Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Симптоматика истерической реакции - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Симптоматика истерической реакции у детей имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с тем, что наблюдается у взрослых. Как и при многих других детских нервно-психических расстройствах, нарушения двигательной сферы и здесь относятся к числу наиболее частых синдромов. Из них первое место по частоте занимает астазия-абазия, для которой характерна возможность двигать конечностями при полном отказе от ходьбы и стояния. Варианты астазии-абазии (спастические, паралитические) одинаково часто встречаются в детской практике. В некоторых случаях нарушение двигательных функций сопровождается слабостью движений, нарушением уверенности в направлении движений, расстройствами координации по типу хореи и атаксии.
Следующим по частоте расстройством являются истерические параличи, среди которых встречаются и вялые формы, и с контрактурами. Наиболее часто отмечается параплегия нижних конечностей, реже верхних. Гемиплегии истерического характера наблюдаются у детей значительно реже. Поражение конечностей обычно резко ограничено суставной линией; изолированных параличей отдельных мышц не отмечается. Важно указать также на редкость поражения лицевой мускулатуры при истерических гемиплегиях. Отмечающиеся контрактуры при истерических параличах более массивны, часто наступают остро, по апоплектиформному типу.
Ирритативные симптомы встречаются значительно реже, из них наиболее частой формой являются хореиформные гиперкинезии с характерными, ритмически повторяющимися движениями.
Из моторных ирритативных симптомов следует еще упомянуть о припадках. Сложная картина истерического припадка, описанная Шарко под названием «большой истерии», с последовательной сменой отдельных стадий (истерическая дуга, клоунизм, стадия страстных поз и театральных движений) у детей встречается редко.
Припадки характеризуются размашистыми движениями с обилием выразительных жестов. Следует отметить легкое возникновение припадков при давлении на так называемые истерические пункты. Это удается у детей легче, чем у взрослых, и часто не требует даже определенных мест; иногда при надавливании на любое место у ребенка можно вызвать припадок. После припадка в течение некоторого времени могут остаться параличи, контрактуры, разные расстройства дыхания по типу астмы, респираторные аффективные судороги. Особого упоминания заслуживает истерический кашель, особенно часто встречающийся у детей, перенесших коклюш. Отмечаются также судорожные расстройства в области пищеварительного (судорожное глотание, рвота, задержка дефекации) и мочеполового (спазмы мочевого пузыря, задержка мочи) аппаратов. Судорожные проявления отмечаются также в области речевых функций (истерическое заикание). Нередки истерический мутизм и афония.
Изменения чувствительности в форме гипо-  и гиперестезии у детей встречаются значительно реже, чем у взрослых. Этим изменениям присущи все особенности, характерные для истерических расстройств, а именно: изменение чувствительности всегда ограничивается зонами, зоны выпадения соответствуют примитивному представлению больного об анатомии. Это обычно целый орган, конечность, рука или нога до определенного сустава. Иногда зона выпадения соответствует определенной части туалета — чулок, пояс, шапка. Особенно часто снижение чувствительности слизистых оболочек.

Отсутствие конъюнктивального и глоточного рефлексов считается характерными истерическими стигматами.
Проявление гиперестезии у детей выражается в идиосинкразии к определенным раздражителям: шерсти, меху, металлу, определенным запахам и др.
Из расстройств органов чувств наиболее частым является в детском возрасте истерический амавроз (истерическая слепота); психогенная глухота у детей встречается реже (нам пришлось наблюдать один лишь случай истерической глухоты). Нередкий симптом — истерический блефароспазм.
Особое место в клинической картине истерии у детей занимают пароксизмы с различными формами измененного сознания. Часть из этих пароксизмов проявляется обмороками с характерной бледностью лица, расслабленностью мускулатуры, малым пульсом, .нечувствительностью к внешним раздражениям. У детей старшего возраста отмечаются и более выраженные психопатологические расстройства по типу так называемых истерических сумеречных состояний. Каждый приступ сопровождается устрашающими переживаниями с криком и неистовством. Характер измененного сознания в этот период не такой грубый, как при органических формах (в большинстве случаев речь вдет не о помраченном, а об аффективно суженном сознании). Больные сохраняют способность избегать опасности, не разрушают тех предметов, которые нужны, говорят по-разному с людьми, находящимися с ними в разных общественных взаимоотношениях. Однако воспоминание о пережитом во время приступа часто отсутствует или сохраняется лишь частично. Чаще, чем выраженные формы так называемых истерических сумеречных состояний, отмечаются особые приступы, во время которых ребенок ведет себя не соответственно возрасту: шепелявит, сюсюкает, как маленький; играет в игры, не соответствующие его возрасту, дает ответы не по существу. Все поведение его носит характер какой-то нарочитости, игры, что вполне соответствует тем картинам, которые у взрослых описаны под названием псевдодементного состояния и пуэрилизма.
У детей младшего возраста эти приступы измененного сознания встречаются реже. Наиболее частой формой пароксизмов у них являются аффективные вспышки гнева и злобы, заканчивающиеся иногда судорожными состояниями, так называемыми аффективно-респираторными судорогами.

Самая возможность выраженных форм истерических реакций в раннем детском возрасте в настоящее время уже никем не оспаривается. Некоторые авторы считают, что в младшем детском возрасте они встречаются чаще у мальчиков, чем у девочек. Брунс (Bruns) чаще всего отмечает начало истерических проявлений в возрасте 7—14 лет, а в отдельных случаях — между 4-м и 6-м годом (астазия-абазия). Случаи контрактуры и тремора головы наблюдались им уже у детей 3-летнего возраста. Из советских авторов о ранних формах истерических реакций писала Т. П. Симеон. Ею описано несколько случаев, когда в годовалом возрасте проявлялись выраженные истерические симптомы. Ребенок при неудовольствии падает навзничь, изгибается дугой, делает движения, как будто плавает. Если в это время мать подходит к нему и исполняет его желания, припадки тотчас же прекращаются. Этот же автор отмечает, что уже в 2-летнем возрасте дети с целью добиться желаемого нередко используют имеющуюся у них готовность к спазмофильным припадкам.
Каковы отличительные особенности детской истерии по сравнению со взрослой? Большинство авторов, изучавших этот вопрос, отмечает следующие особенности истерии у детей: 1) массивность истерических проявлений; 2) большая динамичность симптомов; 3) моносимптомность (по данным Е. Е. Сканави симптомы могут варьировать в пределах одной и той же физиологической системы).
При наличии каких-либо болевых ощущений истеричные дети кричат, неистовствуют, вертятся в кровати, в то время как дети с органическим характером заболевания при таких же болевых ощущениях лежат тихо и спокойно. Массивный характер имеют и истерические контрактуры, которые по своей силе значительно превосходят органические формы. Истерические параличи и анестезии также носят тотальный характер; ни одно движение не удается.
То же относится и к истерическому мутизму, который в противоположность органической афазии не обнаруживает никаких остатков речи, больные не могут произнести ни одного звука.           
При распознавании истерической природы того или другого симптома (паралич, контрактура, анестезия) всегда остается в силе основное положение: истерия в своих симптомах «эмансипируется» от тех анатомо-физиологических соотношений, которые характерны для сходных расстройств органического происхождения. Доминирующими здесь являются «наивные анатомические представления». Выше уже было указано, что истерический паралич и истерическая анестезия всегда захватывают конечность в пределах того или иного сустава.

При истерическом амаврозе отсутствует гемианоптическое сужение в поле зрения.
Важным диагностическим признаком при истерических реакциях является наличие психогенного повода (при несоответствии между незначительностью причины и массивностью реакции). Естественно, что этот важный признак ни в коей мере не может считаться решающим, так как психогенный повод нередко играет роль в возникновении органических заболеваний. Податливость симптомов психотерапевтическим воздействиям — важный, но также не абсолютный признак, так как это отмечалось и при органических заболеваниях центральной нервной системы (при закрытой травме мозга и энцефалитах).
При дифференциальном диагнозе истерии ошибочная диагностика может иметь место в двух направлениях: во-первых, поставив диагноз истерии, можно не распознать органического заболевания мозга, во-вторых, истерическая реакция неправильно трактуется как тяжелый церебральный процесс.
Особенно часты затруднения в дифференциальной диагностике истерических проявлений при подкорковых заболеваниях мозга. Нередко наблюдаются истерические симптомы при эпидемическом и ревматическом энцефалитах, проявляющиеся как в отдельных пароксизмах, так и в длительных состояниях психопатического поведения. Элементарность проявления, импульсивный характер двигательного беспокойства, неврологическая картина и, наконец, анамнестические данные позволяют поставить правильный диагноз.
В клинической практике наиболее часто приходится проводить дифференциальную диагностику между эпилепсией и истерией, протекающей с судорожными припадками. В лекциях, посвященных эпилепсии, мы уже касались этого вопроса. Истерический припадок имеет ряд существенных отличий от эпилептического: 1) реактивное начало припадка вслед за неприятным переживанием; 2) отсутствие в картине припадка полной потери сознания, упускания мочи и кала, тяжелых ушибов, прикуса языка; сохранность зрачковых реакций; самый характер двигательных проявлений в картине истерического припадка имеет ряд особенностей: они размашисты, массивны, сопровождаются массой выразительных движений; 3) длительность истерического припадка также значительно больше, чем эпилептического, и может достигать нескольких часов; 4) картина постприпадочного состояния при истерической реакции отличается от эпилепсии (отсутствует оглушенность, а последующий сон не носит патологического характера).

Однако следует учесть, что в отдельных случаях, когда истерическая реакция возникает у лиц с резидуальной церебральной неполноценностью, картина судорожного припадка может соответствовать эпилептическому. В этих случаях любой из симптомов эпилептического припадка, кроме симптома Бабинского, может встречаться при истерическом припадке. Поэтому при дифференциальной диагностике эпилепсии приходится руководствоваться не только картиной припадка, но и данными тщательного анализа всей картины заболевания.
Дифференциально-диагностические трудности могут возникнуть и при отграничении истерической реакции от других психогенных форм. Часто трудно отграничить истерическую реакцию от шоковой, так как клинические проявления той и другой формы нередко очень сходны. Характерные признаки шоковых форм (большая глубина помрачения сознания, более выраженные вегетативно-вазомоторные признаки, наклонность к более элементарным судорогам и сумеречным состояниям) не всегда могут служить критерием дифференциальной диагностики, особенно в клинике детских психических заболеваний. Кроме того, признаки, характерные для истерических сумеречных состояний (как театральность, пуэрилизм, ответы невпопад), иногда могут иметь место и в картине эмоциогенной шоковой реакции. Основное различие истерической реакции от шоковой не столько в самих симптомах, сколько в особенностях структуры переживания. Специфичным для истерии является наличие конфликтного переживания (неудовлетворенность больного своим положением, жажда внимания, стремление поднять свою значимость); тогда как шоковая реакция связана с чрезвычайным раздражителем, конфликтное переживание отсутствует.
Ошибочно применяется название истерической реакции к тем патологическим реакциям у детей, которые возникают по механизму патологических условных связей. Первоначальной причиной патологической реакции является чрезвычайный раздражитель, испуг, вызывающие сильное волнение или какое-нибудь другое неприятное переживание. В дальнейшем всякая ситуация, которая лишь отдаленно напоминает пережитое, вновь дает аналогичные реакции. Так, например, маленький ребенок, испугавшись кошки и реагируя на это сильной дрожью, всякий раз начинает вновь дрожать, когда видит мех, напоминающий кошку. Однако патологическая реакция может со временем приобрести и истерический характер. У детей, страдавших ранее коклюшем, в дальнейшем эта наклонность к спазматическому кашлю часто используется для привлечения к себе внимания родителей.
У маленьких детей с наклонностью к спазмофилии относительно чаще, чем у других, в определенной ситуации развивается судорожное состояние, которое носит название аффект-респираторных судорог. Не дали любимую игрушку, не выполнили желания, когда ему этого хотелось,— в ответ на это ребенок «закатывается», синеет, появляются клонические судороги, на высоте припадка часто помрачается сознание. У детей с вегетативно-сосудистой неустойчивостью, с наклонностью к обморочным состояниям последние могут возникнуть под влиянием обиды, ревности, отказа в любимой игрушке.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »