Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Невроз страха - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 5
ПОДОСТРЫЕ ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ
(продолжение)
Невроз страха
Страхи у детей (особенно у детей младшего возраста) не могут рассматриваться как проявление болезни в настоящем смысле этого слова, так как повышенная пугливость в детском возрасте является еще и в известной степени физиологической. Все новое и неожиданное может вызвать у маленького ребенка страх.
И. П. Павлов считал, что физиологическим субстратом страха является тормозное состояние коры больших полушарий. Он рассматривал страх как проявление естественного рефлекса осторожности, пассивно-оборонительного рефлекса. В дальнейшем, параллельно с возрастом ребенка, по мере развития его второй сигнальной системы, усиления процессов активного торможения и накопления жизненного опыта, наклонность к страхам постепенно уменьшается или совсем исчезает. Однако под влиянием неправильного воспитания и психической травмы страхи у детей могут приобретать более упорный характер.
В то время как у здоровых детей страхи носят эпизодический характер, у детей с явлениями врожденной или приобретенной нервности иногда отмечается постоянная готовность к страхам. Самый приступ страха у этих детей имеет более интенсивный характер и сопровождается выраженными вегетативно-соматическими расстройствами. Под влиянием повторяющихся страхов сильно страдает и общее состояние ребенка (прежде всего сон и аппетит). Такие страхи, нарушающие общую жизнедеятельность ребенка и оказывающие влияние на все его поведение, являются уже симптомом болезненного состояния.
В клинической картине различных неврозов у детей синдромы страха занимают очень большое место. Те формы неврозов, в которых страхи представляют собой ведущий синдром, называют «неврозом страха».

Предрасполагающим фактором к возникновению невроза страха являются различные соматогенные вредности (истощающие инфекции, интоксикации, травмы и инфекции нервной системы) и неправильное воспитание. Как чрезмерно суровое, так и изнеживающее воспитание парализует нормальную активность ребенка, способствует развитию тревожности, боязливости и трусливости. В условиях неправильного воспитания чаще наблюдается фиксация внимания ребенка на вопросах собственного благополучия, снижается круг интересов ребенка, не развиваются в должной мере навыки к труду и жизни в коллективе. Таким образом, в результате длительного воздействия соматогенных и психогенных факторов создается «приобретенное предрасположение» к возникновению невроза страха.
Среди патогенных факторов, являющихся непосредственной причиной невроза страха, можно выделить две группы:

  1. остро и внезапно действующие психические травмы (острая шоковая или субшоковая реакция; см. лекцию 2);
  2. более длительно действующие психические травмы в. виде неблагополучной жизненной ситуации, создающей переживание конфликта (неуспеваемость в школе, разлука с близкими, болезнь и смерть близких).

В зависимости от преобладания тех или других патогенных факторов можно различать две клинические формы невроза страха.                                                  

Первую форму невроза страха, обусловленную острой психической травмой, правильнее характеризовать как «невроз испуга». Клинические проявления невроза испуга были описаны в лекциях о шоковых реакциях (лекция 2). Было указано, что клиническая картина этого варианта характеризуется своеобразной динамикой своего развития. Вначале под влиянием внезапного устрашающего фактора возникает резкий панический страх, сопровождающийся иногда измененным (сумеречным) сознанием, двигательным возбуждением или ступором и различными вегетативно-соматическими расстройствами. В дальнейшем при наличии новых раздражителей, напоминающих травмирующую ситуацию, в течение длительного времени могут вновь появляться приступы страха.
По мере отдаления от момента психической травмы клиническая картина приступа страха резко меняется. В отличие от первого периода в дальнейшем клиническая картина формируется уже при участии второй сигнальной системы, ребенок более сознательно относится к своим болезненным переживаниям страха.
Иначе говоря, речь идет уже не о шоковой реакции, а о неврозе страха в настоящем смысле этого слова.

Вторая клиническая форма невроза страха характеризуется более сложной клинической картиной и большим ее разнообразием. Течение более длительное и чаще наблюдаются рецидивы. При затяжном течении переживание страха в дальнейшем приобретает характер навязчивого состояния по типу фобии.
В происхождении и той, и другой формы невроза известную роль играют и индивидуальные особенности, разные при обеих этих формах.
Первая форма невроза чаще наблюдается у детей впечатлительных, пугливых, с выраженным пассивно-оборонительным рефлексом. На всякую перемену обстановки эти дети отвечают реакциями тормозного типа, на всякий новый неожиданный раздражитель реагируют испугом. Характерна для этих детей также повышенная внушаемость и самовнушаемость. Эти дети не по возрасту инфантильны, иногда даже у них несколько задерживается общее развитие (данные Е. Е. Сканави).
В преморбидных особенностях детей, страдающих второй формой невроза страха, отмечается ряд других черт, свойственных тревожно-мнительному характеру (в понимании А.     Н. Суханова). Они также впечатлительны и легко ранимы, очень внушаемы и самовнушаемы, но основным в их характере является тревожность, постоянное беспокойство о будущем, боязнь плохой отметки, страх наказания. Многие из них чрезмерно привязаны к своим родным, тревожатся за них; другие очень беспокоятся о своем здоровье. Роль индивидуальных свойств личности в происхождении второй формы невроза относительно больше, чем в происхождении первой.
Между отмеченными выше двумя клиническими формами невроза страха нет резкой грани. Это понятно, так как длительное аффективное напряжение в связи с конфликтом при трудной жизненной ситуации делает ребенка менее выносливым, и незначительные раздражители становятся для него сверхсильными, легко возникает шоковая реакция в форме «невроза испуга». И, наоборот, после перенесенной острой психической травмы, вызванной остро действующим интенсивным раздражителем, нарушаются приспособительные функции нервной системы, и ребенок плохо справляется с жизненными задачами, они становятся для него трудными. Возникают конфликтные состояния, лежащие в основе «невроза страха».
Приведем клинические примеры проявлений этих двух различных форм невроза. Считаем целесообразным распределить эти примеры в определенном порядке, начиная с более элементарных по своей клинической картине, которые часто трудно отграничить от состояний страха, наблюдаемых у здоровых детей, и кончая более сложными формами неврозов, принимающими затяжной характер. Часто это беспредметные страхи, сопровождающиеся плохим самочувствием, неприятными телесными ощущениями. Среди последних форм невроза страха чаще отмечаются протрагированные формы течения по типу патологического развития.
Более элементарные формы невроза, обусловленные острой психической травмой (невроз испуга), чаще наблюдаются у детей младшего возраста или инфантильных субъектов, у которых отмечается задержка развития.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »