Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский церебральный паралич

Обучение, воспитание и уход за детьми - Детский церебральный паралич

Оглавление
Детский церебральный паралич
К вопросу этиологии, патогенеза, клиники
Классификация детского церебрального паралича
Клиническая характеристика
Регистрация и учет детей
Распространенность
Медицинская реабилитация больных
Аспекты социальной адаптации больных
Обучение, воспитание и уход за детьми
О трудоустройстве больных
Помощь детям в зависимости от стадии течения заболевания
Оценка существующих методов реабилитации больных
Организация помощи детям
Характеристика деятельности специализированных учреждений по помощи детям
Характеристика детей, получивших лечение в санатории
Заключение
Литература

Обучение, воспитание детей с церебральным параличом и уход за ними

Обучение и воспитание детей с церебральным параличом имеет большое значение в общем комплексе их реабилитации, учитывая, что в подавляющем проценте случаев у этих детей имеются нарушения психического развития. У детей с церебральными параличами психические нарушения находятся в прямой зависимости от состояния важнейшей функциональной системы — двигательной. Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с церебральным параличом. Большую роль в недоразвитии познавательной деятельности и интеллекта у таких детей могут играть речевые нарушения. Важным звеном в патогенезе психических нарушений являются условия воспитания и обучения.
Патологические процессы, происходящие в центральной нервной системе у больного детским церебральным параличом, взаимосвязаны, и для компенсации нарушенных психических и речевых функций требуются не только лечебные мероприятия, но и особые меры по обучению и воспитанию ребенка.
По данным Э. С. Калижнюк (1972), задержка психического развития у детей с церебральным параличом характеризуется дисгармоничностью развития отдельных психических функций, при этом страдают наиболее молодые в онтогенетическом смысле функции, что отличает этих детей от детей, страдающих олигофренией, у которых диффузно страдают все психические функции. Для всех вариантов задержки психического развития у больных детским церебральным параличом характерна еще одна особенность — возможность развития отвлеченного мышления в процессе обучения.

Поэтому многие больные, страдающие детским церебральным параличом и вторичной задержкой умственного развития, могут учиться в специальной школе по массовой программе после специального подготовительного периода.
Обучение детей с церебральным параличом чрезвычайно затруднено из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором интеллектуальные нарушения своеобразной структуры часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности и мотиваций, задержкой развития высших корковых функций, двигательной и речевой недостаточностью (Е. М. Мастюкова, 1975). Е. М. Мастюкова поднимает вопрос о разработке специфических лечебно-педагогических программ для детей с церебральным параличом, в основу которых должна быть положена комплексная, динамическая, клинико-педагогическая оценка состояния ребенка, и большое место в ней должна занять психотерапия с элементами аутогенной тренировки.
Наилучшими типами специальных учреждений, где сочетаются все виды помощи, являются специализированные учреждения — ясли-сад и школа-интернат. Изучение этого вопроса показало (рис. 5), что из числа наблюдаемых нами детей с церебральным параличом обучалось 85,7%, не обучалось 14,3%. Из числа учащихся 36,1% детей обучалось в обычной школе, 43,6%—в специальных школах-интернатах, 20,3% детей — на дому. Распределение детей по месту обучения различно в зависимости от тяжести течения заболевания. Большинство из них обучались по пролонгированной программе массовых школ или по вспомогательной программе на дому. Из числа учащихся больных детским церебральным параличом в обычной школе наибольший удельный вес составляли дети с гемипаретической формой, в специализированной школе-интернате — дети со спастической диплегией.
Распределение детей с церебральными параличами по месту их обучения
Рис. 5. Распределение детей с церебральными параличами по месту их обучения (в процентах).
Из изложенного можно сделать вывод, что наибольшее число детей с церебральным параличом обучается. Имеется прямая зависимость удельного веса обучаемости и места обучения от формы церебрального паралича. Дети с церебральными параличами нуждаются в обучении трудовым навыкам, а старшего возраста и в профессиональной ориентации — и в трудовом устройстве. Все это проводится в школах-интернатах и частично в детских санаториях. Вопросы социальной трудовой ориентации и адаптации с последующим трудоустройством имеют большое практическое значение для этих больных.
Несмотря на развитие сети специализированных учреждений для детей с церебральным параличом, их еще недостаточно. В связи с этим большой удельный вес в проведении лечения ребенка с церебральным параличом в ближайшие годы будет занимать детская поликлиника и комплекс лечебных мероприятий на дому. В этой связи необходимо решить вопрос, кто может проводить такой комплекс и кем обеспечится уход и наблюдение за ребенком на дому.
Изучение вопроса показало, что в 53,8% уход за больным ребенком на дому обеспечивался матерью (рис. 6), в 33,8% дети находились в дошкольных учреждениях, домах ребенка, специализированных школах- интернатах и детских домах. Сравнительно небольшая группа детей—11,8% оставались на попечительстве бабушки, няни и старших детей в семье, лишь 0,6 % детей из наблюдаемого нами контингента были дома одни, без надзора старших.
Следовательно, в большинстве случаев ребенок дома находился с матерью, что лишало ее возможности участия в общественно полезном труде.
Изучение вопроса показало, что медицинские работники детской поликлиники не привлекают максимально мать к лечению больных детей.


Рис. 6. Распределение детей с церебральными параличами по виду ухода (в процентах).
В то же время многие авторы обращают большое внимание на работу с родителями больных детей. Е. В. Зеленина, З. П. Манухина (1964), П. Я. Фищенко и соавт. (1974), Г. П. Воробьева (1974) придают большое значение работе с родителями и считают, что присутствие родителей на уроках методиста, обучение их методике проведения занятий с детьми дома, а также дача рекомендации о приобретении детям специальной мебели, приспособлений, оборудовании уголка ребенка специальными игрушками, настольными играми имеют большое значение в оздоровлении ребенка (с периодическим медицинским контролем на дому).
Дома необходимо закреплять навыки, приобретенные в лечебном учреждении. В этих целях в ряде больниц и поликлиник организуются школы матерей, где с ними проводятся специальные занятия, обучающие уходу и работе с детьми в условиях дома, занятиям ЛФК и элементам логопедии.
П. Я. Фищенко, М. И. Мирзоева, А. В. Гринина (1971) считают целесообразной формой создание отделения «Мать и дитя» (организованное в Ленинградском научно-исследовательском детском ортопедическом институте имени Г. И. Турнера), где на протяжении 3-месячного пребывания в стационаре ребенок с церебральным параличом успевает получить комплексное лечение, а мать — освоить методы психо-физического воспитания ребенка и занятий с ним лечебной физической культурой.



 
« Детский сахарный диабет   Диабет - проблема общечеловеческая »