Начало >> Статьи >> Архивы >> Гематология детского возраста

Техника взятия крови - Гематология детского возраста

Оглавление
Гематология детского возраста
Введение
Эмбриональное развитие кроветворного аппарата
Особенности кровотворения у детей
Теория кровотворения
Эритроциты
Зернистые лейкоциты
Лимфоциты, агранулоциты, незернистые лейкоциты
Моноциты
Плазматические клетки
Мегакариоциты
Кровяные пластинки
Эндотелиальные клетки
Классификация нейтрофилов
Гемограмма по
Общие и физические свойства крови
Кровь детей в период новорожденности
Особенности крови детей первого года жизни
Особенности крови детей в возрасте старше одного года
Особенности крови у недоношенных детей
Особенности крови и кровотворного аппарата детей с диатезами
Химические и биохимические свойства крови
Анемии
Анемии эндогенного происхождения
Врожденные гемолитические анемии новорожденных
Гемолитическая анемия
Редкие формы гемолитической анемии
Анемия недоношенных детей
Апластическая анемия Эрлиха
Хлороз (бледная немочь)
Злокачественное малокровие
Послегеморрагические анемии
Алиментарные анемии
Анемии инфекционные и послеинфекционные
Токсические анемии
Анемии на почве негигиенического образа жизни
Псевдоанемия
Профилактика малокровия у детей
Лечение малокровия у детей
Полицитемии
Агранулоцитозы
Лейкозы
Острые лейкозы
Хронические лейкозы
Лечение лейкозов
Лимфосаркома
Миеломная болезнь
Ретикуло-эндотелиозы
Спленомегалии типа Гоше и Ниман-Пикка
Спленопатии
Лимфогранулематоз
Инфекционные гранулемы
Геморрагический диатез
Гемофилия
Гипоконвертинемии
Болезнь Верльгофа
Геморрагическая тромбастении
Болезнь Шенлейн—Геноха
Дифференциальный диагноз геморрагического диатеза
Лечение различных форм геморрагического диатеза
Пароксизмальная гемоглобинурия
Гематопорфирия
Симптоматические изменения крови при различных заболеваниях детей
Влияние эндокринных расстройств на состав крови
Техника взятия крови
Определение общего количества крови
Техника исследования морфологических особенностей крови
Счет кровяных телец
Определение цветового показателя
Приготовление мазков крови
Окраска препаратов
Подсчет лейкоцитарной формулы
Лейкоцитарный профиль Ш. Д. Мошковского
Дополнительные методы исследования
Техника исследования основных физико-химических свойств крови
Определение ферментов
Определение групп крови
Определение Rh-фактора
Техника прижизненного исследования кровотворных органов
Функциональная диагностика кроветворного аппарата ребенка
Таблицы

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ТЕХНИКА ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЛАВА I
ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ КРОВИ

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Морфологическое исследование крови у детей целесообразнее всего производить утром, натощак, по возможности избегая продолжительного плача и крика у детей раннего возраста и всяких энергичных движений, игр, возни и т. д. у детей более старшего возраста. В крайнем случае, если исследуется кровь у ребенка, который в силу тех или других обстоятельств не может долгое время оставаться без пищи, промежуток между моментом исследования и последним приемом пищи у маленьких детей должен быть не менее 4 ч, а у детей более старшего возраста — 6 ч. Соблюдение этих условий особенно важно, если у одного и того же ребенка проводятся повторные, сравниваемые между собой исследования. Все повторные исследования, с какой бы они целью ни проводились, будут иметь практическое значение лишь при точном соблюдении одних и тех же условий наблюдения.

ВЗЯТИЕ КРОВИ

Взятие крови из капилляров

Кровь для морфологического исследования берут у детей старшего возраста из пальца или мочки уха, у детей грудного или раннего возраста — из большого пальца ноги или пятки. Для того чтобы устранить явления венозного застоя, столь часто отмечаемые у маленьких детей, особенно в холодное время года, рука или нога ребенка погружается на несколько минут в теплую воду (40—42°) до появления активной гиперемии. При взятии крови из мочки уха надо избегать сильного механического растирания, так как в таких случаях в крови нередко обнаруживается примесь тканевых клеток и лимфы. Кожу тщательно вымытой и разогретой конечности очищают спиртом и эфиром, после чего делают укол иглой Франка (рис. 16), пером Дженнера (рис. 17), обыкновенным оспопрививательным ланцетом или просто иглой от шприца. Само собою разумеется, что колющий инструмент предварительно стерилизуется (обтирание спиртом, прокаливание на огне спиртовой лампочки или кипячение). Наносимый укол должен быть таким, чтобы кровь выделялась небольшими каплями без всякого надавливания или при очень легком боковом поглаживании и вместе с тем чтобы слишком большие и быстро выступающие капли крови не затрудняли исследования.
Первые, одна или две, капли обычно стираются ватой, и только кровь следующих капель берется для исследования.

Рис. 16. Игла Франка.
Хотя для большинства гематологических исследований у детей вполне достаточно крови, получаемой при помощи укола, все-таки иногда возникает необходимость в получении больших количеств крови, а потому мы и опишем вкратце технику венепункции у детей и технику пункции черепного синуса.

Рис. 17. Перо Дженнера.

Взятие крови из вен (венепункция) и синуса

У детей старшего возраста кровь берут обычно из видимых вен локтевого сгиба. Помощник сдавливает плечо рукой или накладывает на него резиновый бинт, но так, чтобы продолжал прощупываться пульс на a. radialis; ребенку предлагают сильно сжать кисть в кулак и сделать несколько сгибаний и разгибаний предплечья. Тщательно продезинфицировав (спирт, эфир) кожу над отчетливо выступающей веной (рис. 18), тонкой острой иглой с не очень длинным срезом на конце оперирующий делает прокол кожи и венозной стенки, причем фиксирует вену пальцем левой руки, расположенным кнаружи от места укола, и вводит иглу параллельно коже и в направлении тока венозной крови. После того как стенка вены проколота и из иглы появятся первые капли крови, снимают резиновый бинт и необходимое для исследования количество крови насасывают в шприц или же кровь просто вытекает сама в подставленный сосуд. По извлечении иглы кожу на месте укола смазывают йодом, поднимают руку кверху и накладывают на локтевой сгиб легкую давящую повязку.
У хорошо упитанных детей грудного и раннего возраста (до 1,5— 2 лет) не всегда легко удается пунктировать тоненькие и глубоко лежащие вены локтевого сгиба. При этом часто бывает значительно легче получить кровь из кожных вен черепа. Над хорошо заметной веной, чаще всего в области височной кости, выбривают волосы (при коротких и редких волосах это не обязательно), очищают кожу обычным способом и надавливанием пальцем вызывают застой крови и хорошее наполнение сосуда.

Взятие крови из вены локтевого сгиба
Рис. 18. Взятие крови из вены локтевого сгиба.
Взятие крови из черепного синуса у грудного ребенка
Рис. 20. Взятие крови из черепного синуса у грудного ребенка.

Игла вводится совершенно параллельно коже, причем голова ребенка, конечно, должна хорошо фиксироваться помощником (рис. 19). Ранку смазывают настойкой йода и заклеивают коллодием или накладывают на нее давящую повязку.
Взятие крови из черепной вены у грудного ребенка
Рис. 19. Взятие крови из черепной вены у грудного ребенка.
Хотя многие и рекомендуют пункцию v. jugularis, мы, по возможности, стараемся ее избегать как не совсем безопасную и предпочитаем в случае необходимости делать пункцию синуса.
Пункция черепного синуса также не должна рассматриваться как вмешательство совершенно невинное.
Выбрив волосы и продезинфицировав кожу в области большого родничка, вводят тонкую острую иглу, направляемую сагиттально спереди назад, параллельно поверхности черепа, в синус через кожу, прокалываемую непосредственно у самого заднего угла родничка (рис. 20 и 21).
Взятие крови из синуса
Рис. 21. Взятие крови из синуса (схема).
Желательно иметь на игле, на расстоянии 0,5—0,75 см от острого конца, небольшое металлическое утолщение, препятствующее излишне глубокому прохождению иглы в синус. Необходимое количество крови медленно извлекается шприцем. Ранка смазывается йодом и заклеивается коллодием.



 
« Гематологический и иммунологический мониторинг у детей больных ИЗСД в течение инсулинотерапии   Гематология детского возраста с атласом миелограмм »