Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Лечение истерических реакций - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лечение истерических реакций у детей всегда требует подробного и точного анализа индивидуальных особенностей каждого отдельного больного. Здесь не существует шаблона и общих мерок.
Важным условием успешного лечения является возможно ранняя перемена обстановки, изъятие ребенка из домашней среды. Это является обязательным условием в тех случаях, когда истерическая реакция принимает затяжной характер и окружающие ребенка родные не справляются с его капризами. Многие из мероприятий, которые в домашней обстановке представляются невыполнимыми (при отказе от еды, приема лекарства), в клинике проходят совершенно гладко. В некоторых случаях сама перемена обстановки, разрыв с семьей, плохо влияющей на ребенка, правильный режим, спокойный и внимательный уход медицинского персонала уже являются достаточными для исчезновения истерических симптомов.
В отношении лечения отдельных истерических симптомов может быть использована различная тактика.

  1. Сознательное «игнорирование» истерических симптомов. Этот метод лечения наиболее применим в случаях истерической рвоты, анорексии, болей и др. Особенно полезен этот метод при истерических припадках. Если есть уверенность в том, что припадок протекает при ясном сознании и не представляет угрозы для физического здоровья ребенка, самым лучшим мероприятием — сделать вид, что ничего особенного не произошло. Иногда ребенка нужно оставить в кровати до тех пор, пока не прекратится припадок.
  2. Используют также «шоковый» метод. Он наиболее применим в тех случаях, когда преобладают явления выпадения (истерические параличи, астазия-абазия, афония, мутизм). Этот метод сводится к следующему: ребенка, страдающего истерическими параличами, ставят на ноги и энергично приказывают: «Сейчас иди!» Это острое неожиданное вмешательство сразу действует, как шок, может снять торможение, и ребенок действительно пойдет. Это воздействие в форме приказа иногда дополняется еще электрическим раздражением парализованной руки или ноги. Ребенок, который видит движение руки под влиянием электрического тока, убеждается в возможности ее функционирования. Этот резкий метод «драстического» воздействия нужно использовать очень осторожно, причем лишь в тех случаях, когда имеется абсолютная уверенность в удаче. При нереализованном внушении ребенок может потерять доверие к врачу и тем самым исключается возможность дальнейшего психотерапевтического вмешательства.

Понятно, что при выраженных контрактурах со вторичными атрофиями, гиперальгезией суставов нельзя применить такого шокового воздействия.

  1. Большая часть истерических детей подвергается лечению третьим способом, который заключается в медленной активной психотерапевтической работе с больным. Этот метод был применен и к нашей больной. При лечении таким медленным психотерапевтическим воздействием следует различать три периода. Первый, подготовительный, период посвящается тщательному знакомству врача с больным, анализу травмирующих его факторов. Необходимо знать не только прошлое больного, но и его надежды на будущее, его мечты и планы. Этот постоянный контакт дает возможность врачу завоевать доверие больного, преодолеть ту настороженность и недоверчивость, которые так часто имеются у этих больных. Ни в коем случае больной не должен подозревать, что врач считает его болезнь притворством; наоборот, врач всячески должен выражать свое сочувствие больному. В следующем, втором, периоде, когда обследование больного закончено и контакт с ним налажен, можно приступить к систематической психотерапевтической работе.

Наряду со специальными психотерапевтическими мероприятиями, как внушение, гипноз и психотерапевтические беседы в духе рациональной психотерапии, должны найти применение различные методы физического воздействия (электротерапия, гидротерапия, массаж, гимнастика, физкультура и др.).
Метод внушения и гипноза не является основным в лечении истерических реакций, тем не менее в отдельных случаях применение этих методов вполне целесообразно.
Дети благодаря повышенной внушаемости легко поддаются гипнозу. Затруднение отмечается лишь у детей раннего возраста, которые не понимают задания, а также при резко сниженном интеллекте, расстройстве внимания и упорном противодействии гипнозу. Гипноз показан при таких истерических проявлениях, как параличи, мутизм, афония, астазия-абазия.
В нашем опыте психотерапевтической работы с детьми, страдающими истерическими реакциями, мы никогда не делали акцента на тех средствах, которые сопряжены с болевыми раздражениями, как это предлагают некоторые авторы. Мы всегда старались выбрать то средство, которое еще до сих пор не было знакомо больному. Важно, чтобы при назначении тех или других процедур врач проявил достаточную решительность и настойчивость, никакие колебания в выборе средств не должны иметь места. Лечение должно быть систематическим. При назначении определенных сроков (когда можно предполагать исчезновение того или другого симптома) следует лишь остерегаться чрезмерной категоричности.
Особенно большое значение имеет правильная организация третьего периода лечения, когда большинство болезненных симптомов исчезает и больной часто находится в состоянии растерянности, амбивалентности в связи со страхом перед возвращением в трудную для него жизненную ситуацию. Много искусства и творческой активности требуется от врача для того, чтобы перевоспитать личность ребенка или подростка, изменить его направленность, уменьшить фиксацию его внимания на самом себе, привить ему другие интересы. Понятно, что здесь требуется точное знание не только возможностей ребенка, но и тех условий, в которых он будет жить.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »