Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Течение и лечение неврастении - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Течение неврастенической реакции (астенической и эксплозивной) в большинстве случаев благоприятное. Во многих случаях устранение причины является уже достаточным мероприятием для восстановления здоровья ребенка или подростка. Большое значение имеет перемена обстановки в тех случаях, когда источник травмирующего воздействия находится в семейной ситуации. Если удастся освободить ребенка от трудной для него жизненной ситуации, то все отмеченные выше патологические проявления постепенно сходят на нет.
Исход неврастенической реакции находится в тесной зависимости как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от условий среды и воспитания, в которых он находится. У детей с явлениями врожденной нервности, у соматически ослабленных детей неврастеническая реакция приобретает затяжное течение. Реакция принимает длительный характер также и тогда, когда окружающие ребенка лица — родители и педагоги — несправедливо обвиняют его в снижении успеваемости, наказывают, ранят его самолюбие. В таких случаях психическая травматизация становится длительной и нет полного восстановления здоровья, возникает астеническое развитие личности. У детей еще труднее, чем у взрослых, провести резкую грань между затяжной неврастенической реакцией и астеническим развитием личности, ибо остаточные явления после перенесенной психогенной реакции у них нередко служат исходным пунктом для патологического формирования характера. Поэтому так важно рано распознать неврастеническое состояние у ребенка и своевременно приступить к лечению.

При назначении тех или других медикаментозных средств и прежде всего бромистых препаратов необходимо учесть патофизиологические особенности неврастенической реакции, ее двух вариантов: астенического (характеризующегося ослаблением раздражительного процесса) и эксплозивного (преобладает нарушение активного торможения.
Данные о механизмах действия брома на высшую нервную деятельность и о его терапевтическом применении были представлены в работах И. П. Павлова и его учеников (М. К. Петрова). Применяя лечение бромом при экспериментальных неврозах у собак, удалось опровергнуть точку зрения, что бром понижает возбудимость мозговой коры. На основании экспериментальных данных было доказано, что бром имеет специальное отношение к тормозному процессу, в первую очередь восстанавливая и усиливая его, а затем уже в силу положительной индукции вторично повышается раздражительный процесс. Было установлено также, что бром, являясь усилителем и концентратором торможения, рассеивает гипнотическое состояние. Очень важен вывод о необходимости тщательной дозировки брома в зависимости от типа нервной деятельности и от физиологического состояния головного мозга и всего организма в данный момент. Бром оказывает более или менее существенное действие как при слабом, так и при сильном типе нервной деятельности, но дозировка его должна быть различной в зависимости от силы и работоспособности корковых клеток. Экспериментами на животных было доказано, что у собак со слабым тормозным типом нервной деятельности, а также у собак, ослабленных кастрацией, следует применять меньшие дозы брома, у собак с сильным типом — большие (большие дозы у собак со слабым типом нервной деятельности пользы не приносят, а иногда вызывают отравление).

Таким образом, для того чтобы бром оказался полезным, необходимо очень тщательно искать его оптимальную дозу, причем следует помнить, что диапазон дозировки брома очень велик.
Б. Н. Бирман и В. С. Зигель, проводившие лечение бромом при неврастенических состояниях у людей, также отмечают, что основное здесь — найти дозировку, адекватную типу нервной системы и состоянию ее нервных клеток в данное время. Лечение взрослых больных, страдающих неврастенией, они начинали с применения малых доз бромистого натрия (с 0,5% раствора); к более высоким дозам переходили только при отсутствии эффекта от малых (в таких случаях они применяли 1% раствор брома 3 раза по одной столовой ложке или 2% раствор 2 раза в день по чайной ложке). Длительность применения брома 3—5 недель. Результаты лечения бромом человека аналогичны тем, которые были получены при экспериментальных неврозах у животных: бром создает условия для повышения работоспособности клеток, усиливает и концентрирует тормозной процесс.
Положительные результаты были также получены в некоторых случаях при комбинации брома с кофеином. При этом доза кофеина должна соответствовать дозе брома. Так, например, у собак со слабым типом нервной деятельности дозировка брома от 0,-0005 до 7 г, кофеина — от 0,0001 до 1 г.
Кроме бромистых препаратов, при лечении неврастенических состояний нередко приходится прибегать к препаратам, кальция (хлористый, бромистый, фосфорнокислый и др.). Особенно показаны препараты кальция в случаях с преобладанием в клинической картине явлений двигательного беспокойства. Как и при других формах реактивных состояний, показана гидротерапия в виде теплых ванн, душа, влажных укутываний, обтираний и др.
Центральное место в лечебном плане принадлежит психотерапии.

Врач должен выявить, в чем сущность травмирующего переживания, и помочь ребенку устранить его. Ребенок или подросток, перенесший серьезную психическую травму, нуждается в усиленном внимании со стороны окружающих его взрослых. Но это внимание отнюдь не должно выражаться в преувеличенной заботе о его здоровье и 'постоянном напоминании о случившемся. Основная задача врача — переключить интересы больного на удовлетворяющую его деятельность, отвлечь его от неприятных переживаний интересной игрой или занятиями. При сильном перенапряжении в течение первых дней необходим полный покой.
Основное при лечении как острых, так и протрагированных астенических состояний—устранить ту тяжелую жизненную ситуацию, которая вызвала патологическую реакцию, и тем самым устранить тяжелый гнетущий аффект. В том случае, когда основным патогенным фактором является неуспеваемость в школе, необходимо прежде всего изменить режим и расписание часов  занятий и отдыха.
Важно учесть, что в некоторых случаях психическая травматизация ребенка связана с неправильным отношением к нему в семье и школе. Родители и педагоги не учли особенностей ребенка и не сумели к нему правильно подойти. Врач должен разъяснить родителям и педагогам, какие особенности данного ребенка мешают ему приспособиться к занятиям в школе, какой большой вред причиняет переобременение ребенка различными впечатлениями и не соответствующая его возможностям школьная нагрузка.
В тех случаях, когда изменить трудную для ребенка ситуацию не удается, следует на время удалить его из этой обстановки и поместить в учреждение санаторного типа. Перед педагогом санаторного отделения возникает чрезвычайно важная задача — восстановить нарушенную работоспособность ребенка или подростка, постепенно включая его в занятия, тщательно дозируя часы занятий и отдыха. Занятия с ребенком или подростком должны быть поставлены таким образом, чтобы изменить создавшееся у него неприязненное отношение к школе, вселить большую уверенность в свои силы, дать ему возможность испытать радость труда, совместной жизни в детском коллективе.
Ввиду единства соматогенного и психогенного факторов, участвующих в возникновении неврастенических реакций, при лечении этих детей чрезвычайно важно большое внимание уделять общеукрепляющим средствам, эндокринным препаратам, мероприятиям, способствующим физическому закаливанию ребенка, главным образом большой устойчивости его сосудистой системы. В этом отношении большое значение приобретает физкультура (лечебная ритмика, легкие виды спорта), ванны.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »