Начало >> Статьи >> Архивы >> Детский сахарный диабет

Роль физической культуры в лечении - Детский сахарный диабет

Оглавление
Детский сахарный диабет
Распространенность сахарного диабета
Патогенетические механизмы сахарного диабета
Критерии компенсации сахарного диабета у детей
Инсулинотерапия
Препараты инсулина
Препараты инсулина короткого действия
Препараты инсулина средней продолжительности действии
Инсулины длительного действия
Техника инъекций инсулина
Сахароснижающие пероральные препараты
Сульфаниламидные препараты
Инсулинорезистентность
Липодистрофии
Аллергия к инсулину
Хроническая передозировка инсулина
Другие препараты
Применение лекарственных растений
Внутреннее применение минеральных вод
Лечебные свойства продуктов и роль пищевых веществ
Новые диетические продукты для детей
Заменители сахара
Организация системы лечебного питания детей
Питание при нарушении толерантности к глюкозе
Питание при манифестном диабете
Питание при диабетической коме
Питание при гипогликемической коме
Организация питания в стационаре
Организация питания в домашних условиях
Особенности составления меню для детей
Кулинарно-технологические особенности приготовления пищи
Организация питания ребенка грудного и ясельного возраста
Питание детей в возрасте от года до 3 лет
Лечение диабетических ангиоретинопатий
Лечение диабетической катаракты
Лечение диабетической нейропатии
Лечение диабетической нефропатии
Поражение печени при сахарном диабете у детей
Синдром Мориака у детей и его лечение
Возможности использования аппаратных методов
Кетоацидотическая кома
Гиперосмолярная кома
Гиперлактацидемическая кома
Гипогликемическое состояние и гипогликемическая кома
Лечение сахарного диабета при хирургических вмешательствах
Санаторно-курортное лечение
Профессиональная ориентация
Диспансерное наблюдение
Методы экспресс-диагностики
Инструктивность и информативность в лечении
Роль физической культуры в лечении
Приложения
Заключение

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЛЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Благоприятное действие физкультуры на углеводный обмен признавалось еще в доинсулиновый период. Физическая нагрузка оказывает большое влияние на течение сахарного диабета. Она необходима больному ребенку так же, как диета и инсулинотерапия. Ребенок, больной диабетом, не должен постоянно думать о своей болезни, считать ее таким недостатком, вследствие которого он стал неполноценным человеком. Резкое ограничение двигательного режима у детей, больных сахарным диабетом, вызывает чувство обреченности и отверженности. Систематическая мышечная работа способствует правильному физическому развитию организма, предупреждает ожирение. Во время физической нагрузки усиленно функционируют не только мышцы, но и сердечно-сосудистая система, дыхательный аппарат, кожа. Мышечная работа способствует укреплению и развитию костной системы. При физической нагрузке у больного сахарным диабетом значительно повышается потребление глюкозы мышечной тканью, что приводит к уменьшению содержания сахара в крови, изменению тканевой чувствительности к инсулину.
Физическое воспитание детей, больных сахарным диабетом, складывается из утренней гимнастики, занятий физкультурой в школе, спортивных занятий и игр в свободное время. Дети с легким и среднетяжелым сахарным диабетом в период компенсации могут заниматься утренней гимнастикой по общепринятому комплексу, передаваемому по радио. При тяжелой форме сахарного диабета ребенку составляют комплекс: упражнений в кабинете лечебной физкультуры в поликлинике. Рекомендуются регулярные физические упражнения в период максимальной пищевой гипергликемии, что позволяет значительно понизить уровень сахара в крови
Детей распределяют по медицинским группам при осмотрах в школе в начале учебного года.
В соответствии с «Методическими указаниями по распределению учащихся школ на медицинские группы для выполнения программы физического воспитания» дети и подростки с легкими и среднетяжелыми формами заболевания относятся к подготовительной или специальной группе (подгруппа «а») и могут заниматься на общих уроках. Детям, страдающим тяжелыми формами сахарного диабета, показаны только дифференцированные занятия (подгруппа «б»). Эти занятия проводятся в кабинетах лечебной физкультуры лечебно-профилактических учреждений.
Если ребенок перенес диабетическую, гипогликемическую кому или интеркуррентное заболевание, то его не допускают к занятиям физкультурой в. течение 1—2 нед, иногда 3—6 мес и более.
Детям с сосудистыми осложнениями показаны занятия только в специальной группе (подгруппа «б».).
Больным в состоянии компенсации можно рекомендовать гимнастику, велосипедный, конькобежный, лыжный спорт, некоторые спортивные игры: городки, волейбол, настольный теннис. Особенно показаны спортивная ходьба, прыжки в длину и высоту, метание диска, гранаты, копья.
Прежде чем рекомендовать ребенку занятия спортом, нужно учесть, в какой мере Он склонен к гипогликемическим состояниям. Часто дети не регламентируют свои занятия спортом, выполняют нагрузки много часов подряд, что может привести к резкому физическому и эмоциональному переутомлению. Если  у здорового ребенка состояние после отдыха улучшается, то у детей, больных сахарным диабетом, нервно-психическое напряжение и энергетические затраты приводят к нарушению углеводного обмена и развитию гипогликемических состояний, иногда гипогликемической комы.
Учителям физкультуры в школе следует знать о том, что гипогликемическое состояние может развиться у ребенка внезапно, и уделять пристальное внимание детям, больным сахарным диабетом. Мы не рекомендуем больным участвовать в соревнованиях, заниматься на спортивных снарядах. Они  освобождаются от сдачи спецнормативов на присвоение спортивного разряда, зачетов по учебной спортивной программе в школе.
Систематические занятия спортом позволяю т значительно уменьшить дозу вводимого инсулина у ребенка, больного сахарным диабетом.



 
« Детская неврология   Детский церебральный паралич »