Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич

Оглавление
Детский церебральный паралич
К вопросу этиологии, патогенеза, клиники
Классификация детского церебрального паралича
Клиническая характеристика
Регистрация и учет детей
Распространенность
Медицинская реабилитация больных
Аспекты социальной адаптации больных
Обучение, воспитание и уход за детьми
О трудоустройстве больных
Помощь детям в зависимости от стадии течения заболевания
Оценка существующих методов реабилитации больных
Организация помощи детям
Характеристика деятельности специализированных учреждений по помощи детям
Характеристика детей, получивших лечение в санатории
Заключение
Литература

ребенок с церебральным параличем
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ. Маргарита Николаевна Никитина. Москва, «Медицина», 1979.

В монографии изложен накопленный за ряд лет материал по проблеме детского церебрального паралича. В работе представлены вопросы этиологии, подробно изложена клиническая характеристика больных детским церебральным параличом с определением уровня поражения двигательной, речевой, психической недостаточности в зависимости от клинических форм детского церебрального паралича. Определена и представляется кратность нарушения психической и речевой недостаточности при различных формах детского церебрального паралича. Рассматривается нервно-психическое развитие больных детей по сравнению со здоровыми. Дается оценка результатов лечения этих больных в различных учреждениях и освещаются данные зависимости эффективности лечения от времени установления диагноза заболевания, тяжести заболевания, срока начатого лечения, полноценности лечебных мероприятий, степени нарушения нервно-психического развития. В комплексе медицинской реабилитации этих детей изложен материал о воспитании, обучении и уходе. Подробно излагаются принципы подхода к медицинской реабилитации и социальной адаптации. Даны рекомендации по дифференцированному выявлению этих больных в условиях поликлиники и диспансера. Рассматриваются вопросы классификации детского церебрального паралича. Разработана и предлагается для практического здравоохранения схема организации помощи этим детям. Приводятся новые данные о распространенности детского церебрального паралича по клиническим формам заболевания, полу, возрасту.
В монографии представлены также отдельные рекомендации чисто практического характера по организации помощи этим детям в различных учреждениях и ведомствах. Монография рассчитана на невропатологов, педиатров, организаторов здравоохранения, научных работников.

Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т. д. Тяжесть инвалидизации у 20—35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются необучаемыми. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.
Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последние десятилетия, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще. К изучению этой патологии приковано внимание многих ученых не только у нас в стране, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. По данным зарубежных авторов, частота заболевания детей церебральными параличами в разных странах различна. О частоте церебрального паралича в СССР имеются лишь отдельные работы М. Н. Никитиной (1972), М. Н. Гончаровой и И. И. Мирзоевой (1974), позволяющие сделать вывод, что таких больных немало и за последние годы имеется тенденция к их увеличению, связанная не только с улучшением учета, но и с успехами реанимации детей, родившихся в асфиксии, получивших тяжелую травму в родах.
Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведений о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.
Недостаточное изучение причин возникновения детского церебрального паралича затрудняет планирование и проведение целенаправленных мероприятий для правильной организации помощи больным.
На протяжении многих лет органы здравоохранения по существу не занимались организацией медицинской помощи этим детям, так как большинство из них рассматривались как неперспективные для терапии, а в связи с этим и не создавались специализированные учреждения для их лечения, не готовились квалифицированные специалисты. Научно-исследовательские учреждения занимались в основном разработкой вопросов ортопедо-хирургического лечения. Дети с церебральными параличами направлялись нередко почти нелечеными в учреждения социального обеспечения. Некоторые дети, прежде всего умственно полноценные, обеспечивались лечением у ортопеда. Последнее заключалось в исправлении образовавшихся контрактур и других деформаций, которые, однако, нередко рецидивировали. И только за последние 10—15 лет, после того как были разработаны эффективные методы лечения, отношение к этим детям изменилось. Несомненно, дети с церебральными параличами в большинстве своем являются тяжелыми больными, требующими длительного комплексного лечения, проводимого дифференцированно в зависимости от возраста ребенка и тяжести поражения, с участием многих специалистов: психоневрологов, ортопедов, методистов по ЛФК, логопедов, психологов, а также офтальмологов, отоларингологов и др. Наблюдения последних лет показали, что такое комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее (М. Н. Гончарова, 1974; К. А. Семенова, 1977).
Многолетние наблюдения, проведенные Институтом педиатрии АМН СССР и Всесоюзным научно-методическим центром восстановительного лечения детей с церебральными параличами, свидетельствует о том, что ранняя диагностика и начатое рано этапное лечение этих больных в сочетании с воспитанием и дальнейшим обучением, при участии многих врачей, а также педагогов, воспитателей, логопедов приводят к высокой эффективности лечения, снижению числа калек и приобщению многих больных к общественно полезному труду.
В отечественной и зарубежной литературе вопрос об организации всесторонней, наиболее эффективной помощи детям с церебральными параличами не получил достаточного и полного отражения.



 
« Детский сахарный диабет   Диабет - проблема общечеловеческая »