Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Клиническая картина и течение невроза страха - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Клиническая картина этих форм более бледна и однотипна. Страхи чаще всего носят конкретный характер. В содержании страха обычно можно отметить связь с травмирующей ситуацией. Так, у ребенка, испугавшегося собаки, в дальнейшем при виде собаки возникает приступ страха. Нередко страх распространяется на сходные предметы. Например, ребенок, испугавшийся кошки, в дальнейшем испытывает страх не только перед кошкой, но боится всего мягкого, пушистого.

Т. П. Симеон описывает следующее наблюдение. Девочка 1 года 1 месяца, увидев на бульваре медведя, сначала как будто ему обрадовалась, но, когда медведь зарычал, стала дрожать, плакать. С тех пор у девочки возникает страх, когда она идет мимо бульвара, на котором видела медведя, боится даже взять в руки игрушечного мишку. Стала бояться висящего платья. По ночам просыпается с криком. До этого девочка развивалась нормально, страхов не было.

Особенно частой причиной неврозов испуга у детей являются драки, скандалы, вид пьяного человека.

Девочка 1 года 10 месяцев пережила сильный испуг: в комнате, где она спала, была драка. С тех пор при всяком шуме она дрожит «мелкой дрожью», плачет, когда видит «дядю», участвовавшего в драке. Если один другого дружелюбно возьмет за плечо, то девочка реагирует на это как на драку и тоже начинает дрожать. Ребенок развивался нормально; с рождения отмечено косоглазие. До инцидента была спокойным ребенком. Сейчас угрюмая, при недовольстве злобная, дерется, кусает себе руки, бьет мать (из наблюдений Т. П. Симеон).

Состояния страха протекают обычно в форме отдельных приступов. Каждый приступ сопровождается тревожным настроением, двигательной ажитацией, дрожью, подергиваниями и более или менее выраженными функциональными соматическими и вегетативными расстройствами. Приступы страха наблюдаются в различное время суток, но у маленьких детей чаще всего они бывают вечером или ночью («ночной испуг»; см. лекцию 8).

Течение обычно благоприятное, постепенно эти болезненные проявления исчезают. Затяжное течение этого невроза отмечается у физически ослабленных детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травмы мозга.
Иллюстрацией сказанного может служить следующая история болезни.

Девочка 11 лет. Раннее развитие нормальное, жила в деревне. В дошкольном возрасте была общительной, послушной. В возрасте 5 лет перенесла психическую травму: ее сильно перепугал один мальчик. С этого времени стала робкой, боязливой, тревожной. Пошла в школу с 7 лет, учится с трудом. За полгода до поступления в клинику девочка находилась в детском лагере, где дети пугали ее страшными рассказами. Однажды при засыпании, в полудремотном состоянии девочка сильно испугалась: она почувствовала, будто по ней пробежала мышь, «видела ее». С этого дня она не могла спать одна. Всякий раз, когда ложилась в постель, ей казалось, что видит мышь, что чувствует, как она бежит по ее руке, ощущала покалывание, как будто что-то ползает. Стала бояться оставаться одна дома. Мать нередко заставала ее в состоянии страха, рыдающей. Девочка перестала учиться в школе. В связи с этим была направлена в клинику.
Физическое состояние девочки при поступлении: отстает в развитии, питание пониженное, внутренние органы без изменений. Со стороны нервной системы органических изменений нет. Отмечаются лишь усиленные вегетативно-сосудистые реакции. Анализы мочи и крови без отклонений от нормы.
В беседе с врачом приветлива, робка, охотно говорит о своей болезни, ищет помощи у врача. В отделении с детьми тиха, малозаметна. Во время занятий в классе очень медлительна, плохо переключается с одного предмета на другой. К концу занятий работает быстрее, проявляет больше уверенности и самостоятельности. В первое время пребывания долго не засыпает, спит тревожно, часто вечером при засыпании «видит» мышь то. на себе, то на соседке по кровати. В это время чувствует, как что-то· ползает по руке; ей кажется, что на одежде дыра. Днем страха нет. Была проведено лечение бромом с кофеином; назначены теплые ванны. Страхи исчезли, девочка стала более спокойной. После месячного пребывания в клинике выписана в хорошем состоянии.

В данном случае течение невроза страха у соматически ослабленной девочки было затяжным. Однако лечение и перемена обстановки в сравнительно короткий срок избавили больную от страха. Наряду с этими более элементарными по своей картине формами неврозов, отражающими в своем содержании травмирующую ситуацию, существуют и другие, более сложные, где выявить причину страха часто бывает трудно.
У детей младшего возраста очень часто наблюдается страх одиночества. Ребенок не отпускает от себя мать, всюду следует за ней. При уходе матери из дому у него отмечаются такие резкие аффективные вспышки с двигательным возбуждением, плачем, что мать вынуждена остаться дома. Такой страх расставания с матерью мы наблюдали у некоторых детей при поступлении в школу. Это обычно неправильно воспитанные, «заласканные» дети, не приученные к самостоятельности, плохо привыкающие к школе. При умелом педагогическом подходе эти страхи обычно скоро проходят. Новая обстановка, интересные впечатления дают много новых эмоциональных раздражителей. При отсутствии педагогического подхода такие страхи могут принять длительный характер. Это клиническая разновидность страха описана разными авторами под названием «школьный невроз».

У такого ребенка, впервые поступившего в школу (в возрасте 7—8 лет), каждый раз при необходимости идти туда меняется состояние. Он становится раздражительным, агрессивήыμ, настаивает на том, чтобы его отпустили из школы. Родители иногда не понимают патологического характера страха ребенка перед школой, реагируют на это как на упрямство, что еще больше углубляет тяжесть невротического состояния. В одних случаях этот страх перед школой связан с боязнью расстаться с матерью, к которой ребенок очень привязан, в других — с боязнью перемены обстановки. В некоторых случаях, чтобы избавиться от неприятного переживания, от необходимости идти в школу, ребенок жалуется на головную боль, усталость. Иногда в этом периоде появляется недержание мочи и кала, анорексия, отказ от еды. У некоторых детей проявление страха перед школой выражается просто в том, что ребенок убегает из школы, все время проводит на улице. Возникает новая травмирующая ситуация, боязнь, что родители узнают о его обмане. Тем самым патологическая реакция затягивается.
Дети, страдающие боязнью пойти в школу, характеризуются повышенной тормозимостью, большой впечатлительностью и неуверенностью в себе, Наряду со страхом перед школой у них отмечаются и другие формы страха.
Приведем клинический пример.

Девочка 9 лет развивалась нормально. В раннем возрасте перенесла ряд инфекций (дизентерию, ветряную оспу, паротит), после которых осталась соматически ослабленной. По характеру была очень застенчивой, впечатлительной, робкой. Воспитывалась матерью и бабушкой, которые ее чрезмерно опекали и не приучали к самостоятельности. Девочка росла среди взрослых, мало общалась с детьми. 7 лет пошла в школу и в первый же день очень испугалась, оказавшись случайно запертой в уборной (дверь автоматически захлопнулась). Когда девочка вернулась с опозданием в класс, неопытная учительница вместо того, чтобы ее успокоить, сделала ей замечание в резкой форме. Девочка долго плакала, просилась домой к маме. Стала отказываться посещать занятия, так как боялась школы и учительницы. Согласилась вернуться туда лишь при условии, что мать будет вместе с ней в школе. Через несколько дней, обнаружив, что в вестибюле матери иет, девочка стала громко кричать и снова отказалась посещать школу. Возобновила занятия только после курса психотерапии, проведенного врачом психоневрологического диспансера. В течение нескольких месяцев училась удовлетворительно. Однако после перенесенной болезни (затяжной грипп, бронхит) вновь отказалась посещать школу, занималась с учительницей дома. Длительное наблюдение в детском психоневрологическом диспансере не обнаружило у девочки других психических расстройств, кроме страха перед школой. Девочка вполне доступна, критически относится к своим страхам, говорит: «Хочется пойти в школу, но боюсь». Чрезмерно привязана к матери. Эмоционально живая, интеллект развит достаточно (наблюдение Ф. Я. Кацнельсона).
Лоней (Launay) выделяет две клинические формы школьного невроза. Первая чаще встречается у детей младшего возраста и проявляется в вегетативно-соматических расстройствах (анорексия, привычная рвота, энурез и др.), причем ребенок нередко «использует» эти болезненные проявления для того, чтобы избегнуть неприятной для него ситуации — направления в школу. Вторая форма, наблюдающаяся чаще у детей старшего возраста, характеризуется более сложной клинической картиной. Речь идет о настоящей фобии,— немотивированном страхе перед школой,— с которым ребенок не в состоянии бороться.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »