данным Е. Ф. Трутневой, Т. А. Андреевой (1971) и других авторов, логопедическая работа должна проводиться в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является составным комплексом в общих лечебных мероприятиях, продолжая и закрепляя результаты лечебной работы.
В задачу логопеда (Т. В. Волкова и др., 1975) входит изучение и преодоление не только речевых, но и других дефектов развития. Система работы с детьми, больными детским церебральным параличом, включает: 1) развитие и коррекцию слуховых восприятий, 2) развитие и коррекцию зрительного восприятия, 3) развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализатора.
Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, а также общего соматического и неврологического состояния. А. А. Маркова (1971), Т. А. Кулеева (1971) большое значение придают использованию при лечении детей с церебральным параличом логопедической ритмики и считают ее одним из необходимых звеньев лечебной педагогики. Они также считают, что музыкальный ритм можно использовать не только для развития двигательных навыков у больных, но и для развития речевой активности, коррекции дыхания и голоса.
Эффективность логопедической работы с детьми самого раннего возраста во многом зависит от того, насколько логопед сумеет правильно организовать не только индивидуальные занятия в кабинете, но и воспитание и развитие доречевой и речевой активности во все режимные моменты. Ранняя логопедическая работа должна быть составной частью общей комплексной работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
Не менее важное значение, как уже отмечалось, в социальной адаптации этих больных имеет учебно-педагогическая и воспитательная работа. М. Б. Эйдинова (1966), А. В. Ефимова, К. И. Семина, В. Ф. Марьянова (1966), К. А. Семенова (1971—1976), В. Н. Шашурина,
С. А. Бортфельд (1971), Н. М. Махмудова (1974) отмечают, что основной целью воспитательной работы является формирование личности ребенка в коллективе путем привития навыков коллективных взаимоотношений, обучения самообслуживанию, воспитанию самостоятельных действий и эстетического воспитания на основе принципов коммунистической морали.
По мнению отдельных исследователей, за последнее время в общем комплексе мероприятий по реабилитации больных детским церебральным параличом все большее внимание уделяется игровой деятельности как элементу социальной адаптации. Так, Э. С. Калижнюк (1967— 1968), Ж. В. Гантимурова (1969) считают, что игровая деятельность у больных создает хорошее настроение, активность поведения, совершенствование движения и речи, развитие мышления и памяти. По мнению Н. Казлаускене (1975), организация игры детей дошкольного возраста, больных церебральным параличом, стимулирует их к самостоятельности, создает эмоциональную заинтересованность в игровой деятельности. 
Немалую роль в общем комплексе реабилитации больных детским церебральным параличом занимает трудотерапия. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен Б. П. Поповым (1971) в его докторской диссертации.
В лечении больных детским церебральным параличом в последнее время во многих специализированных учреждениях успешно применяется в основном ручной труд с целью воспитания двигательных навыков верхних конечностей (столярные работы, шитье и др.). Большое значение придавалось правильному положению нижних конечностей при выполнении больными каких-либо ручных работ или при обучении письму (Е. Д. Иваненкова, 1971). В организации работы больных и проведении процедур трудотерапии значительную роль играют квалификация педагога и его личные качества, умение найти подход к каждому больному, заинтересовать его работой. Одним из ведущих принципов работы по трудотерапии (Л. Ф. Дружинина, 1975) является определение единых требований к трудовому воспитанию ребенка, постепенность и последовательность в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей. Дети со средней и тяжелой степенью нарушения движений обучаются навыкам самообслуживания в доступных пределах: навыки держания хлеба, ложки, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, одевание и раздевание кукол и т. д.
Важной ступенью обучения в процессе трудотерапии является подготовка к ручному труду (работа с мозаикой, пластилином, кубиками и др.).
Многие авторы указывают, что плановую трудотерапию у больных детским церебральным параличом Целесообразно проводить с 3-летнего возраста и обязательно игровым методом (М. С. Жуховицкий, Г. С. Айзиков, 1964; Е. П. Меженина, 1970; В. В. Ковалев, 1973; Е. Д. Иваненкова, С. И. Найдина, Е. Н. Королькова, 1974, и др.).



 
« Детский сахарный диабет   Диабет - проблема общечеловеческая »