Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Истерия - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 6
ПОДОСТРЫЕ ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ
(Продолжение)
Истерия, истерические реакции
Сущность того патологического состояния, которое лежит в основе истерической реакции, в течение долгих лет различные авторы объясняли неодинаково. Одни видели основное расстройство в повышенной внушаемости (В. М. Бехтерев, Бабинский, Шарко), другие — в изменениях аффекта, третьи объясняли происхождение истерической реакции наличием волевой тенденции — «злой воли» к болезни. В каждой из трех названных выше теорий есть какое-то зерно истины, но ни одна из них, в отдельности взятая, не может объяснить, сущности истерической реакции.
Повышенная внушаемость и самовнушаемость являются одним из существенных моментов в механизме истерической реакции. Без этих особенностей было бы трудно объяснить, каким образом доминирующее представление приобретает большую патогенную значимость и оказывает такое сильное воздействие даже на те соматические функции, которые обычно не поддаются влиянию воли. Однако можно ли считать повышенную внушаемость специфичной только для истерической реакции?
Есть достаточно оснований ответить на этот вопрос отрицательно, ибо повышенная внушаемость или самовнушаемость характерны также для ипохондрических форм, для навязчивых состояний. Теория, выдвигающая на первый план повышенную внушаемость, не удовлетворительна еще и потому, что она не объясняет, на чем основана повышенная внушаемость, что придает такую большую силу доминирующей идее. Иначе говоря, не учитывается роль аффекта как центрального звена в происхождении психогенной реакции.

Аффектогенная теория истерии, получившая большое распространение, также не может дать исчерпывающего объяснения истерии. Особенно это касается теории Фрейда, о методологической порочности которой мы уже говорили (см. лекцию 1).
Не может полностью удовлетворить советского психиатра и третья точка зрения, когда подчеркивается целевой характер истерической реакции, определенная тенденция использовать болезненный симптом для своей выгоды («бегство в болезнь» от трудной жизненной ситуации).
Сложность клинических проявлений истерии не может быть понята в свете этой теории. Разнообразные симптомы истерии нельзя объяснять только «волей» к болезни. К таковым относятся некоторые анестезии, стриарные автоматизмы, связанные с функционально-динамическими нарушениями корковых и подкорковых систем.
Некоторые психиатры (Крепелин, Кречмер) стремились создать построенную на эволюционном принципе биологическую теорию истерии. В свете биологической концепции истерическая реакция рассматривается как одна из форм старых защитных механизмов, появление которой свидетельствует о регрессе психики на более низкие онтогенетические ступени развития. Многие из истерических симптомов трактуются как старые защитные акты, бывшие когда-то целесообразными (на более низких ступенях филогенетического развития). Так, истерическое сумеречное состояние с психомоторным возбуждением сравнивается с реакцией «двигательной бури», а психомоторный ступор сопоставляется с картиной «мнимой смерти», появляющейся у животных в момент смертельной опасности. Преимущество этой теории, рассматривающей истерические симптомы, как филогенетически старую защитную реакцию, можно видеть и в том, что она лучше объясняет, почему к истерическому типу реагирования более предрасположены лица с незрелостью (инфантильностью) психики врожденного или приобретенного характера.
Подчеркивая продуктивность биологической концепции истерии, мы все же должны указать, что она не может объяснить многие из истерических проявлений, так как нельзя сводить всю клиническую картину истерической реакции к предуготованным шаблонам филогенетических, старых, инстинктивных механизмов.
Параллельно с развитием физиологического направления в психиатрии и укреплением ее материалистических позиций для объяснения истерических расстройств все больше привлекаются физиологические теории.
Физиологическую теорию истерии советские психиатры строят на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
И. П. Павлов считал, что объективное изучение высшей нервной деятельности так подвинулось вперед, расширилось и углубилось, что не является рискованным физиологически понимать и анализировать такую сложную патологическую картину, какую представляет собой истерия.
Характерным для истерии И. П. Павлов считает: 1) функциональную слабость коры при преобладании подкорковых импульсов; 2) неуравновешенность двух сигнальных систем, причем слабой оказывается вторая. Слабость второй сигнальной системы объясняет склонность истеричных к необузданному фантазированию и в крайнем пределе — к сумеречным состояниям.
На основном фоне слабости больших полушарий истеричных постоянно и в разнообразных комбинациях обнаруживаются три частных физиологических явления: 1) легкая подверженность гипнотическому состоянию в разных степенях вследствие того, что даже обычные жизненные раздражения оказываются сверхмаксимальными и сопровождаются запредельным разлитым торможением (парадоксальная фаза); 2) чрезвычайная зафиксированность и концентрированность нервных процессов в отдельных пунктах коры вследствие преобладания подкорки; 3) чрезмерная сила и распространенность отрицательной индукции, т. е. торможения.
Очень ценно в концепции И. П. Павлова выдвинутое им положение о динамическом соотношении двух уровней — коркового и подкоркового. Это соотношение представлено И. П. Павловым следующим образом: бодрое деятельное состояние больших полушарий отрицательно индуцирует подкорку, задерживает ее деятельность, и, наоборот, задержанное, заторможенное состояние полушарий освобождает подкорку, усиливает ее деятельность. У истеричных легко наступают аффективные взрывы и особые приступы инстинктивной и рефлекторной деятельности («буйство подкорки», как назвал это состояние И. П. Павлов).
Н. И. Красногорский и его ученики, изучая условные и безусловные рефлексы при истерии у детей, пришли к выводу, что нервные клетки истеричных детей быстро истощаются, они не переносят никаких более или менее сильных раздражителей, развивая в этих условиях защитное торможение.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »