Страница 11 из 91
Течение неврастенической реакции (астенической и эксплозивной) в большинстве случаев благоприятное. Во многих случаях устранение причины является уже достаточным мероприятием для восстановления здоровья ребенка или подростка. Большое значение имеет перемена обстановки в тех случаях, когда источник травмирующего воздействия находится в семейной ситуации. Если удастся освободить ребенка от трудной для него жизненной ситуации, то все отмеченные выше патологические проявления постепенно сходят на нет.
Исход неврастенической реакции находится в тесной зависимости как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от условий среды и воспитания, в которых он находится. У детей с явлениями врожденной нервности, у соматически ослабленных детей неврастеническая реакция приобретает затяжное течение. Реакция принимает длительный характер также и тогда, когда окружающие ребенка лица — родители и педагоги — несправедливо обвиняют его в снижении успеваемости, наказывают, ранят его самолюбие. В таких случаях психическая травматизация становится длительной и нет полного восстановления здоровья, возникает астеническое развитие личности. У детей еще труднее, чем у взрослых, провести резкую грань между затяжной неврастенической реакцией и астеническим развитием личности, ибо остаточные явления после перенесенной психогенной реакции у них нередко служат исходным пунктом для патологического формирования характера. Поэтому так важно рано распознать неврастеническое состояние у ребенка и своевременно приступить к лечению.
При назначении тех или других медикаментозных средств и прежде всего бромистых препаратов необходимо учесть патофизиологические особенности неврастенической реакции, ее двух вариантов: астенического (характеризующегося ослаблением раздражительного процесса) и эксплозивного (преобладает нарушение активного торможения.
Данные о механизмах действия брома на высшую нервную деятельность и о его терапевтическом применении были представлены в работах И. П. Павлова и его учеников (М. К. Петрова). Применяя лечение бромом при экспериментальных неврозах у собак, удалось опровергнуть точку зрения, что бром понижает возбудимость мозговой коры. На основании экспериментальных данных было доказано, что бром имеет специальное отношение к тормозному процессу, в первую очередь восстанавливая и усиливая его, а затем уже в силу положительной индукции вторично повышается раздражительный процесс. Было установлено также, что бром, являясь усилителем и концентратором торможения, рассеивает гипнотическое состояние. Очень важен вывод о необходимости тщательной дозировки брома в зависимости от типа нервной деятельности и от физиологического состояния головного мозга и всего организма в данный момент. Бром оказывает более или менее существенное действие как при слабом, так и при сильном типе нервной деятельности, но дозировка его должна быть различной в зависимости от силы и работоспособности корковых клеток. Экспериментами на животных было доказано, что у собак со слабым тормозным типом нервной деятельности, а также у собак, ослабленных кастрацией, следует применять меньшие дозы брома, у собак с сильным типом — большие (большие дозы у собак со слабым типом нервной деятельности пользы не приносят, а иногда вызывают отравление).
Таким образом, для того чтобы бром оказался полезным, необходимо очень тщательно искать его оптимальную дозу, причем следует помнить, что диапазон дозировки брома очень велик.
Б. Н. Бирман и В. С. Зигель, проводившие лечение бромом при неврастенических состояниях у людей, также отмечают, что основное здесь — найти дозировку, адекватную типу нервной системы и состоянию ее нервных клеток в данное время. Лечение взрослых больных, страдающих неврастенией, они начинали с применения малых доз бромистого натрия (с 0,5% раствора); к более высоким дозам переходили только при отсутствии эффекта от малых (в таких случаях они применяли 1% раствор брома 3 раза по одной столовой ложке или 2% раствор 2 раза в день по чайной ложке). Длительность применения брома 3—5 недель. Результаты лечения бромом человека аналогичны тем, которые были получены при экспериментальных неврозах у животных: бром создает условия для повышения работоспособности клеток, усиливает и концентрирует тормозной процесс.
Положительные результаты были также получены в некоторых случаях при комбинации брома с кофеином. При этом доза кофеина должна соответствовать дозе брома. Так, например, у собак со слабым типом нервной деятельности дозировка брома от 0,-0005 до 7 г, кофеина — от 0,0001 до 1 г.
Кроме бромистых препаратов, при лечении неврастенических состояний нередко приходится прибегать к препаратам, кальция (хлористый, бромистый, фосфорнокислый и др.). Особенно показаны препараты кальция в случаях с преобладанием в клинической картине явлений двигательного беспокойства. Как и при других формах реактивных состояний, показана гидротерапия в виде теплых ванн, душа, влажных укутываний, обтираний и др.
Центральное место в лечебном плане принадлежит психотерапии.
Врач должен выявить, в чем сущность травмирующего переживания, и помочь ребенку устранить его. Ребенок или подросток, перенесший серьезную психическую травму, нуждается в усиленном внимании со стороны окружающих его взрослых. Но это внимание отнюдь не должно выражаться в преувеличенной заботе о его здоровье и 'постоянном напоминании о случившемся. Основная задача врача — переключить интересы больного на удовлетворяющую его деятельность, отвлечь его от неприятных переживаний интересной игрой или занятиями. При сильном перенапряжении в течение первых дней необходим полный покой.
Основное при лечении как острых, так и протрагированных астенических состояний—устранить ту тяжелую жизненную ситуацию, которая вызвала патологическую реакцию, и тем самым устранить тяжелый гнетущий аффект. В том случае, когда основным патогенным фактором является неуспеваемость в школе, необходимо прежде всего изменить режим и расписание часов занятий и отдыха.
Важно учесть, что в некоторых случаях психическая травматизация ребенка связана с неправильным отношением к нему в семье и школе. Родители и педагоги не учли особенностей ребенка и не сумели к нему правильно подойти. Врач должен разъяснить родителям и педагогам, какие особенности данного ребенка мешают ему приспособиться к занятиям в школе, какой большой вред причиняет переобременение ребенка различными впечатлениями и не соответствующая его возможностям школьная нагрузка.
В тех случаях, когда изменить трудную для ребенка ситуацию не удается, следует на время удалить его из этой обстановки и поместить в учреждение санаторного типа. Перед педагогом санаторного отделения возникает чрезвычайно важная задача — восстановить нарушенную работоспособность ребенка или подростка, постепенно включая его в занятия, тщательно дозируя часы занятий и отдыха. Занятия с ребенком или подростком должны быть поставлены таким образом, чтобы изменить создавшееся у него неприязненное отношение к школе, вселить большую уверенность в свои силы, дать ему возможность испытать радость труда, совместной жизни в детском коллективе.
Ввиду единства соматогенного и психогенного факторов, участвующих в возникновении неврастенических реакций, при лечении этих детей чрезвычайно важно большое внимание уделять общеукрепляющим средствам, эндокринным препаратам, мероприятиям, способствующим физическому закаливанию ребенка, главным образом большой устойчивости его сосудистой системы. В этом отношении большое значение приобретает физкультура (лечебная ритмика, легкие виды спорта), ванны.
|